psiho. Пушкин Психо- и судьбо-анализ Микс 1411 2

psiho.
Пушкин (АСП)
 
Сбор заметок на тему Психо- и судьбо-анализ жития из дневника ДИП
Микс  1411 2

***
Мал. Трагедии  Большой Трагедии

Отчего у АСП сплошь трагедии и ни одной комедии? Трагедия – козлиная песнь греческая. АСП, переходя к этому жанру, уже знал – он среди козлищ, а среди них он еще и козел отпущения! Вот и пелись лишь песни козлиные…?
Кроме того, есть психо-момент: ПиДа - полное описание симптоматики умопомрачения и шествия с ума, когда поэтическое или молитвенное безумие переходит в неуправляемое и поедание останков разума. Проф. психиатры находят это описание идеальным. МС – начало петербургского текста (по Топорову) = текста об умышленном Финополисе  безумия и безумцев. В МС два мифа – о безумии творения Финополиса и об эсхатологич. его гибели от безумцев.

Прим. Статистика из Топорова: среди жителей СПб только 30% женщин – отсюда проституция, институт кумушек и борделей, СПб – первый город России по алкоголизму, венерическим заболеваниям, чахотке, душевнобольным и нерусскости. Как следствие, явился и Петербургский текст с его мистикой, демонизмом и диявольщиной. Начало ему положил все тот же НВН с его описанием сошествия с ума Ев-гения в МС и Германа в ПиДе.

***
 Психо = Парнас и Заблудший трамвай с Мертвыми головами

Гумилев Николя в Заблудившемся трамвае :
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

о чем это он... мы похоронили тему головы и тела усопшего АСП, так ничего определенного и не найдя...В этой теме, а она ведь, возможно, фра, выводит на тему инициационной смерти миста = смерти перерождении...ибо в Памятнике, так и не разгаданном тысячами экспертов качества цемента и кирпича, гений изрек: Весь я не умру - Душа... все бы ничего - да и забыть...Ан, нет, фра = Коля был адамистом в средневековом смысле...акмеисты мечтали о возврате времен Адама и Евы до ложного обвинения их в грехопадении тем, кто сам то и согрешил....а в злобе наказал смертью невинных. Так кто, какие и зачем продавал мертвые головы? Что за ритуал? Не кричи : отвали-сь, покопай- не ленись....

В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

Об источниках этого образа можно говорить долго. Р. Д. Тименчик и С. В. Полякова полагают, что его источником стало творчество Гауфа, а точнее, сказка «Карлик Нос», в которой мальчик Якоб помогал ведьме нести капустные кочаны — но, как выяснилось, нёс отрубленные человеческие головы. Вообще, мифологическая связь между круглыми овощами и человеческой головой известна с древности, и мы не станем останавливаться на ней более подробно. Что же касается этого образа в «Заблудившемся трамвае», рискнём предложить иной источник его происхождения, пусть и связанный с той же мифологемой. В средневековых Нидерландах существовала легенда, которую взрослые любили рассказывать детям, недовольным своей внешностью. Суть её такова: те, кому не нравятся их головы и лица, могут поехать в город Еекло. Там есть пекарня, где людям срезают головы и вместо них садят на шею кочан капусты, чтобы остановить кровь (какая-никакая, а голова) — а тем временем делают из срезанной головы другую, лепят на ней новое лицо, как из теста, и выпекают в печи, как хлеб. Правда, никто не гарантирует, что обновлённая голова окажется лучше прежней: она может не пропечься, тогда будет плохо соображать, и человек останется глупцом; если голову, напротив, передержать в печи, она будет «горячая», и её хозяин станет безрассудно пускаться во все тяжкие; а ещё, разумеется, голова может запечься неровно — тогда вообще получится урод. Нидерландские художники не раз иллюстрировали эту легенду, причём очень натуралистично и красочно. Гумилёв, как известно, глубоко интересовался изо. искусством, любил ходить в музеи — и мог видеть какую-нибудь из этих картин. Кроме того, он сам в юности был недоволен своей внешностью, о чём вспоминают многие мемуаристы — так что, узнав эту легенду, наверняка запомнил её. у них всё просто что вполне может быть. Это страх перед революцией. всё в таком духе. Serjeo: это  литерадуроведы взяли из своих литпособий - взглянуть шире им не позволяет узколобая метода... именно поэтому я спрашиваю даоса = ведь ГНС описывает пересечение границы с запредельным в поисках умершей Маши как Данте ищет Беатриче...и подсовывать сюда голландскую сказку - это бред = мы  болтали об исчезновении головы или всего АСП после отпевания конюхами  в Конюшенной ... и мы ни к чему так и не пришли ....в сказке голову перепекают в адском огне  по собственному желанию ... а тут - продают! дьявольская, фра, разница...   дьявольская!

***
Ци, тата
Лабрюйер: В смерти есть своя выгода: оставшиеся в живых начинают хвалить мертвых, часто лишь потому, что те уже мертвы.
И можно все простить и забыть… и сделать из мертвеца Тельца и даже Гения.

**
Финальная миз-ан-сцена (mise-en-scene) Заговора

Но спектакль Большого Заговора не кончился – театралы со стажем знали и предвкушали:  то был лишь антракт с опохмелом, ведущим к русскому горькому запою: на авансцену интриганами-сценаристами Бол. Заговора умело выставлены иные действующие лица: ЖД-НН-АСП.  Царя заменили, д-Антеса вооружили и защитили. АСП же, угрожавшего до того расправой кому ни попадя, повели на Черную речь на гарантированный убой. И потом как собаку (скотину) бросили ночью на солому саней-розвальней в заколоченном ящике и отправили вон из СПб.  Жена-его-женка не была ни на отпевании, ни на позорных похоронах будущего Наше Все и Навсегда, не билась она в истерике и не заходилась в горестных рыданиях на заваленном льдом и снегом бугорке без креста, что скрывал еще более чудовищный факт: могилу так и не отрыли – выдолбили небольшую мерзлую яму, вставили в нее ящик, присыпали осколками льда и снегом и оставили ждать весны… полежи мол пока так…черт-те знает что тут…нам – недосуг, да и чертовщинкой да бесовщинкой от этой затеи с ящиком попахивает. А. Тургенев – нач. похорон и его пособница П.Осипова на ином не настаивали – налили мужикам и монахам  ведро водки и ушли. НН появилась на поздней могиле проездом в выкупленное казной (царем) и подаренное ей Михайловское, побыла две минуты и ушла. Тоже некогда. Иль показала нам  – тут его нет. Ну а где…простыл и след. Где мед-пиво пьют, по усам течет, а в рот… ни росинки. Потом поставила по чьей-то указке масонский памятник на могиле: «Помним, брат, и…». Вот и привиделось Гумилеву Ник Степанычу, прибывшему в запредельное на подножке Заблудившегося трамвая, как «…мертвые головы продают…». Мало посвященными это воспринялось как продолжение сказа сказок только не русских на печи, а голландских готических о головах в печи:
 
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленнАя, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
 
Прим. Казалось бы  все есть – вся символика декаданса fin de siecle: палач – красная рубаха – лицо-вымя – овощная (зеленная) лавка - скользкий ящик – мертвые голову на продажу (ни в одной готической сказке у печи-голландки их не продавали). Как дятлы клювами стучат молотками.  Чернь - понятие не сословное, а технологическое.

***
фото - авторское


Рецензии