О времена, о нравы

   Когда у нас начинают говорить о демократии мне становится очень смешно. Ведь мы совершенно не готовы к этому. Для меня демократия это прежде всего равное отношение людей к друг другу независимо от их социальных, этнических, половых и других различий. Иными словами, терпимость или как принято говорить - толерантность. Такая демократия чужда нашему обществу изначально. Ведь мы выросли в иерархически запрограммированном обществе, где отношение к человеку определяется лишь после того, как мы узнаём о его происхождении, системе взглядов, богатстве, фамилии, образовании и тому подобных атрибутах общественного неравенства. Без этого нам трудно бывает определиться со своим к нему отношением. У нас господствует культ иерархии, в основе которой стоит национальная принадлежность и далее по степени значимости - богатство, образование, профессия, половая принадлежность и т. д..
 
  Женщины в этой системе ценностей всегда занимают почетное для них подчиненное мужикам положение. И попробуй пикни. Сразу заткнут как недостойного посягателя на многовековые традиции. А традиция - дело святое. Дети, особенно девочки воспитываются в страхе перед окружающим их миром "нехороших" мужчин, которые только и ждут удобного момента, чтобы изнасиловать их. Мальчики же воспитываются как настоящие мужчины, способные ориентироваться в мире при помощи не силы аргументов, а всего лишь аргументов силы. И это тоже традиция. Даже на наших любимых застольях мы обречены на подчинение руководителю стола (тамаде).
 
  В политике творится тоже самое. Там нам нужен мессия, на меньшее мы не согласны. Не случайно, что общество за последнее время выбирало себе лидера исключительно по признаку спасителя нации. И теперь мы всё еще верны этому принципу - держаться за самого-самого, потому что мы так устроены. И пока не объявится тот, кто окажется круче него он будет восседать на троне, коронованный народом, которому нужен вожак. Народ такого ментального строя не способен на равенство, ибо он живёт по печально известному принципу -" ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак". Вряд ли является возможным, будучи включенными в такую систему отношений, серьезно говорить о стремлении нашего народа к демократии. Это же бред. Кавказ и демократия, к сожалению, понятия несовместимые.

   Но, несмотря на это нам, видимо, всё же придется меняться, хотя ой как не хочется. Кстати говоря, христианами мы ведь тоже сразу не стали. И даже вначале осуществлялась насильственная христианизация людей, неприемлющих новую религию. Это дает надежду, что, в конечном итоге, мы можем прийти к демократии, но, по меньшей мере смешно, говорить о ней как о свершившимся факте, тем более сейчас в Грузии - стране, прошедшей довольно поучительный путь иерархически, (подобно остальному животному миру), запрограммированного общества. Мы только в начале пути и вообще очень мало знаем о сущности демократии где неравенство не выпячивается как достоинство, а наоборот, его стараются скрыть, так, чтобы максимально не обидеть другого, менее успешного человека. И это качество становится основной качественной особенностью культуры демократического общества.

  Кстати очень характерный признак современной демократии западного образца, куда мы на словах очень стремимся - это забота об инвалидах, подтягивание их до уровня равного к ним отношения со стороны других, "нормальных" людей. И если бы не Запад мы, наверное, ещё очень долго замалчивали бы эту тему, как и многие другие темы, на которые до сих пор наложено общественное табу. О времена, о нравы.


Рецензии