Ангина

1.
-Здравствуйте, Вадим Владимирович… А мы к вам… по рекомендации… Можно войти?
-Заходите, конечно… Вы по записи?
-Да… И талон в регистратуре взяли и медицинскую карту завели. Как положено…
В кабинет уролога городской поликлиники Рощина вошла брюнетка лет 40-45, держащая за руку девочку-подростка.
-Присаживайтесь, давайте талон и карту. Что с вами случилось?
-У дочки проблемы… Цистит, думаю… Уже неделю мучается… Застудилась, наверное… Я сама этим тоже, бывает, страдаю. Чем лечиться в принципе знаю. Мне, например, травы хорошо помогают. Делала Даше отвар ромашки - бесполезно. Антибиотики без консультации с врачом ей давать боюсь, честно говоря. А на днях с сестрой разговаривала, так она мне вас порекомендовала. Говорит, очень вы ей когда-то помогли. На вас теперь вся надежда…
-Хорошо… Анализы надо сдать - моча, кровь… Когда девочка их последний раз делала?
-Ой, давно, доктор… Полгода уж как диспансеризацию проходила. Тогда и сдавала…
-Надо будет повторить, свежие анализы нужны. Я выпишу вам направление…
-Это мы сделаем, конечно… Сейчас что-то, может быть, посоветуете в плане лечения? И, кстати, не посмотрите, что у Даши с горлом? Уже неделю ангиной болеет. Полоскали содой, ромашкой - не помогает… Записала её послезавтра к ЛОР-врачу. Но уж коль скоро пришли к вам - может вы посмотрите?
-Посмотрю, конечно…
Заглянув в рот пациентки, Вадим Владимирович увидел воспалённый зев с ярко-красными и отёчными дужками миндалин, которые за свою многолетнюю практику наблюдал сотни раз. Вот только клиника ангины у девочки-подростка отличалась от таковой при банальном воспалении. Гиперемия на дужках миндалин и мягком нёбе была резко очерчена, с чёткими границами. Более того, на них имелись единичные узелки с эрозиями, некоторые - с белесоватым налётном на поверхности. Подобную картину Рощин, будучи ещё студентом медицинского института, видел несколько раз в клинике кожных и венерических болезней, когда проводился профессорский обход больных сифилисом.
-Да, ну… Не может быть… Ведь ребёнок же совсем…
Несмотря на довольно типичную для сифилиса клинику ангины, сомнения в предполагаемом диагнозе у Рощина оставались.
-Простите, мамаша, а сыпь на теле у дочери вы случайно не наблюдали? Волосы на голове не выпадают? Брови, ресницы?
-Доктор, вы как про сыпь узнали? Несколько дней назад заметила… Думала - аллергия… Наверное, скушала что-нибудь в школе. Волосы не выпадают… Даша, разденься, покажи врачу кожу…
Та послушно выполнила просьбу матери… Грудь, спина и руки у девочки были покрыты множественными, мелкими, розового цвета пятнами и папулами.
-Если допустить, что ангина - следствие сифилиса, то сыпь только подтверждает диагноз. Розеолезно-папулезные высыпания на коже - одно из типичных проявлений вторичного сифилиса…
Анализировал Рощин… Но откуда может быть вторичный сифилис у подростка? Впрочем, выяснять это - не в его компетенции… Тем более, что подобные разговоры с мамочками обычно заканчиваются скандалом. Это он давно знал по собственному опыту. И всё же, учитывая серьёзность диагноза, не сказать визитёрше о своих подозрениях он не мог.
-Вот что, уважаемая… Вам надо срочно обратиться к дерматовенерологу. В КВД по месту жительства или в поликлинику к педиатру. Там Даше сделают соскоб с эрозий на миндалинах для определения возбудителя болезни и возьмут кровь на реакцию Вассермана. У девочки симптомы заболевания весьма напоминают вторичный сифилис. И типичная ангина и сыпь на теле - всё говорит за этот диагноз.
-Доктор, вы с ума сошли? Девочке всего 12 лет… Какой сифилис? У неё и месячные ещё не пришли…
-Послушайте, женщина, не горячитесь, выслушайте меня спокойно. Такие симптомы могут быть не только при сифилисе, но его следует исключать в первую очередь. Тем более, что передаваться заболевание может не только половым путём. Существует и бытовой путь заражения. Необходимо обследоваться… Потому я настоятельно рекомендую вам обратиться к соответствующим специалистам.
-Бытовой путь заражения? Вы на что намекаете? Что я тоже больна сифилисом? Ну, знаете, это уже чересчур. Мы с дочкой живём одни и ведём нормальный человеческий образ жизни. А тут такое… Вы меня в сифилитички записали?
-Успокойтесь, уважаемая… Никто вас никуда не записывал. А обследоваться девочке необходимо. Уж, поверьте… Я знаю, что говорю… Да и вам, учитывая вероятный бытовой путь заражения, анализы тоже придётся сдать.
-Ну, вот что… С меня довольно… Мне надоели ваши намеки, и я иду к главврачу. Подам жалобу - пусть вас накажут, как следует… Пойдём, Даша…
-Что ж, ваше право… Жалуйтесь…
Вадим Владимирович лишь пожал плечами. Ему было не привыкать к подобного рода заявлениям…

2.
Звонок местного телефона на столе в кабинете уролога раздался через 40 минут… Звонил Главный…
-Алло, Вадим Владимирович, добрый день… Это Андрей Михайлович… У меня сейчас сидит ваша пациентка, хочет жалобу написать. Что там у вас произошло? Она мне, вообще-то, рассказала суть инцидента, но я хочу услышать и вашу версию.
Рощин вкратце обрисовал сложившуюся ситуацию главному врачу. Тот слушал на громкой связи по селектору, не перебивая, изредка комментируя профессиональный сленг коллеги для посетительницы. Наконец, вынес вердикт…
-Значит, так поступим, Вадим Владимирович… Никуда маму с девочкой не отправляйте. Сейчас во всяком случае… Я напишу записку в процедурный кабинет. Кровь на микрореакцию преципитации им возьмут. С пациенткой мы уже почти обо всём договорились. Анонимность обследования я ей гарантировал. Медсестра сама отнесёт кровь в лабораторию. Через час они снова придут к вам уже с ответом. Прошу дождаться результатов анализов , несмотря на то, что ваша смена уже заканчивается. В случае чего - держите меня в курсе.
Поглядев на часы, Рощин вздохнул и стал ждать…

3.
Скрининговый метод обследования на сифилис - реакцию микропреципитации в лаборатории городской поликлиники выполнили довольно быстро. Не прошло и часа, как мама с дочкой опять зашли в его кабинет. Однако, в отличие от прошлого визита, лицо посетительницы выражало крайнюю озабоченность.
-Доктор, скажите, мог ли ошибиться сотрудник вашей лаборатории, проводивший сейчас исследование наших анализов? Дело в том, что у Даши реакция положительная 4+, а у меня - отрицательная. Даже если допустить невозможное, что у девочки есть заболевание, то почему его нет у меня? Вы же сами сегодня сказали, что существует вероятность заражения бытовым путём. Но тогда получается нонсенс… Я-то здорова… Можете мне это раз’яснить?
-Безусловно, могу… Во-первых, необходимо учитывать срок инкубационного периода заболевания. От появления первых симптомов сифилиса на коже и видимых слизистых оболочках, в среднем, проходит месяц. До появления положительной реакции крови - ещё, как минимум, один… Потому совсем не факт, что вы здоровы. Возможно, инфекция в вашем организме только начинает развиваться. Это может об’яснять разницу в результатах исследований. Во-вторых, под тесным бытовым контактом - подразумевается не только ваш дом или квартира. Это, например, могут быть бытовые контакты в школьной столовой или туалете. Походы в гости тоже не исключают риска заражения, если таковые были и сопровождались, при этом, совместной трапезой. Учитывая ангину у девочки, заражение могло произойти, например, во время приёма пищи с использованием посуды либо столовых приборов, на которых сохранился возбудитель сифилиса - бледная трепонема. Я ответил на ваш вопрос?
Но мать уже не слушала доктора…
-Даша, а ты после школы всегда ходила к нашей соседке в гости… Ты ведь у неё обедала, ужинала?
Девочка молча кивнула головой и опустила глаза в пол…
-Видите ли, доктор, дочка часто ходит к соседке, когда меня нет дома, либо если задерживаюсь на работе. Соседка у нас - молодая, незамужняя женщина. Ей всего 28. Она художник… Работает по договору как индивидуальный предприниматель с Троице-Сергиевой Лаврой. Расписывает для них красками матрёшки и другие сувениры у себя на дому. А Дашеньке очень нравится рисовать. Вот она и ходит к ней… И сама учится рисовать и ей помогает в работе. Я ничего против не имею, если ребёнку нравится. Они же, как подружки… Потому дочка часто у неё и обедала и ужинала. И если допустить бытовой путь заражения, то не здесь ли причина нашей беды? И, главное, что нам теперь со всем этим делать? Я где-то читала, что это страшное заболевание, и от него можно умереть…
-Теперь, уважаемая, вам с девочкой придётся идти с результатом анализов уже в профильное учреждение. В КВД по месту жительства. Там и Дашу вылечат и вам профилактику проведут. Сейчас сифилис хорошо лечится, благо существуют антибиотики. Только на будущее мой вам совет - не горячитесь понапрасну и не обвиняйте врача почем зря. Поверьте, доктор, априори, знает больше вас…
-Да, Вадим Владимирович… Вы уж извините, пожалуйста, нас с Дашей. Нехорошо как-то получилось…
-Ладно, проехали… Лечитесь, выздоравливайте…

PS.
Она позвонила Рощину через месяц…
-Вадим Владимирович, это мама Даши беспокоит… Помните, мы у вас были не так давно. Я ещё тогда жалобу на вас хотела написать…
-Да, помню, конечно… Что-то случилось?
-Нет… Слава Богу, всё хорошо. Мне, как вы и говорили, провели профилактическое лечение, дочке - лечение по поводу сифилиса. Ей поставили диагноз «вторичный свежий сифилис». А во время лечения и ангина и сыпь на теле у неё прошли. Она сейчас на контроле в КВД. Только пока кровь ещё положительная на сифилис - 3+. Нам сказали, что при этой стадии болезни она может остаться позитивной даже на всю оставшуюся жизнь. Не хочется такого «подарка», но ничего уж не поделаешь.
А у соседки нашей вторичный рецидивный сифилис обнаружили. Особенно заразный в бытовом плане, как я выяснила. Доктор в диспансере сказал, что это она - источник заражения для Даши. И что именно бытовым путём через посуду и столовые приборы произошло заражение. Тоже получает сейчас лечение антибиотиками.
Вы оказались правы…
А звоню я вам затем, чтобы «спасибо» сказать за правильный диагноз. А ещё - своевременный… И вашему главному отдельная благодарность за то, что терпеливо выслушал и уговорил на обследование. Вот как-то так… Не поминайте лихом…


Рецензии