Остороумова-Лебедева Анна Петровна звезда
17 мая 1871 года - 5 мая 1955 года.
Родилась и умерла в одном городе, которому посвятила большую часть своего таланта: Петербурге.
Отец Анны Петровны бал крупным царским сановником, что не помешало ему с пониманием отнестись к дарованию дочери и не
препятствовать её увлечению живописью.
Вообще, биографии и творчеству Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой посвящено такое количество различных статей, исследований
и книг, что я решил просто очень кратко перепечатать лучшие факты из них.
"Художница, о которой пойдет речь, в первую очередь занималась станковой графикой, ; ксилографией, а также, в меньшей степени,
автолитографией. Писала она, впрочем, и акварели.
Над книгой работала мало: за всю долгую жизнь проиллюстрировала лишь четыре издания и лишь дважды при этом изменила
главному герою своих произведений ; СанктПетербургу. Быть может, решающую роль в этом сыграла обеспеченность, поскольку думать
о хлебе насущном ей почти никогда не приходилось.
Муж ; так же как и герой ее творчества, один на всю жизнь ; был известным ученым, академиком.
Звали его Сергей Васильевич Лебедев (1874;1934). Он прославил свое имя созданием синтетического каучука.
Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 17мая 1871 года в
Санкт-Петербурге.
Не в пример А.Н.Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела,
но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству.
Начальное художественное образование девочка получила в центральном училище технического рисования барона Александра
Людвиговича Штиглица.
Здесь она освоила технику ксилографии ; гравюры на дереве, ставшей для нее главной на всю жизнь. Преподавал эту технику мастер
своего дела Василий Васильевич Матэ.
Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году.
Впоследствии А.П.ОстроумоваЛебедева так объясняла свое пристрастие к ксилографии: «Много раз за свою жизнь я себя спрашивала:
почему с юных лет я обратила особенное внимание на гравюру и впоследствии полюбила такое трудное и требовавшее так много внимания
и терпения искусство? Почему? Отчасти я приписываю это моему зрению.
Я родилась очень близорукой. Если предмет ; книга или ноты ; был от меня даже в небольшом расстоянии, я уже с трудом их разбирала.
Зато вблизи я видела остро и четко самые мелкие вещи ; нити тончайшей ткани, незаметные волокна бумаги или самый мелкий шрифт.
И эти мелочи назойливо лезли мне в глаза. Когда я рассматривала в детстве какуюнибудь иллюстрацию, мне первым делом бросались
в глаза бегущие по всем направлениям линии и штрихи и только потом я воспринимала иллюстрацию в целом.
Такое зрение очень удобно для гравера, так как не требует употребления лупы. У меня были собственные живые “лупы”»."
(с)
"1892—1900 годах — училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у В. В. Матэ, И. Е. Репина,
К. А. Савицкого и П. П. Чистякова, которое закончила со званием художника по классу гравюры В. В. Матэ, представив 14 гравюр на дереве,
в том числе цветных, что явилось для того времени новаторством в технике так называемой высокой печати.
В 1898—1899 годах — работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера.
Много путешествовала по Италии, Франции, Испании, где работала над городским пейзажем.
С 1899 года активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства».
Участница художественных выставок с 1900 года.
В 1901 году создала ряд гравюр для журнала «Мир искусства» (№ 1 за 1902 год).
В 1905 году вышла замуж за учёного-химика С. В. Лебедева[5], впервые синтезировавшего в промышленном масштабе искусственный
каучук.
Первая женщина-академик, член Академии художеств в Петербурге.
В 1918—1922 годах — преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники.
С 1924 года входила в творческое объединение «Четыре искусства».
В 1934—1935 годах — преподавала во Всероссийской академии художеств.
Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов осаждённого
города.
С 1949 года — действительный член АХ СССР.
Скончалась 5 мая 1955 в возрасте 83-х лет в Ленинграде. Похоронена в Некрополе мастеров искусств."
(с)
Википедия.
"Остроумова-Лебедева одна из немногих художников, используя лаконизм выразительных средств, создает пейзажи, органично
включающие в композицию архитектурные строения. В своих произведениях ей удавалось передать точность ощущения величественной
красоты таинственного города. Несмотря на то, что работала она только акварелью, так как из-за аллергии не могла работать маслом,
на ее гравюрах и акварелях возникал город «неповторимой поэзии и кажущейся незатейливой красотой».
(А.Остроумова «Автобиографические записки»).
Художник своим талантом и трудом не только возродила в России древнее и самобытное искусство черно-белой гравюры, но и стала
первой в России, кто обратилась к цветной ксилографии, создав образный строй этого вида искусства и, став его родоначальником в нашей
стране.
Остроумова-Лебедева превосходно владеет чистым рисунком и акварелью. Она вообще любила акварель, признавая ее уникальность,
исключающую возможность повторения, а потому существующей в единственном экземпляре. Прекрасный акварелист Остроумова-Лебедева
считала этот вид искусства живописью, и всегда мыслила живописно в этой области, владея свободой мазка, обогащая образы легкими
переливами и созвучием красок, остро подмеченных на натуре. И в дождь, и в снег она находила гармонию мира, и в красках ей удавалось
передавать желаемое настроение. «Я люблю не только это изображать, но я люблю во всем этом находиться», так она писала о своих
ощущениях."
(с)
https://museumpskov.ru/page/ostroumova_lebedeva
"В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в
России.Также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии,
и в акварели.
Произведения А.П. Остроумовой-Лебедевой наиболее полно представлены в Государственном Русском музее, в Государственном музее
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее.
В Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.
Имеются они в Вологодском, Архангельском, Ереванском, Ташкентском, Ашхабадском и многих других музеях стран СНГ, в ряде музеев за
границей: в Национальном музее в Риме, в Британском музее в Лондоне, в музеях Венеции, Праги, Чикаго, Нью-Йорка и многих других,
а также в собраниях частных лиц."
(с)
От себя добавлю только несколько слов.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева состоит в реестре профессиональных художников России.
Она занимает почётное место в номинации: Величайшие художники мира XVIII–XXI вв. НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ.
И занимает достойное место в лонг-листе этой номинации.
Одна из самых популярных художниц во всех секторах интернета.
Картины Анны Петровны мне понравились.
И я решил представить творчество этой художницы любителям изобразительного искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, акварель, гравюра (цветная гравюра) и многое другое.
Реализм в органическом сочетании с импрессионизмом.
Жанр: портрет, архитектурный и городской пейзажи, ландшафтный пейзаж, гравюра и многое другое. Литературные мемуары.
Палитра: колоритная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
park-n-20-v_6bab7d8399 (700x522, 372Kb)
ostroumova-lebedeva_work_2014061909102618 (700x445, 332Kb)
Снасти. Ксилография (1917 год) (677x475, 143Kb)
Остроумова-Лебедева А.П. Салют. 1944. Холст, масло. 69,5 х 82. (640x487, 270Kb)
Крюков канал (700x508, 341Kb)
0_f5cbe_d69db0ff_orig (700x526, 368Kb)
__1909-vi (700x467, 365Kb)
__1908-vi (700x463, 359Kb)
_normal (700x437, 246Kb)
0_83167c_80a55416_orig (700x490, 322Kb)
amsterdam02 (700x480, 436Kb)
barge-1904 (700x469, 408Kb)
chain-bridge-in-st-petersburg-1903 (700x433, 364Kb)
petersburg-rostral-column-and-exchange-1908 (700x466, 333Kb)
___1911-vi (700x465, 404Kb)
__1913-vi (700x466, 373Kb)
85c25699455311 (700x516, 341Kb)
105c256a388adea (700x515, 337Kb)
113d793badb26eb329197b65e7127fa6 (700x426, 331Kb)
(700x459, 402Kb)
_1905-vi (700x467, 441Kb)
108673243_large_OSTROUMOVA_LEBEDEVA_22 (700x476, 319Kb)
ostroumova-lebedeva_02 (700x480, 343Kb)
Rjc0mrNde_4 (637x700, 441Kb)
156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №222111701221