Остороумова-Лебедева Анна Петровна звезда

               

           17 мая 1871 года  - 5 мая 1955 года.

Родилась и умерла в одном городе, которому посвятила большую часть своего таланта: Петербурге.

Отец Анны Петровны бал крупным царским сановником, что не помешало ему с пониманием отнестись к дарованию дочери и не

препятствовать её увлечению живописью.

Вообще, биографии и творчеству Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой посвящено такое количество различных статей, исследований

и книг, что я решил просто очень кратко перепечатать лучшие факты из них.

"Художница, о которой пойдет речь, в первую очередь занималась станковой графикой, ; ксилографией, а также, в меньшей степени,

автолитографией. Писала она, впрочем, и акварели.

Над книгой работала мало: за всю долгую жизнь проиллюстрировала лишь четыре издания и лишь дважды при этом изменила

главному герою своих произведений ; Санкт­Петербургу. Быть может, решающую роль в этом сыграла обеспеченность, поскольку думать

о хлебе насущном ей почти никогда не приходилось.

Муж ; так же как и герой ее творчества, один на всю жизнь ; был известным ученым, академиком.

Звали его Сергей Васильевич Лебедев (1874;1934). Он прославил свое имя созданием синтетического каучука.

Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 17мая 1871 года в

Санкт­-Петербурге.

Не в пример А.Н.Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела,

но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству.

Начальное художественное образование девочка получила в центральном училище технического рисования барона Александра

Людвиговича Штиглица.

Здесь она освоила технику ксилографии ; гравюры на дереве, ставшей для нее главной на всю жизнь. Преподавал эту технику мастер

своего дела Василий Васильевич Матэ.

Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году.

Впоследствии А.П.Остроумова­Лебедева так объясняла свое пристрастие к ксилографии: «Много раз за свою жизнь я себя спрашивала:

почему с юных лет я обратила особенное внимание на гравюру и впоследствии полюбила такое трудное и требовавшее так много внимания

и терпения искусство? Почему? Отчасти я приписываю это моему зрению.

Я родилась очень близорукой. Если предмет ; книга или ноты ; был от меня даже в небольшом расстоянии, я уже с трудом их разбирала.

Зато вблизи я видела остро и четко самые мелкие вещи ; нити тончайшей ткани, незаметные волокна бумаги или самый мелкий шрифт.

И эти мелочи назойливо лезли мне в глаза. Когда я рассматривала в детстве какую­нибудь иллюстрацию, мне первым делом бросались

в глаза бегущие по всем направлениям линии и штрихи и только потом я воспринимала иллюстрацию в целом.

Такое зрение очень удобно для гравера, так как не требует употребления лупы. У меня были собственные живые “лупы”»."

(с)


"1892—1900 годах — училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у В. В. Матэ, И. Е. Репина,

К. А. Савицкого и П. П. Чистякова, которое закончила со званием художника по классу гравюры В. В. Матэ, представив 14 гравюр на дереве,

в том числе цветных, что явилось для того времени новаторством в технике так называемой высокой печати.

В 1898—1899 годах — работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера.

Много путешествовала по Италии, Франции, Испании, где работала над городским пейзажем.

С 1899 года активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства».

Участница художественных выставок с 1900 года.

В 1901 году создала ряд гравюр для журнала «Мир искусства» (№ 1 за 1902 год).

В 1905 году вышла замуж за учёного-химика С. В. Лебедева[5], впервые синтезировавшего в промышленном масштабе искусственный

каучук.

Первая женщина-академик, член Академии художеств в Петербурге.

В 1918—1922 годах — преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники.

С 1924 года входила в творческое объединение «Четыре искусства».

В 1934—1935 годах — преподавала во Всероссийской академии художеств.

Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов осаждённого

города.

С 1949 года — действительный член АХ СССР.

Скончалась 5 мая 1955 в возрасте 83-х лет в Ленинграде. Похоронена в Некрополе мастеров искусств."

(с)

Википедия.

"Остроумова-Лебедева одна из немногих художников, используя лаконизм выразительных средств, создает пейзажи, органично

включающие в композицию архитектурные строения. В своих произведениях ей удавалось передать точность ощущения величественной

красоты таинственного города. Несмотря на то, что работала она только акварелью, так как из-за аллергии не могла работать маслом,

на ее гравюрах и акварелях возникал город «неповторимой поэзии и кажущейся незатейливой красотой».

(А.Остроумова «Автобиографические записки»).

Художник своим талантом и трудом не только возродила в России древнее и самобытное искусство черно-белой гравюры, но и стала

первой в России, кто обратилась к цветной ксилографии, создав образный строй этого вида искусства и, став его родоначальником в нашей

стране.

Остроумова-Лебедева превосходно владеет чистым рисунком и акварелью. Она вообще любила акварель, признавая ее уникальность,

исключающую возможность повторения, а потому существующей в единственном экземпляре. Прекрасный акварелист Остроумова-Лебедева

считала этот вид искусства живописью, и всегда мыслила живописно в этой области, владея свободой мазка, обогащая образы легкими

 переливами и созвучием красок, остро подмеченных на натуре. И в дождь, и в снег она находила гармонию мира, и в красках ей удавалось

передавать желаемое настроение. «Я люблю не только это изображать, но я люблю во всем этом находиться», так она писала о своих

ощущениях."

(с)

https://museumpskov.ru/page/ostroumova_lebedeva

"В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в

России.Также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии,

и в акварели.

Произведения А.П. Остроумовой-Лебедевой наиболее полно представлены в Государственном Русском музее, в Государственном музее

изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее.

В Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.

Имеются они в Вологодском, Архангельском, Ереванском, Ташкентском, Ашхабадском и многих других музеях стран СНГ, в ряде музеев за

границей: в Национальном музее в Риме, в Британском музее в Лондоне, в музеях Венеции, Праги, Чикаго, Нью-Йорка и многих других,

а также в собраниях частных лиц."

(с)


От себя добавлю только несколько слов.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева состоит в реестре профессиональных художников России.

Она занимает почётное место в номинации: Величайшие художники мира XVIII–XXI вв. НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ.

И занимает достойное место в лонг-листе этой номинации.

Одна из самых популярных художниц во всех секторах интернета.

Картины Анны Петровны мне понравились.

И я решил представить творчество этой художницы любителям изобразительного искусства.

Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, акварель, гравюра (цветная гравюра) и многое другое.

Реализм в органическом сочетании с импрессионизмом.

Жанр: портрет, архитектурный и городской пейзажи, ландшафтный пейзаж, гравюра и многое другое. Литературные мемуары.

Палитра: колоритная.

Вернисаж прилагается:

https://www.liveinternet.ru/users/5591322/

park-n-20-v_6bab7d8399 (700x522, 372Kb)

ostroumova-lebedeva_work_2014061909102618 (700x445, 332Kb)

Снасти. Ксилография (1917 год) (677x475, 143Kb)

Остроумова-Лебедева А.П. Салют. 1944. Холст, масло. 69,5 х 82. (640x487, 270Kb)

Крюков канал (700x508, 341Kb)

0_f5cbe_d69db0ff_orig (700x526, 368Kb)

__1909-vi (700x467, 365Kb)

__1908-vi (700x463, 359Kb)

_normal (700x437, 246Kb)

0_83167c_80a55416_orig (700x490, 322Kb)

amsterdam02 (700x480, 436Kb)

barge-1904 (700x469, 408Kb)

chain-bridge-in-st-petersburg-1903 (700x433, 364Kb)

petersburg-rostral-column-and-exchange-1908 (700x466, 333Kb)

___1911-vi (700x465, 404Kb)

__1913-vi (700x466, 373Kb)

85c25699455311 (700x516, 341Kb)

105c256a388adea (700x515, 337Kb)

113d793badb26eb329197b65e7127fa6 (700x426, 331Kb)

(700x459, 402Kb)

_1905-vi (700x467, 441Kb)

108673243_large_OSTROUMOVA_LEBEDEVA_22 (700x476, 319Kb)

ostroumova-lebedeva_02 (700x480, 343Kb)

Rjc0mrNde_4 (637x700, 441Kb)

                156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
                По материалам интернета.               


Рецензии