Провинциалка, или Московские каникулы

Даша с опаской поставила ногу на эскалатор и подумала: "Совсем и не страшно." Десятилетней девочкой она впервые попала в метро и с тех пор просто грезила Москвой. Тогда, с родителями, она мало где была. Обычный набор для приезжих - Красная площадь, зоопарк, аттракционы в Парке культуры, да ещё прогулка по Москве-реке. Но всё это оставило такой большой след в жизни девочки, что Москва стала для Даши большой мечтой. Вечерами, уже лёжа в постели, она мечтала о том, как будет учиться в Москве, гулять по её улочкам, ходить в музеи и парки, и ещё много-много чего ждало её в этом городе.

За прошедшие годы Даша не только прочла, но и изучила все путеводители и книги о Москве. Мысленно она ездила в метро, переходила со станции на станцию, любовалась их красотой. Она знала, что самая глубокая станция - Арсенальная, самая первая - Сокольники и самыми красивыми, уже по её мнению, были станции Маяковская и Пл. революции.

Поэтому сейчас, лишь мельком посматривая на указатели, смело прокладывала свой путь по "лабиринтам" метро. Она уже знала, что с Курской по кольцевой ей надо добраться до Белорусской, перейти на зелёную ветку и до Ховрино, где находится Институт Культуры. Сегодня будут вывешены списки поступивших абитуриентов. Даша знала уже, что она зачислена, но очень хотелось познакомиться с институтом, увидеть всё своими глазами, ведь документы Даша подавал по электронке, да и заявление какое-то ещё надо было написать.

Институт Даша нашла тоже быстро. Погуляла по коридорам, отметилась в приёмной комиссии, оставив нужные документы. До заселения в общежитие и начала занятий целый месяц, и Даша ещё успеет съездить домой в Нижегородскую область за вещами, но это позже, в конце августа. А сейчас, ей предстоит с разрешения родителей пожить некоторое время у тётки, чтобы уже поближе познакомиться с Москвой. Даша называла это затёртой фразой "покорить Москву", не совсем понимая её смысл.

Некоторое разочарование в москвичах Дашу постигло на тёткиной станции метро Марьино, когда попытавшись спросить у нескольких прохожих нужную улицу, так и не услышала вразумительного ответа. "Как же так, - думала Даша, - жить здесь, ходить туда-сюда и не знать улиц?" Ей, проживающей в посёлке городского типа в Нижегородской области, да к тому же очень любознательной, было непонятно.

Дашину московскую родственницу назвать тёткой можно было только по родству. (Она была младшей сестрой отца Даши.) Эта была молодая женщина, всего на 12 лет старше Дарьи и, поэтому девушка называла свою тётю просто Ириной. Муж Ирины уехал в отпуск в деревню, чтобы помочь родителям, она же осталась с девятимесячной дочкой в Москве.

Ирина встретила Дашу гостеприимно. Вкусно накормив, расспросила о родных, об успешном поступлении и о Дашиных планах пребывания в Москве, выслушав которые, Ирина воскликнула:

_ Даш, а я тебя хотела попросить помочь мне, посидеть с Василисой. Знаешь столько дел накопилось, с документами, с квартирой и прочих. Но, это только с утра, и несколько дней. А потом - летай, как птица.

_ Хорошо, помогу, конечно... - согласилась Даша.

Несколько дней подряд Ирина убегала с утра из дома и возвращалась только к обеду. Иногда задерживалась, звонила и просила Дашу покормить и уложить малышку спать. Даше было не трудно сидеть с ребёнком, вот только укладывать на дневной сон получалось с трудом. Василиска капризничала, и Даша очень переживала.

Зато часа в два она пулей вылетала из дома и была свободна до вечера. Даша побывала на всех запланированных ранее станциях метро, обошла весь центр, обследовала не только Кремль, а все улочки и переулочки, все парки и скверики.

Музеи Даша не любила с детства, они наводили на неё тоску, но она твёрдо запланировала побывать в Третьяковской галерее. Дарья любила рисовать, даже несколько лет ходила в художественную школу, готовилась в художники. Однако, любовь к книгам победила, и теперь Дарья будет учиться и станет дипломированным библиотекарем.

Попасть в Третьяковку не получалось несколько дней. И вот, наконец, выстояв немалую очередь, она гуляет по этим удивительным залам. "Сколько же здесь знакомых картин, - удивлялась Дарья, - мы ведь по их репродукциям в школе сочинения писали. Вот Серов, Шишкин, Васнецов..."

И вдруг её взор привлекло большое полотно Ильи Репина с изображением сцены убийства Иваном Грозным сына. Даша видела её впервые. Она, конечно, знала из уроков истории о жестокости этого царя, но картина её настолько потрясла, что Даше казалось, что она не может двинуться с места. Какой-то непонятный страх заставлял стоять её как вкопанную у картины. Из этого оцепенения её вывел раздавшийся над самым её ухом голос, от которого Даша невольно вздрогнула.

_ Что, нравиться? Или страшно?

Рядом с ней стоял молодой парень и улыбался. Он был одет в дырявые джинсы и, как показалось Даше, в немыслимую полосатую футболку. Длинные его волосы спадали почти до плеч. Карие глаза сверкали каким-то особенным блеском на его загорелом лице.

_ Скорее страшно, - с трудом выходя из оцепенения, промолвила Даша. - И зачем такие картины рисовать, да ещё и выставлять...

_ Да не ты одна этим недовольна, ещё при Александре третьем её показ запрещали, якобы клевета на благочестивых царей. А ты знаешь, что на неё два раза покушались. Она ведь только недавно из реставрации, после того как её один маньяк порезал.

Молодой человек ещё долго рассказывал девушке о судьбе картины, закончив свой рассказ утверждением, что сыноубийство вообще-то не доказано, чем немного успокоил Дашу и удалился так же внезапно, как и появился.

Девушка ещё долго бродила по залам и поэтому была очень удивлена встретив у гардероба нового знакомого, который поспешил ей навстречу со словами:

_ Приятно снова встретиться. Вы сейчас куда? К метро? Может нам по пути?

_ Нет, у меня другие планы, - смутившись ответила Даша.

Даша привыкла к повышенному вниманию парней. Сказать, что она была привлекательной - это ничего не сказать. Она была красавицей. Прямые каштановые волосы, рассыпанные по плечам, светились невероятным блеском. Её частенько спрашивали: "Чем красила?". И на отрицательный ответ Даши, с недоверием поджимали губы. Зелёно-карие глаза уже с пятого класса сводили одноклассников с ума, а рано оформившаяся фигура привлекала юношей и постарше. Однако, сердце девушки оставалось свободным и открытым. Открытым и, ожидающей большой любви, как сердце любой восемнадцатилетней девушки.

Молодой человек не вызывал у Даши отрицательных эмоций. Ей понравилось с ним беседовать, поэтому она не стала возражать, на его предложение прогуляться вместе.

Игорь, так звали парня, не переставал удивлять Дашу своими познаниями. На этот раз о Москве.

_ Откуда ты всё знаешь?

_ Да, я же москвич, а классная наша помешена на истории города была, чуть не каждую неделю таскала нас по экскурсиям. Вот что-то в памяти и осталось. Кстати, знаешь почему улица "Большая Ордынка" называется?

_ Нет, конечно...

_ Во времена татарского ига именно по этой улице везли дань в Золотую Орду. Видишь как просто.

Даша и Игорь ещё долго гуляли по набережной Москва-реки. Игорь располагал к откровенности, и Даша поведала ему цель своего приезда в Москву. Игорь же рассказал, что он два года назад закончил художественное училище и сейчас в поиске своего дальнейшего пути.

_ Предлагаю равноценный обмен, - прощаясь предложил Игорь. - Я тебе экскурсии по Москве, а ты мне попозируешь, твоё лицо так и просится на бумагу или полотно. Идёт?

На следующий день Игорь встретил Дашу на станции метро Баррикадная и по дороге к студии рассказал о московских высотках. В полуподвале одного из жилого здания оказалась действительно самая настоящая студия. По стенам были расставлены и развешаны картины, в центре мольберт, на столах много разных тюбиков красок. Игорь объяснил Даше, что снимает это помещение еще с двумя парнями.

Сеанс позирования прошёл для Даши незаметно, так как Игорь всё время развлекал её интересными историями. Свою работу Игорь Даше не показал. Да она и не настаивала, так как слышала, что художники не любят показывать незаконченные работы.

Вот уже несколько дней Даша приходила в студию. Её совсем не напрягали сеансы позирования, ей нравилась болтовня Игоря, нравилось гулять с ним по Москве.

Вечерами перед сном она перебирала в памяти прошедший день и жалела, что так быстро закончилось свидание с Игорем. (Так она называла их встречи). Её сердце бешено билось, щёки горели, а губы невольно шептали: "Игорь...", как будто она пробовала это имя на вкус. Она понимала, что влюбилась. Это и радовало, и одновременно наполняло страхом. Даше, казалось, Что Игорь тоже испытывает те же чувства, но не хочет торопиться с объяснением.

Быстро пролетела ещё одна неделя. Тётка. по-прежнему, через день-два убегала по своим делам, что не давало возможности Даше больше времени проводить с Игорем. Тем более, что Игорь тоже не каждый день мог с ней встречаться. Но Даша всё равно была счастлива безмерно. В прошлое свидание Игорь её поцеловал. Это было неожиданно и приятно. И сегодня, по мнению Даши, объяснение неизбежно.

С утра Даша начала собираться на свидание. Но её хорошее настроение было испорчено опять "неотложными делами" Ирины. В десять утра тётушка упорхнула из дома, оставив указания чем покормить малышку, обещав вернуться к часу. Но вот уже два часа, а её всё нет. Даша уложила девочку спать, и уже с полчаса не отходила от окна, высматривая Ирину.

Но что это? Неожиданно Ирина появилась из машины, которая уже минут десять стояла у подъезда и подставила губы мужчине выскочившему за ней с водительского места, Мужчина крепко обнял Ирину и поцеловал отнюдь не дружеским поцелуем.

Даша отпрянула от окна: "Что это, измена? Ирина изменяет мужу... Как низко, отвратительно." Даше с трудом удалось скрыть свои разбушевавшиеся эмоции, когда она столкнулась в дверях с Ириной.

Всю дорогу её обуревали чувства недоумения и брезгливости. Даша думала и не могла понять, как теперь ей вести себя с тётушкой. С этими мыслями она и появилась в студии у Игоря.

Даша была настолько расстроена, что на вопрос Игоря: "Что случилось?"- разрыдалась и, захлёбываясь от волнения, рассказала о случившемся.

Игорь обнял девушку и, поглаживая по плечу, пытался успокоить, а потом внезапно стал целовать Дашино лицо, глаза, губы. Даша не сопротивлялась, она отдалась во власть своих чувств. Внезапный грохот падающего мольберта заставил молодых людей отпрянуть друг от друга.

Рядом с ними стояла разъярённая девушка и кричала:

_ Значит так ты, милый мой муж, работаешь? Шлюх сюда водишь, а мне заливаешь о своём вдохновении? Сидишь на моей шее, да ещё изменяешь?

Даша в растерянности смотрела то на девушку, то на Игоря, который пытался вставить слово, и не могла двинуться с места. И только следующая злая тирада девушки в её адрес заставила её пойти к выходу. Ей хотелось бежать, бежать быстрее отсюда, но ноги налились свинцом и еле передвигались, а вслед неслось:

_ Вот, шалава! Малолетка, а туда же.... Двигай, пока волосы не выдрала. Всякие проститутки....

Даша долго бродила по какому-то скверу, попавшему на её пути. Она не плакала, не могла. Ей, казалось, что и думать она не может. Просто в голове что-то звенело, ухало и болело. Время для неё остановилось.

На каком-то автомате Даша добралась до тёткиной квартиры. Не отвечая на Иринины вопросы: "Что случилось и куда собралась?", молча покидала в рюкзак вещи, положила в прихожей ключ и захлопнула за собой дверь.

Даше повезло, поезд на Нижний Новгород отходил через час. А что билет ей был предложен дорогой, купейный, её уже не волновало, главное домой. Она едет домой... Она уезжает из этой лживой Москвы.

Дашиной соседкой по купе оказалась миловидная пожилая женщина, которая сразу же начала укладываться спать. А Даша всё ещё в каком-то оцепенении молча смотрела в окно. Наконец, рыдания, которые она больше уже не могла сдерживать, вырвались из её груди.

Проснувшаяся попутчица, подсев к Даше, пыталась успокоить девушку. И вдруг, захлёбываясь слезами, Даша начала говорить. Она рассказала незнакомой женщине всё, что с ней произошло, закончив свой рассказ словами: "В Москву я больше никогда не поеду и учиться там не буду.."

Долго ещё под стук колёс продолжалась беседа пожилой женщины и молодой девушки. Когда Даша успокоилась, соседка проговорила:

_ Давай спать, деточка. Вот увидишь, всё уладится, всё будет хорошо. Это опыта ты, милая, набираешься, с жизнью знакомишься. А учёбу не бросай, не надо. И парня ещё встретишь своего, настоящего...

А Даша уже крепко спала, лишь изредка всхлипывая во сне.

_ Вот и ладно, девонька, поспи, милая, - проговорила пожилая женщина, поправляя непослушные Дашины волосы, веером раскинутые по её лицу, - Всё у тебя будет хорошо....


Рецензии
Татьяна, здравствуйте!
Даша молодец. Так настойчиво запоминала путеводители по Москве, и так лихо ориентируется в чужом городе. И в институт поступила...
Споткнулся "...отца Даши.) Эта была молодая женщина...", наверное, точка за скобкой и "Это"... и здесь "Что, нравиться?", скорее отвечает на вопрос что делает "Что, нравится?"... вот здесь не понял зачем "ЧТО" с заглавной буквы "Даше, казалось, Что Игорь тоже испытывает..."...
Походы Даши очень интересные и поучительные... Вот и в Третьяковку попала... вот так просто и непринужденно знакомится с молодым человеком... под впечатлением "страшной" картины... Интересный молодой человек. Ходячая энциклопедия Москвы)))
Как мы наивны полагать, что к нам относятся также, как и мы... что у тех, кто нам нравится или кого мы любим, тоже испытывают к нам такие же чувства...
Одна беда не приходит...
Да, вот от таких людей резко в плохую сторону меняется общее впечатление и о людях и о столице...
Добрые слова попутчицы, наверное, успокоят и помогут героине переступить порог взрослой жизни.

С уважением,

Владимир Войновский   19.11.2022 09:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за замечания. Обязательно проверю.
С уважением, Татьяна

Татьяна Головкова   19.11.2022 15:37   Заявить о нарушении