В творческой мастерской татьяны белотеловой

    «Пятницкая, как все Замоскворечье, как весь город, была к концу 1920-х годов до предела перенаселена. Коммунальные многосемейные квартиры были и в разделенных перегородками особняках, и в бывших богадельнях, вдовьих и доходных домах, в гостиницах-подворьях. Люди ютились в полуподвалах и даже в подвалах, в церковных трапезных и колокольнях. Всё это был для Москвы пришлый люд, но и коренные жители в массе своей жили так же». Это строчки из книги известного москвоведа Михаила Гарнунга «Зарницы памяти»).
      Появилась улица на рубеже 14 и 15 веков вдоль дороги, ведущей из Москвы в сторону Серпухова и Тулы. Тогда она называлась Большой улицей, и только в 18 веке получила название по церкви Параскевы Пятницы, покровительницы торговли и торгового люда.
     Это история, а в сознании современников образ одной из самых старых улиц Замоскворечья большей частью сформировался благодаря советскому кинодетективу «Трактир на Пятницкой».
    В романе Николая Леонова «Ждите моего звонка», по которому поставлен фильм, так описывается это питейное заведение: «На стене старого четырехэтажного дома красовалась вывеска ресторана «Встреча», но никто в округе такого ресторана не знал, заведение было известно, как трактир «Три ступеньки».
     Кстати, регулярно посещал это заведения юный корректор располагавшейся напротив типографии известного издателя Ивана Сытина Сергей Есенин, живший в 1912–1914 годах вместе с отцом неподалеку отсюда, в Большом Строченовском переулке. Говорят, что именно здесь, в трактире на Пятницкой, поэт впервые употребил спиртное, чем вызвал тогда гнев своего отца.
     На Пятницкую выходит множество переулков, среди которых нетрудно заблудиться, несмотря на то, что это исторический центр столицы. Все дома выкрашены, приведены в благопристойный вид, но, как и в купеческие времена, здесь множество магазинов, кафе, ресторанов и прочих торговых и деловых учреждений. В недалеком прошлом мы отмечали день рождения невестки в джаз-кафе «Эссе» на Пятницкой, неподалеку от фонтана с изваянием Адама и Евы, расположенного рядом со станцией метро Новокузнецкая, стоящей на месте разрушенного храма Параскевы Пятницы.
      Это было пару лет назад, а на этот раз мы небольшой компанией приехали на Пятницкую, чтобы посетить мастерскую Заслуженного художника России, участницы многочисленных художественных выставок Татьяны Ивановны Белотеловой. Чтобы мы не потерялись в старых московских переулках, Татьяна Ивановна вышла нас встречать. 
     Предыстория нашего визита состоит в том, что скульптор и известный московский поэт Эдуард Хандюков, работающий ныне в жанре восточной поэзии, учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском) вместе с Татьяной Белотеловой, ныне Заслуженным художником России, участницей множества выставок.
     Когда-то давно, посетив выставку Т.И. Белотеловой, Эдуард Валентинович подарил ей брошюру со своими стихами. Прошли годы. И вот, пересматривая книжную полку, художница случайно уронила эту брошюру, и из неё выпала визитка с телефоном. Татьяна Белотелова позвонила, и в результате они договорились о встрече. Ну, а мы с супругой и наш сын Максим отправились в один из старинных переулков улицы Пятницкой вместе с Эдуардом Хандюковым.
     Художественная мастерская располагается в небольшом помещении двухкомнатной квартиры в доме старой постройки. В одной комнате находится рабочее помещение, а в другой, более просторной, – гостиная, где мы расположились за столиком с легкими закусками. Кроме самой Татьяны Ивановны, в беседе участвовала ее дочь Наталья, выступавшая в этот раз в роли радушной хозяйки.
   Основным содержанием беседы, что вполне естественно, стали воспоминания Эдуарда Валентиновича и Татьяны Ивановны о совместной учёбе в Строгановке и о том времени, когда, словами Юнны Мориц, «фонтаны били голубые и розы красные росли».
   Эдуард Хандюков подарил нашей визави свою первую книгу, изданную на его родине в Мариуполе, и периодически возвращался к ней, чтобы проиллюстрировать рассказ о своих скульптурных работах в разных городах и весях. Татьяна Белотелова тоже время от времени демонстрировала нам свои произведения, сопровождая рассказ о различных этапах своей творческой деятельности. Получился своеобразный встречный отчёт двух выпускников Строгановки за полвека жизни в искусстве, и это было очень интересно и даже трогательно.
    Творчество Татьяны Белотеловой – это образное отражение прожитых ею времён, полных надежд и разочарований, крушения того, что казалось вечным и созидания неизведанного, патриотизма, любви и ненависти. Созданная мастером самобытная художественная реальность имеет глубокий исторический и социально- культурный подтекст. Большинство полотен Татьяны Белотеловой отражают, как выразился А.С. Пушкин, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». В разговоре с нами Татьяна Ивановна, коренная москвичка, много раз подчёркивала свою русскость, приверженность к русским корням и культурным ценностям, и это в полной мере отразилось в её творчестве.
     Произведения Белотеловой, даже при первом восприятии, очаровывают поэтической одухотворённостью, органичным отражением многогранной действительности и философскими обобщениями. Но, в то же самое время, для живописных работ художницы характерна изысканная декоративность, энергичность и свежесть форм и линий, свидетельствующая о высокой и в значительной мере самобытной художественной культуре автора. Каждое ей живописное полотно, независимо от формата, воспринимается законченным и точным по режиссуре.
    Не может не поражать жанровое разнообразие творчества Татьяны Белотеловой. Её многочисленные пейзажи очаровывают с первого взгляда, будь это «Град Москва», «Старинный город Боровск» или «Северная деревня». Особые слова хочется сказать о портретах художницы, в том числе и тех, где запечатлены она сама и члены её семьи: трагически погибший муж – известный художник и тоже выпускник Строгановки Игорь Примаченко, дочь и отец – генерал-лейтенант ракетных войск. На нескольких полотнах можно узнать черты самой Татьяны Белотеловой: «Мечты моей молодости», «Мои Музы», «Мои размышления» и других – это приоткрывает зрителю внутренний мир художницы, её тревоги, радости и печали.
      Многократно Татьяна Белотелова обращается к православным сюжетам, исторической фактуре, чтобы на этом фоне передать своё отношение к происходящему «здесь и сейчас». Среди таких произведений «Богородица», «Битва», «Ангел надежды», «Противостояние», «Юбилей» и много других. 1990-е годы и слом нашего великого государства невольно заново переживаешь, глядя, в частности, на полотно «Дорога в никуда» (1991г), «Побеждённые» (1993г) и другие.
      Конечно, невозможно описать все грани творческих свершений Татьяны Ивановны Белотеловой, я упомянул в первую очередь работы, которые меня затронули, очаровали и заставили задуматься. Но вдумчивый зритель не останется равнодушным у её многочисленных натюрмортов, а также картин, условно объединенных темой «Итальянские мотивы» – там есть очень интересные работы, достойные занять место в самых авторитетных коллекциях. Очень интересные полотна посвящены балканской тематике.  Другой условный альбом автор озаглавила «Ветер дальних странствий», в нём представлены живописные полотна о Германии, Чехии, США, Греции. Но есть там также работы морской тематики, в том числе посвященные Калининграду, Заполярью и другим местам нашей страны.
      Время пролетело незаметно, мы проговорили несколько часов – о жизни, об искусстве, о прошлом и настоящем, и настало время прощаться. Впечатлений осталось так много, что я просто не мог об этом не написать, в том числе, и как о вехе в своей жизни. Я пообещал это сделать Татьяне Ивановне Белотеловой и теперь выполнил это обещание. Добавлю только краткую справку о творческом пути художницы с её сайта.
    В 1962 году Т.И. Белотелова окончила Московский Институт Инженеров Транспорта.
    В 1971 году – Московское Высшее Художественно-Промышленное Училище (бывшее Строгановское).
Член Союза Архитекторов СССР с 1971г.
Член Союза Художников СССР с 1978г.
Татьяна Белотелова работает в области монументально-декоративного искусства, станковой живописи и графики.
Автор росписей, мозаик, витражей, маркетри в Москве и ряде городов России, Белоруссии, Украины, Италии и Черногории.
     С 1972 года участник более 200 групповых художественных выставок в Москве, России и за рубежом.
     Персональные выставки художницы неоднократно были представлены в Москве, Белграде, Риме, Загребе, Кельне и городах Черногории.
     Дважды награждена Дипломами I степени на Международных ярмарках искусств в Белграде, участник Международного аукциона в Японии, дипломант Международной выставки искусств в Канаде.
     В 2002 году удостоена звания «Лауреат Всероссийского выставочного центра», ныне это снова ВДНХ.
     В 2007 году присвоено почетное звание «Заслуженный художник России».
     В 2020 году награждена Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России»
     Татьяна Белотелова активно участвует в творческой жизни Москвы и России.
Работы Белотеловой Т.И. находятся в собраниях музеев России, стран СНГ, Министерства культуры и Художественного Фонда СССР, в частных коллекциях России, Германии, Японии, Италии, Франции, Бразилии, Югославии, США, Канады и других стран. 


Рецензии