Руслан - rus oglan. Глава 2

Мать ждала меня на вокзале. Выбравшись из вагона с огромным чемоданом, я покатился к ней. Она молча обняла меня. Я заплакал, как маленькое дитя.


- Он предал меня, предал нас! Почему ты молчала? – вопрошал молодой человек, которому на днях исполнилось восемнадцать лет.


- Поедем домой, - ответила мать грустным голосом.


Поздним вечером в городе зажглись огни. Мы ехали по центру Баку. В магазинах блистали нарядные манекены в Gucci и Dolce&Gabbana. Мать с братом жили в подсобном помещении одного дома, что располагался неподалёку от бульвара. Ютились они в двенадцати квадратных метрах, в помещении также были два матраса, небольшой стол и единственный источник света – настольная лампа. Навруз, судя по выражению его лица, не был рад моему приезду.


- Салам алейкум, брат, - сказал я ему.


- Салам, - сухо ответил он.


Утром Навруз уезжал на работу в ресторан. Первое время мы с матерью гуляли по бульвару. К счастью, стояла хорошая погода, дул свежий ветер с Каспия. Мать, по всей видимости, чувствовала свою вину, потому что, как мне думалось, в нужный момент не сообщила о важных переменах, поэтому какое-то время она была на удивление немногословна; я же, в свою очередь, в этой связи не желал с ней несколько дней общаться, да и сил у меня никаких не было на это.


Я решил перечитать «Замок» Франца Кафки, и, признаться, роман заиграл для меня новыми красками. Труд писателя показался мне очень мрачным. Сидя на скамейке, я представил, как автор произведения утомлённый, если не истощённый, приехал на курорт в Чехию и начал писать своё великое произведение. Кстати, в начале романа главный герой поселяется в гостиницу – это то самое место, где «Я» может чувствовать себя вольготно, где внешнее давление минимизировано. По большому счёту «Замок» в тот момент стал для меня историей личностной деградации. Землемер – это человек, который жаждал выстроить личные и личностные границы. Первое время, как я ранее упомянул, К. пребывал в гостинице, однако в силу разных обстоятельств он вынужден был работать сторожем, то есть охранять чужое «Я», а позднее, возможно, он устроился бы работать в конюшне. К. – это двадцать процентов личности Кафки (фамилия писателя состоит из пяти букв). Когда творческие силы на нуле, когда собственное «Я» расщепляется под давлением «Эго» и «Власти» вследствие неполноценности этого самого «Я», - тогда некоторые люди обращаются к женщинам. В них они жаждут найти спасение, у них они хотят спасти обескровленное сердце. Именно поэтому мы наблюдаем непонятные и абсурдные взаимоотношения с женщинами в романе. И здесь К. терпит неудачу.


Творческое начало угасало как свеча. Все мы помним высказывание Франца Кафки: «Я весь – литература». Писатель не мог жить без творчества; истинное, не выхолощенное «Я» - это созидательное начало. По некоторым сведениям, К. умрёт в конце романа – вполне закономерный конец для человека, утратившего какие-либо личностные качества, человека, который растворился в ином «Я». Для меня стало очевидной причина незавершённости произведения. Кафка боялся повторить путь К., но, увы, повторил его. Писатель понимал, что расщеплённая личность не в состоянии завершить начатый роман.


Почему произведение называется «Замок», а не «Землемер»? Потому что К. до последнего полагался на неведомую организацию, которая в состоянии помочь ему сформировать собственное «Я». А окажется, что там, за пределами Деревни, вовсе не заинтересованы в том, чтобы человек стал личностью, а напротив, делают всё, чтобы уничтожить творческое начало, ибо деградирующим человеком проще управлять. Замок – истинное зло. Осознание этого и полное разочарование в себе самом, в том, что так сильно персонаж надеялся на чужое «Я», - и довели К. до кончины.


КОНЕЦ


17.11.2022


Рецензии