Дегуманизация искусства. Энди Уорхол

«Шикарная ублюдочность, глубоко пассивное удивление, завораживающее тайное знание…» — так словами из «Философии Энди Уорхола» можно определить личность её же автора. И, действительно, в этой фразе кроется часть правды, поскольку Уорхол был и циничен, и безучастен, но, казалось, владел чем-то, что было недоступно большинству.

Рожденный между мировыми войнами сын словацких эмигрантов Андрей Вархола из болезненного ребенка и школьного аутсайдера вырос в самую главную фигуру современного искусства XX века. Он обошел по известности художников Баскию и Ольденбурга, чьи имена вспоминаются не так часто, как имя Уорхола. Его картины, воспевающие величие предметов примитивной бытности и демонстрирующие «надуманные» иконы человечества, уходили с молотка за сотни миллионов, - в 2013 году «Серебряная автокатастрофа (двойная авария)» была продана за рекордные 105,4 млн. долларов. Энди Уорхол заметил как-то, что хороший художник в Нью-Йорке тот, о котором пишут газеты. В таком случае (по крайней мере, в США) масс-медиа на самом деле является «четвёртой властью», способной «творить историю и кумиров». Впрочем, низвергать их с пьедесталов – тоже.

…Он начинал как коммерческий иллюстратор и оформитель витрин, потом был подписан контракт с «Vogue» и «Harper’s Bazaar». После успеха первой крупной выставки, состоявшейся в 1962 году на Манхэттене, где были представлены знаменитые «Campbell’s Soup Cans» и «Coca-Cola 210 bottles», Уорхол покупает арт-студию («Фабрику»). Неожиданно возомнивший себя журналистом «живописец» любил записывать «интервью», а чаще, просто говорящих между собой людей, - гостей «Фабрики»,-  утверждая, что это ему нравится «намного больше, чем создавать картины». Так, в середине 60-х появилось огромное количество короткометражных фильмов, на которых его друзья актеры, художники, музыканты «просто беседуют» на разные темы. Уорхол вообще любил неожиданные, шокирующие «непосвящённых» переходы от одного действия к другому. Чего стоят, например, «творческие эксперименты» вроде «уринальной живописи», когда «хозяин» приглашал нью-йоркских знаменитостей,… чтобы завершить акт «мистерии»: помочиться на холсты. В 1969 совместно с Джоном Уилкоком он создаёт «кристальный шар поп-культуры» — журнал «Interview», в котором звёзды общались со звездами, при этом «тексты» почти не редактировались, дабы сохранить в первозданном виде «живую народную речь».

Наркотическое безумие вечеринок «Фабрики» стало толчком для развития Энди Уорхола как режиссёра, а, «неожиданно свершившаяся» сексуальная революция в этих богемных кругах, породила такое явление как «Blow Job». В наибольшей степени суть «фабричного» духа внешне выражает фильм «Винил», снятый в 1965 году, — экранизация антиутопического скандального «Заводного апельсина» Энтони Берджесса. Актёры, заключенные в плену кадра, совершают телодвижения, будучи при этом статичными. Динамика внешнего действия сливается с полным внутренним бездействием, как и в романе Берждесса, где главный герой, находясь в событийном вихре, который должен был его изменить, остается всё той же жестокой личностью.

Уорхол никогда не оставлял лица на своих картинах в «изначальном» состоянии — он всегда убирал ретушью все прыщи, морщины и любые изъяны. В его видении недостатки человека были эфемерны, поскольку настоящее твоё лицо — это то, которое видишь ты сам, а оно, как правило, совершенно. И ни к чему создавать что-то, что противоречит твоей, именно твоей, идее прекрасного. – Поэтому все персонажи на его картинах выглядят не как живые люди, а, скорее, как символы культа, в рамки которого они были вписаны масскультурой. В этом состоит мифологизация (со знаком минус) реальности, её сознательное упрощение, «обездвиживание», -  неудивительно, поэтому, что «гений поп-арта» любил пластиковую громаду Лос-Анджелеса и Голливуда, утверждая, что и сам хотел бы быть пластиковым. Пластиковыми он и делал изображенных на своих картинах людей — Пресли, Монро, Тейлор... Да и вообще, как можно воспринимать культуру и традиции других стран и народов, если:

«Самое прекрасное в Токио — Макдональдс. Самое прекрасное в Стокгольме — Макдональдс. Самое прекрасное во Флоренции — Макдональдс. В Москве и в Пекине пока нет ничего прекрасного».

Вполне закономерным для Уорхола являлся и «повышенный интерес» к теме смерти, распада, который особенно обострился после покушения на него Валери Соланас. В 1962 он выпускает цикл работ под названием «Смерть и катастрофы», материал для которого берёт из газетных статей, впечатывая в историю безвестных самоубийц, всевозможные сюжеты гибели людей, уличные драки или какой-нибудь «дикий случай» с отравлением тунцом…

…Самый известный художник постмодерна скончался в 1987 году, оставив после себя наследие, которое активно продается и тиражируется, но, это, как говорится, уже «совсем другая история»…


Рецензии