Сын уехал

Сын-школьник уехал на спортивные сборы.

Этой группой едут не первый раз, но каждый раз все равно волнительно. И даже не так волнительно – как доберутся, не проголодаются ли, не забудут ли что в поезде. Все вопросы решаемы и ничего криминального не происходит. Но все равно каждый раз внутри сжимается все, когда прощаюсь с ним. Растет сынуля, и все проще ему обходиться без меня, совсем становится самостоятельный, все менее зависимый. Сам может решать вопросы. И если раньше писал по любому поводу, то сейчас уже нет. Радуется, когда получается выйти самому из сложных ситуаций. Здесь и радость, и грусть мамская одновременно. Радость, что не пропадет уже без меня. И грусть тут же совсем рядом – так хочется еще помогать, советовать, наставлять и останавливаешь себя – не враг же ребенку своему. Пусть сам разбирается, а я рядом буду и, если что – конечно помогу.

За три дня до отъезда спросил:

- Мам, ты будешь скучать по мне?

- Нет, конечно! – отшучиваюсь.

- Ну вот, – расстроился как будто.

- А ты хотел бы, чтобы я скучала без тебя?

Задумался. Улыбнулся.

- Нет, не хотел бы. Не скучай!

Обнялись.

…Я буду скучать без тебя! Конечно же буду! По твоим непослушным вихрам, по твоим вечным синякам и ссадинам, по твоим обнимашкам, по твоим мудрым суждениям и даже по твоим иногда грубым и злым словам в мой адрес и плохому настроению! Я буду очень скучать. И даже всплакну иногда. Но это нормально. С этим можно жить. И с этим нужно жить. Ведь чем старше ты будешь становиться – тем больше ты будешь уезжать. А потом просто уже уедешь в свой дом, свою семью и будешь приезжать в гости к нам. И это правильно. Это и есть жизнь. Но внутри всегда я буду скучать по тебе, сынуля. Но я учусь с этим жить. Как ты учишься сейчас. Поэтому и шучу над этими «буду скучать», чтобы не показывать боль свою и не сильно волновать тебя. Чтобы ты был спокоен и уверен в себе и во мне.

Вспомнилось, как в детстве моем, когда еще не было мобильных телефонов, а у нас за городом еще и домашнего не было долго, папа иногда уезжал довольно далеко в командировки на машине. И мы могли только примерно понимать, когда он вернется обратно: «если дорога будет хорошей, если никто не задержит, то буду тогда-то». И все. И помню, приходит день Х. И я уже с самого утра жду. А его все нет и нет. И вечером я уже начинаю переживать. И даже сидеть на месте тяжело. Хожу по дому и все на маму смотрю. А она спокойная, делами домашними занимается. Так спросить ее тянет про папу, но показывать тревогу не хочется. Начинаю издалека:

- Мама, а как думаешь, а папа сегодня приедет? Или уже завтра?

И мама спокойно и улыбаясь отвечает:

- Думаю, сегодня. Ну или завтра утром.

- Завтра? Думаешь, там что-то случилось?

- Нет, думаю, ничего. Что там может случиться! Просто мог устать и остановиться переночевать по дороге. А потом обязательно приедет.

Я до сих пор помню эту ее уверенность. Она своей интонацией, своим спокойствием легко снимала мою тревогу! Как будто вкладывала мне в голову: «Все будет хорошо. Ничего не может случиться».

Помня это, я сейчас стараюсь также спокойно и уверенно провожать сына. И некоторые, видя это, думают, что я железная и не волнуюсь совсем. Но, это не так. Я уверена, что все, даже самые веселые и железные мамы, не смогут оставаться равнодушными, расставаясь со своим ребенком и переживают все.

Давно, еще когда сын ходил в садик, мы услышали по Детскому радио с ним истории про Лермонтова и его бабушку, которая заменила ему маму, когда та умерла.

Это были чьи-то воспоминания и одно из них очень запомнилось мне. Когда Миша был маленький, он очень любил лошадей. И бабушка Елизавета Алексеевна как-то подарила ему коня. Бабушка Мишу любила до беспамятства, и я представляю, какого труда ей стоило не бегать вокруг и не охать, как бы внучок не упал с огромного животного. Она просто стояла у окна, смотрела как проходят занятия, переживала и молилась, чтобы ничего страшного не произошло. Ведь учиться все равно надо. И все равно будет страшно в первый раз.

И мы, конечно, должны быть рядом со взрослеющими детьми. Но лучше «стоять за окном», наблюдать незаметно, не напрягая, не нажимая, веря в них, щедро делясь этой верой и давая им развиваться самостоятельно.


Рецензии
Юлия, мудро! Тяжело отпускать их, все кажется, рано, еще не время.Не нажимая, не напрягая—это искусство, Вы молодец, справляетесь!Понятно Ваше смятение, все равно переживаем, волнуемся. С пониманием, Виктория.

Виктория Романюк   19.12.2022 16:32     Заявить о нарушении
Спасибо. Виктория, за теплые слова. Да - с детьми надо бережно, пока они дети.

Аля Кружинина   19.12.2022 19:40   Заявить о нарушении