Особый Корпус ЖДВ. Заключение
О дальнейшем пути бригад и частей бывшего Особого Корпуса железнодорожных войск в 1942-1945 г.г. и в последующее время.
Особый Корпус железнодорожных войск РККА существовал 10 лет, срок небольшой, но за это время своим самоотверженным трудом он оставил яркий след в истории железнодорожных войск. Участвуя в новом железнодорожном строительстве и реконструкции железных дорог, главным образом в районах Дальнего Востока и Сибири, Корпус много сделал по укреплению народного хозяйства и обороноспособности страны.
Тысячи молодых патриотов получивших, после обязательной двухгодичной службы в частях Корпуса, строительную специальность, пополняли ряды строителей народного хозяйства.
Несмотря на временные неудачи первого периода Великой Отечественной войны, воины железнодорожных войск, как и вся Красная Армия, самоотверженно отстаивали каждую пядь родной земли и делали всё возможное, чтобы остановить врага.
К концу 1941 года отчётливо выявились недостатки в боевом использовании железнодорожных войск и в их управлении. При наличии частей Корпуса и железнодорожных частей подчинённых органам ВОСО, на прифронтовых железных дорогах, НКПС создал, помимо существующих спецформирований, ещё Головные восстановительные отряды (ГВОТ). А для руководства восстановлением и эксплуатацией железных дорог, на каждом фронте назначил Уполномоченного НКПС (УПС), который по решению ГКО одновременно являлся членом Военного Совета фронта.
Двойственность в организации и подчинении при восстановлении фронтовых железных дорог отрицательно сказывалась на выполнении возложенных задач.
Постановлением Государственного Комитета Обороны от 2 января 1942 г. руководство всеми восстановительными и заградительными работами на железных дорогах было возложено на Наркомат путей сообщения СССР в системе которого в центре, на базе Управления Особого Корпуса желдорвойск было образовано Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР), а на фронтах Управления военно-восстановительных и заградительных работ (УВВР).
С этого момента все железнодорожные войска перешли в подчинение НКПС, оставаясь в оперативном подчинении Военных Советов тех фронтов, где они работали.
Одновременно этим решением ГКО выделялись большие материальные ресурсы, базы стройматериалов и решались все вопросы, способствующие успешной организации восстановительных работ.
Таким образом, людские и материальные средства для восстановления железных дорог объединялись в одной организации и получили единое руководство на всей территории страны.
Все части железнодорожных войск, в том числе и части Особого Корпуса, работали под постоянным воздействием авиации и иногда артиллерии противника, проявляли массовый героизм, и как пишет маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «… заслужили признательность Красной Армии и всего Советского народа»».
Части Корпуса вели восстановление фронтовых железных дорог:
- 1-я железнодорожная бригада в составе войск Западного и 3-го Белорусского фронтов от Москвы до Кенигсберга;
- 3-я железнодорожная бригада в составе войск Северо-Западного, Центрального, 1-го Белорусского и 1-го Дальневосточного фронта до г. Харбин Китай;
- 4-я железнодорожная бригада в составе войск Западного, 2-го и 3-го Белорусских фронтов до Польши;
- 5-я железнодорожная бригада в составе войск Юго-Западного, Брянского, Воронежского, Курского, Орловского, Центрального, 1-го и 2-го Белорусского фронтов до г. Франкфурт Германия;
- 7-я железнодорожная бригада в составе войск Дальневосточного, Забайкальского, Воронежского и 1-го Украинского фронтов до Польши.
За успешное выполнение заданий военного Командования фронтов ряд бригад и частей Корпуса были награждены орденами Советского Союза и присвоено почётные наименования:
- 1-я отдельная железнодорожная Кенигсбергская ордена Александра Невского бригада;
- 5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознамённая бригада;
- 77-й отдельный мостовой железнодорожный Краснознамённый батальон (бывший 77 оспждб и 77 овждб Прим. ИМЗ);
- 81-й отдельный восстановительный железнодорожный Краснознамённый батальон (бывший 81 оспждб Прим. ИМЗ);
- 83-й отдельный восстановительный железнодорожный ордена Красной Звезды батальон (бывший 83 оспждб Прим. ИМЗ).
В послевоенный период части бывшего Особого Корпуса, как и все железнодорожные войска, приступили к возрождению разрушенного войной железнодорожного транспорта, строительству новых железных дорог и их реконструкции.
1-я отдельная железнодорожная Кенигсбергская ордена Александра Невского бригада в 1945 г. передислоцирована в г. Омск, много сил и энергии отдала развитию и электрификации Омской и Томской ж.д., строительством линий Куломзино – Иртышская – Кзыл-Ту, Тюмень – Тобольск. В январе 1975 г. была передислоцирована на ст. Алонка для строительства Байкало-Амурской магистрали, вошла в состав 1-го Корпуса ЖДВ. С марта 1986 г. дислокация г. Барнаул, в составе 4-го Корпуса ЖДВ, строительство линии Мереть – Среднесибирская. С марта 1995 г. бригада передислоцирована в г. Новоалтайск. В 1998 г. она переформирована в кадр 1-й отдельной ж.д. бригады. 01.12.2009 г. кадр 1-й бригады расформирован.
3-я отдельная железнодорожная бригада в марте 1946 г. была передислоцирована в г. Лиски, в подчинении 1-го Корпуса ЖДВ. Строительство 2-х путей Алексеевка – Лиски – Поворино, Грязи – Лиски – Ростов, Лиски – Купянск. На работах по развитию ж.д. линии Лихая – Сталинград. С января 1949 г. передислоцирована на ст. Морозовская, по строительству новой ж.д. линии № 605 Морозовская – Цимлянская. С апреля 1953 г. место дислокации г. Сызрань, строительство 2-х путей Сызрань – Инза – Рузаевка. 02.02.1957 г. бригада расформирована.
4-я отдельная железнодорожная ордена Трудового Красного Знамени бригада (награждена в 1968 г.) с августа 1945 г. дислокацией в г. Новосибирск, на реконструкции ж.д. узла. С апреля 1946 г. вошла в состав 2-го Корпуса ЖДВ, передислоцирована в г. Винница, далее г. Шостка и Конотоп на реконструкции и электрификации Московско – Киевской ж.д., строительство 2-х путей Москва – Брянск, Навля – Конотоп, сооружение Брянского обхода, Ворожба – Конотоп. В феврале 1975 г. бригада передислоцирована на строительство Байкало-Амурской магистрали в п. Дипкун в подчинении 35-го Корпуса ЖДВ. 30.12.1989 г. бригада расформирована.
5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознамённая бригада в августе 1945 г. передислоцирована в г. Серов, находилась в подчинении УВВР-9 и 4-го Корпуса ЖДВ. Строительство линии Кизел – Пермь, Серов – Сосьва, Серов – Богословск, Свердловск – Баженово, реконструкции ст. Свердловск и Тюмень. В 1960 г. строительство линии Ивдель – Обь, обхода Свердловского ж.д. узла. С марта 1979 г. передислоцирована в г. Абакан, строительство линий Абакан – Междуреченск, Абакан – Тайшет. С 1989 г. в подчинении 35-го Корпуса ЖДВ, далее 4-го Корпуса ЖДВ и Управления ЖДВ Центрального округа. Ныне действующая, ведёт работы по строительству 2-х путей БАМа.
7-я отдельная железнодорожная ордена Трудового Красного Знамени бригада (награждена в 1968 г.) в апреле 1945 г.убыла в распоряжении Начальника Строительства № 12 линии Иркутск – Слюдянка. В марте 1946 г. передислоцирована в г. Курск, в подчинении 2-го Корпуса ЖДВ, на капитальное восстановление Московско-Курской и Московско-Донбасской ж.д. В 1950 г. убыла в г. Сталинград на развитие и реконструкцию Сталинградской ж.д., и строительство ж.д. вдоль канала Волга – Дон. Бригада занималась развитием и реконструкции Саратовского узла, строительством линий Тамбов – Кирсанов – Ртищево, Звезда – Пугачёвск. В 1975 г. передислоцирована на строительство Байкало-Амурской магистрали в п. Берёзовый, в подчинении 1-го Корпуса ЖДВ. В 1990 г. обосновалась в г. Комсомольск-на-Амуре, с 2010 г. в подчинении Управления ЖДВ Восточного округа. Ныне действующая, ведёт работы по строительству 2-х путей БАМа.
Из всех исторических частей Особого Корпуса железнодорожных войск в настоящее время существуют:
- 76-й отдельный путевой железнодорожный батальон 7-й железнодорожной бригады. Ведёт своё начало из 18-го отдельного строительного железнодорожного полка, который был сформирован 30 марта 1932 г. в г. Луганске, в 2022 г. батальону исполнилось 90 лет.
- 81-й отдельный путевой железнодорожный Краснознамённый батальон 48-й железнодорожной бригады. Начинался с формирования 21-го отдельного строительного полка 13 апреля 1932 г. в г. Новосибирске (ст. Инская), тоже имеет 90-летний стаж службы.
- 83 отдельный путевой железнодорожный ордена Красной Звезды батальон 43-й железнодорожной бригады. Свою историю начал с 24-го отдельного строительного железнодорожного полка 15 февраля 1934 г., через два года батальон будет праздновать своё 90-летие.
Воспитанный в духе беззаветной любви к своей Родине, личный состав железнодорожных войск совершенствует своё боевое мастерство, показывает отличное владение сложной боевой техникой, и также как и их отцы и деды, с успехом трудятся на новом железнодорожном строительстве, укрепляя мощь и обороноспособность нашей России.
Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ.
В. Петропавловский. Ноябрь 2022 г.
Свидетельство о публикации №222111701700
Сергей Лелеко 17.11.2022 21:27 Заявить о нарушении