Кортик

Витьке Гунькову в конце пятидесятых прошлого столетия исполнилось девять лет, вроде и небольшой возраст, а в деревне вполне самостоятельная личность.
Мать была учительницей, как говорят в деревне, белая кость и большого хозяйства они не водили: куры да небольшой приусадебный участок, на котором высаживали картошку, да яблоневый сад  давал хороший урожай больших, сладких, красных яблок.
Отец, Федор Тихонович, бывший фронтовик, был ранен в ногу  и немного прихрамывал , что абсолютно не влияло на его послевоенную жизнь.
Учитывая его заслуги, и будучи при светлой голове, он успешно справлялся с ролью заведующего базой сельпо. Был , правда, у него грешок,( а у кого его нет), любил выпить, но это не отражалось на его работе, да и меру знал, а то, не дай бог, ключи потеряешь, тогда сраму на селе не оберешься.
Жил напротив дома Гуньковых старик Зеленский Михаил Захарович, старый вояка, еще в первую мировую за рассею да царя батюшку воевал  и воевал исправно; крест Георгиевский имел за храбрость, да и чин немалый по тем временам.
Будучи казаком недолюбливал Захарыч Советскую власть, в открытую, конечно, не высказывался, но на селе ничего ведь не утаишь, вот и возненавидел своего соседа за его прошлое  Федор Тихонович, ярый коммунист. А Витька, наоборот, души не чаял в старике  и много времени проводил на его подворье.
Интересный был рассказчик  Захарыч, много чего знал и охотно делился с мальчуганом, до которого его родителям особо и не было дела.
Была в конце огорода деда Зеленского глубокая криница, вода ледяная, бил в том месте  сильный родник, так что для полива овощей воды было предостаточно.
Была у криницы небольшая тайна: водил старик там карасей; круглый год обитали они  в чистой родниковой воде  и весом были грамм по пятьсот, а то и больше.
Поймает, бывало, сачком такого красавца, и на сковородку тут же в огороде на небольшой летней печке и угощает своего маленького соседа.
Любил Витька эти минуты блаженства, поедая вкусного с пылу жара карася, да и дед был доволен своим угощением.
Росла возле криницы  большая старая верба и не обхватить ее, и в высоту метров пятнадцать.Приметил как- то летом Витька дупло в ней, любопытство охватило и залез  на дерево заглянуть, что же там такое.
На его удивление лежал там какой- то сверток, сверху был обмотан   мешковиной  и бечевкой перевязан. Осторожно взяв находку, юный следопыт, чуть схоронясь, размотал этот сверток  и оказался там  смазанный  машинным маслом  кортик, да не простой:рукоять была выполнена из слоновой кости, клинок сиял  остротой, по металлу были нанесены какие- то потаенные узоры, были на нем и царские вензеля.  Такой красоты Витька не видел никогда: он понял,что вещь очень ценная  и дорогая  и, скорей всего, принадлежала его другу Захарычу - видать за храбрость его получил.
"Спрятал от греха подальше старик,-подумал мальчишка,-а то еще припишут антисоветчину."  Тогда это было в порядке вещей.
Затаив дыхание, Витька, положив за пазуху  свою драгоценную находку, побежал к себе во двор, спрятал в сарае в углу, под досками, а что делать с ним дальше, пока не придумал.
Вскорости умер  его разлюбезный  Михаил Захарович, погоревал мальчишка, да детские годы быстро стирают все плохое, но всегда Витя вспоминал деда добрым словом.
Про тайну свою о кортике он никому не рассказал , но однажды не вытерпел   и как- то отцу признался и показал его.
Отец оценил находку сына и сказал, что кортик будет у него на хранении. Все- таки это не игрушка для ребенка. Погоревал Витька , да что поделаешь, отец ведь прав.
И стал он было забывать о старинном,парадном царском оружии, но случай напомнил о нем.
Был на селе здоровенный мужик Лешка Горбатов  и промышлял он тем, что забивал откормленных свиней на мясо по всему большому их селу, и это дело доверяли только ему.
Был у него хороший немецкий штык -нож, длинный и острый,  вещь в его деле незаменимая.
Но однажды после очередного забоя шел он чуть подвипивши, за труды поднесли ему хозяева, и встретился с ним Витька Гуньков, и что его вдруг дернуло спросить:
-Дядь Леш, покажи свой нож.
Горбатов остановился, достал папиросы  и, с удовольствием закурив, открыл свою сумку  и достал тот самый кортик, который когда- то нашел в дупле мальчишка.
-Посмотри, какая красота, а сталь, такой отродясь не видел.
Витька выпучил глаза, был ошарашен  и совершенно не мог понять, как этот самый кортик, который он отдал отцу, попал в руки этого человека .
Докурив, Лешка положил кортик в сумку  и пошел своей дорогой.
Всю ночь мальчишка не мог уснуть, все думая, как такое могло случиться.
Спросить отца он не мог, боясь попасть под пьяную руку.  И вдруг понял, что за хорошую выпивку отец отдал его забойщику скота. Пропил, одним словом, бесценную и дорогую для него вещь, которая была связана с именем  Михаила Захаровича и являлась символом храбрости, отваги и преданности своему Отечеству.
Как отец мог так поступить с этой уникальной вещью , у него не укладывалось в голове.
Ему было больно и тяжело в груди . Во сне Витьке приснилось, что он  молодой офицер и на параде идет в строю с этим самым кортиком.

11.2022


Рецензии
Прочитала рассказ с огромным интересом и получила несравненное удовольствие.Сюжет построен автором грамотно и профессионально.Предыстория, интрига, (заинтересовывает читателя),далее - постепенное нарастание эмоций . И кульминация-увидел свой кортик в руках чужого человека. Развязка- больно и тяжело в груди.Читается очень легко и свободно, настолько ярко и красочно автор использует лексику сельских жителей. Удачи автору и творческих успехов! Спасибо!

Нэлли Лавринова   28.11.2022 23:25     Заявить о нарушении
Спасибо вам уважаемая Нэлли за прочтение рассказа,за высокую оценку моего скромного труда.Ваша поддержка помогает в творчестве хотя некоторые читатели говорят'что писать рассказы-это ремесло,может быть,но оно интнресное и захватывает- я сам жду встречи с новыми героеми.
Всего доброго
Виталий.

Виталий Лозовой   29.11.2022 11:23   Заявить о нарушении