Старое кино, 5. Первоклассница

О фильме «Первоклассница» я вспомнила, когда в этом году в нашей семье в первый класс пошла семилетняя Милана.

К сожалению, я не смогла её поздравить лично.  Мила стала ученицей школы №5 города Петрозаводска, где я работала последние 26 лет.

Посмотрев ещё раз фильм,  я, конечно, вспомнила своё далёкое детство.
Ведь фильм был снят в 1947 году, а премьера состоялась в марте 1948 года.
В этом году в сентябре я стала первоклассницей.

Помню, как шли мы парами через всё село от детского садика до школы.  Встречные односельчане провожали нас одобрительными улыбками, наверное, думая: «Быстро дети растут, вот уж и эти пошли в школу».

Родители нас не провожали. Родители наши работали.  Да и не принято у нас было провожать детей в школу: « Сами дойдут… Однако не заблудятся».  К тому же, в те времена у каждой первоклассницы и первоклассника наверняка в  школе учились старшие братья и сёстры.  Есть кому приглядеть.

Наша милая героиня фильма Маруся тоже пришла в 156 московскую школу самостоятельно.
(К слову замечу,  что съёмки были в школе №201 имени Зои и Александра Космодемьянских)

Судя по всему,  Маруся росла в благополучной семье, жила в хорошем доме, в хорошей квартире и была единственным ребёнком у папы и мамы.  А добрая заботливая бабушка первая встречала дома её из школы.  (Я всегда завидовала всем детям, у кого были бабушки и дедушки. Мои умерли ещё до моего рождения)
В этом фильме ничто не напоминает о недавно закончившейся войне.

Маруся пришла учиться в хорошую московскую школу, где учились такие же благополучные девочки.  Все девочки были в одинаковых тёмных платьицах с белыми воротничками и манжетами, в чёрных фартучках.
И снова вспомнилась моя родная школа, мой первый класс.  Моим одноклассникам пока было не дошкольной формы. Было бы вообще что-то надеть в школу.  Я помню одну ученицу, которая прекратила ходить в школу зимой, потому что валенки были одни для всех детей в семье.

Я тоже ходила «в обносках» от старшей сестры,  перешитых мамой под мой рост.
И только в 5 классе мама сшила мне из дешёвой материи школьное платье и фартук.  В этом же году мне купили первый портфель для школьных принадлежностей.
Учебниками мы обменивались. По соседству жили мальчики, братья Володя и Женя. Володя учился старше меня классом, а Женя младше на год. Вот с ними у меня и был постоянный обмен учебниками. Учебники очень берегли, часто меняя газетную обёртку.

А вот пенал, в котором были ручка со стальным пером  «Союз» и простой карандаш, а ещё отдельно коробочка с шестью цветными карандашами фабрики имени Сакко и Винцетти нам, всем будущим первоклассникам, подарили при выпуске в детском саду.

Помню, какое я испытывала чувство счастливого детства, разглядывая это сокровище и мечтая о том дне, когда я на уроке в школе буду всем пользоваться.
Маруся училась в классе, где были только девочки.  С одной стороны, это скучновато, а с другой – кнопку учителю на стул уж, конечно, никто не подложит  и за шиворот тебе не засунут какого-нибудь жучка.

В моём первом классе было чуть более 20 учеников, но среди нас были переростки, в основном пацаны, послевоенная безотцовщина, озлобленные и хулиганистые.
В войну они по разным причинам не смогли пойти учиться, хотя школа работала и даже когда в здании школы был госпиталь. Дети учились в частных домах; причём, классы находились в разных домах. 

Даже в нашем доме, в самой большой комнате стояли школьные парты.  Однажды мой муж, придя в наш дом, сказал мне: « А вот здесь у окна стояла парта, за которой сидел я». (эту деталь нашей истории я буквально сейчас вспомнила).
Извините… Снова отвлекли от фильма мои воспоминания.  От них никуда не деться.
Ну а в остальном в нашей семилетке всё было так же, как в московской школе (как в старом анекдоте: «только трубы пониже, да дым пожиже).
Тоже были дежурные с повязкой на левой руке, санитары и пр.  Мы даже перед первым уроком в классе делали зарядку, а во время уроков небольшую разминку для рук и шеи.

 Кстати, нашу первую учительницу тоже звали Анной Ивановной, как и учительницу Маруси.  Больше она ничем не была похожа на очаровательную учительницу Маруси, роль которой очень правильно исполнила молодая актриса Тамара Макарова.
Мы тоже ручками со стальным перышком «Союз», которое «обмакивалось» в чернильнице-непроливайке, начинали писать не сразу и не все одновременно.
Две недели карандашом старательно выводили палочки и крючки в тетради в косую линейку. А после, когда весь класс переходил на письмо ручками, каллиграфия оттачивалась на отдельном уроке чистописания.

Почерку уделялось большое внимание.  Не удивительно, что большинство людей  нашего поколения до старости сохранило умение писать красиво.
Однако пора вернуться к фильму о первокласснице Марусе.
Не помню, в каком году я первый раз посмотрела эту картину. Но, несомненно, обучаясь в начальном звене.  Думаю, именно в раннем школьном возрасте этот фильм запоминается надолго.

Режиссёр Илья Фрэз поставил фильм по одноимённой повести Евгения Шварца.
Повесть я не читала, но, думаю, автор фильма нашёл правильное решение, разбив его как бы на части и озаглавив каждую.

Заголовки помогают юному зрителю сосредоточить внимание на главном.
Например,  «Как Маруся помогла подруге», или «Как Маруся попала в беду».  Взрослому зрителю, может быть, такие проблемы и покажутся наивными, но  сверстники героини фильма очень даже сопереживают.

Маруся – девочка своенравная, с характером, любит  «покомандовать», чтобы все ЕЁ слушались, любит быть рядом с учительницей … у учительского стола.  Но Анна Ивановна тактично ставит  ученицу на своё место, однако не забывает и похвалить старательную ученицу: «Теперь ты настоящая школьница, помогла товарищу в беде» (заметьте, не просто подруге, а товарищу)
Словом, мы, зрители, видим, как Маруся взрослеет, умнеет и начинает думать не только о себе.

Школьная история о первокласснице Марусе Сопровождается музыкой композитора Дмитрия Кабалевского. Совместно с Михаилом Зивом они написали для фильма две песни:»Песенка дежурной» и «Прощание с Первым классом», которые исполняются юной артисткой Наташей Защипиной, а в конце фильма – всем классом.
Безусловно, Наташа Защипина так органична в картине, словно проживает жизнь своей героини.

Совершенно очаровательная девочка Наташа талантливо «ведёт» весь сюжет: она – в центре, все – вокруг неё…  И от неё не оторвать глаз.

Именно этой ролью Наташа Защипина осталась в памяти зрителей. Хотя до этого фильма были уже 4 картины.
В 4 годика  малышка снялась в истории о маленькой блокаднице в «Жила – была девочка».
Фильм снимался, когда ещё не закончилась война и они с мамой ехали  в разорённый и голодный Ленинград по «дороге жизни».
А в 1945 году её вновь пригласили в картину «Слон и верёвочка».
Во время обучения в школе Наташа снялась в 5 фильмах.

А вот дальнейшая карьера не была столь успешной. После школы она дважды безуспешно поступала в театральные училища, куда её просто – напросто не принимали.

Да и во ВГИК  Наташа была принята лишь  в дополнительную группу и то с помощью Сергея Герасимова.

И во время учёбы в институте, и после в Московском театре сатиры ей запрещали сниматься в кино. На все предложения она  отвечала отказом.

А потом, как это обычно бывает, о Наташе Защипиной забыли.
Дальнейшая карьера  артистки Наталии Александровны Защипиной уже не была Звёздной.

Фильм «Первоклассница» был снят на киностудии «Детфильм».  (Оказывается, была такая киностудия в нашей стране и даже в военное и послевоенное  время.)

Ноябрь 2022 г.  Сочи.


Рецензии
Анна Алексеевна, как хорошо, что в рассказ о фильме вплетены Ваши личные воспоминания. Думаю, что люди того поколения вспоминают и свою школу, и свою первую учительницу.
Я хоть и послевоенная, но так много общего. За 10 лет учёбы я носила новую форму только три раза. В первом, пятом и десятом классах. А так мама перешивала после старших сестёр. Достатка большого не было, но не голодали и всегда было что надеть.
И чернильницу-непроливайку помню, и уроки чистописания.
С такой чернильницей был связан один неприятный случай, когда учительница выставила меня из класса. Но история это долгая.
Спасибо за воспоминания.

Валентина Колбина   17.11.2023 18:06     Заявить о нарушении
http://proza.ru/2018/09/30/108
Этот Шурка Плотников на фото передо мной. Справа второй ряд.

Валентина Колбина   17.11.2023 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.