Мои мысли по поводу трагедий Шекспира

    В моём опусе по «Гамлету» я высказал намерение выразить сущность каждой из главных  великих трагедий Шекспира одним или двумя словами. Гамлет - трагедия Зависти. Ну а Отелло - трагедия Нечистой Совести.
    В самом деле: мавр тайно  уводит благородную девицу в жены из отчего дома. И это в разгар средневековья с его специфическими моральными ценностями. Этот поступок хуже прелюбодеяния, совершенного  под крышей дома своего. Отелло постоянно подсознательно сознает свою вину, хотя и блестяще оправдывается перед правителями Венеции. Кроме того, он понимает, что, если романтические речи смогли вскружить голову девушке, воспитанной в строгих традициях, то, где гарантия, что у случайного прохожего не окажется хорошо подвешенного языка для ушей Дездемоны.
      Это становиться навязчивой идеей мавра. Если бы не было Яго, Отелло бы и сам нашёл соперника, возможно, как и Кассио совершенно невиновного.  А вообще-то, а был ли Яго?  Иль это бред Отелло?
      Доверили бы мне очередную экранизацию, то роли Отелло и Яго исполнял бы один и тот же актёр в разных гримах и костюмах. Отелло - иссиня чёрная кожа и белоснежные одежды, шитые золотом. Яго - мертвенно белая кожа и одинакового покроя одежды но угольно-черные, шитые серебром.
       В заключение,  процитирую из моего перевода последней сцены:
Д.Не должно опасаться мне безвинной,
Но я страшусь тебя.
О. Грехи считай скорее.
Д. Я согрешила, убежав с тобой.
О. За это поделом.
Д. Не натуральна смерть любви в награду…
         Трагедию «Ромео и Джульетта» назову трагедией Чистой Совести.  Ромео легко бы мог взлететь на балкон к Дездемоне и все у них получилось бы славно. Да, вот, совесть не позволила. Похитить возлюбленную - это вообще возмутительно ( смотри мое об Отелло). Только святой обряд венчания, пусть и подпольный, разрешает им брачные отношения мужчины и женщины. Не будь трагического поединка, тайные супруги нашли бы,конечно, способы встречаться.
          Но Ромео в изгнании, а Джульетту выдают замуж за достойного и добросердечного Париса. На мой взгляд - отличный жених. Ну, и выходи за него, а Ромео, если вернётся когда-нибудь на родину, сможет стать любовником. Так ведь совесть перед богом не позволяет. Героиня идёт на опасный эксперимент, дабы не стать двумужницей.
          Считаю, что «Король Лир» - это трагедия Гордыни. Сумасбродный старикашка  Лир возомнил себя богом на земле, которому окружающие обязаны подчиняться. Он считал себя настолько могущественным, что полагал и в дальнейшем так же повелевать, не имея формальной должности и армии. В итоге Лир оказывается слабым и беззащитным перед живой жизнью.
           И, наконец, трагедии «Макбет» как трагедия Недоразумения. Дело в том, что Макбет невнимательно отнёсся к пророчествам трёх ведьм, не обратив внимание на последнее. (Далее пересказываю по Википедии)
           После ожесточенного победоносного боя Макбет и Банко возвращаются на родину. На их пути возникают три ужасные ведьмы. Первая восхваляет Макбета как Гламисского Тана, его  первородным шотландским титулом. Вторая приветствует, как Кавдорского Тана. Титул повыше. А третья уверяет, что  он даже будет новым королём. Пока Макбет стоит в задумчивость, они говорят свои предсказания и Банко: «Ты  королём не будешь, зато станешь предком целой династии королей». Ведьмищи  постепенно  исчезают,  появляется посланник  короля, сообщающий  о присвоении Макбету титула Кавдорского тана (предыдущий тан за измену казнен)— первое предсказание выполнено. Естественно, у Макбета сразу же появляются виды стать королём. Но есть ли смысл пытаться стать королём, если после тебя точно не останется династии? Стоит ли для этой цели совершить тягчайшее в мире преступление? Макбет достаточно разумен, и наверное не совершил  бы, то, что совершил.  Да, вот, не вник во второе предсказание.


Рецензии