Мой маленький принц

/* - выделены цитаты из повести-сказки А. Экзюпери «Маленький принц»./

Тройной короткий вдох и длинный, шумно слышимый, выдох. Предвестник болей в сердце. Давление, вроде, стабилизировалось за лето. Но в ноябре вдруг рвануло вверх. Усталость и апатия. Для чего всё это, эта жизнь, эти скачки?..
 
Осталась неделя до очередной трагической для меня даты – год, как покинул этот мир мой сын Артём. Как пережить этот рубеж? Когда перестанет кровоточить эта рана? Когда поутихнет боль? Вот и поползло вверх давление…

А под утро сын приснился. Нет, пришёл в мои мысли и сказал: «А ты разве не догадалась, что я – тот самый Маленький принц? Вспомни… сравни… Это был я…» И отпустило…

«Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери. Сказка? Фентази? Философский труд? Автобиографические зарисовки? В молодости я наизусть цитировала монологи Маленького принца, мысли умирающего в пустыне лётчика, ибо в них – вечные истины! Биографы уже давно объяснили, что принц с астероида – это детство Экзюпери, роза – его жена, а лётчик – он сам в зрелом возрасте. Но я теперь знаю, что белокурый мальчик с астероида Б-612 – это мой Артёмка от первой до последней буквы.

В старших классах фанатка Булгакова, учитель литературы, уверяла, что он – копия Михаила Булгакова. Кто-то называл его хулиганом-выпивохой. Другие считали его жителем виртуального Инета, где он, без спец образования, был как у себя дома. Бабушки его любили, потому как он обязательно помогал и с сумками, и по мелочам. А теперь любимый всеми, рождённый Антуаном в бреду после авиакатастрофы, образ космического мальчика стал земным воплощением в моём сыне?

***

Души бессмертны. И они не раз возвращаются на Землю. Иногда заново воплощаясь, иногда невидимые приходят к тем, кого любили в своём материальном воплощении. Но если моя депрессия и слёзы – это возвращение ко мне души сына, то это жестокая любовь. Потому он не часто приходит? Или не любит?.. Или не хочет, чтобы я плакала, т.е. любит… Но то, что его душа много мудрей моей, это я замечала в нашей земной жизни с его детства. Иногда глянешь в глаза, а там…

Давайте-ка перечитаем «Маленького принца». Есть ли правда в моём сне? Настольная книга всегда под рукой в компьютере. И чем больше я углублялась в цитаты и воспоминания, тем больше соглашалась: в 1980 году у меня действительно родился Маленький принц, необыкновенный мальчик, который не смог вписаться в этот мир, который просто не смог стать взрослым.

*"Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз"…*

Маленьким, Артёмка считал слёзы – делом недостойным для мужчины. А когда вдруг случалось плакать, старался, чтобы никто не видел. Однажды, когда холодный ветер выдавил слезы, он сказал:

- Мама, у меня слёзы появились. Но я не плачу. Наверное, таять начинаю…

Практически никогда мой мальчик не плакал от физической боли. Он терпел. Рассказывал дикий случай: в студенчестве попал в историю, где его били ногами. А он молчал.
 
Но вот от обиды он никогда слёз не сдерживал. Когда по душе били, плакал навзрыд, не стесняясь… Детская была душа у него всё время земной жизни.

*"На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше"*

В сорок он мне по телефону сказал:

- Мама, я ничего не могу с собой поделать. Я всё тот же маленький мальчик Тёма… И не могу повзрослеть… Я не хочу быть взрослым!

А когда я попыталась упрекнуть, мол, ты – мужчина, у тебя дети… Он вздохнул, в который раз напомнив, что не про него это, он – не земными лекалами живёт. Он другой. И он не взрослый… И я опять расстроилась. И он расстроился. Но…

*"Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным"*

 Мальчик рос в нормальной семье, о нём заботились, но не всегда прислушивались к его желаниям и душевным порывам. Белокурые волосы темнели, он очень коротко стригся «под ёжик». Становился самостоятельным, но душа его оставалась такой же по-детски наивной. И конфликт тела и души усугублялся с каждым годом. А потом его накрыла родовая генетика.

*"- Я решаю все загадки, - сказала змея. И оба умолкли.  - … ты чист и явился со звезды... Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу"*

Спорить с генетической кармой бессмысленно. Это проклятье косит каждого третьего в нашем роду. Меня минуло, а моему сыну не повезло. Змейка… Змий зелёный… И душа страдала, захлёбываясь в боли, горе, беде. И вся сказка про Маленького принца – это про Артёма до 14 лет. А дальше – нет.

Он хочет, чтобы я его помнила именно в этом возрасте. Мальчиком с астероида. Чтобы я вспомнила его таким и только таким помнила всегда. И тогда мы обязательно встретимся там, где у него есть свой дом и живёт роза, которая, оказывается, про меня…

То, что он был не стандартным ребёнком, было понятно даже по физическим показателям. Мальчик был левшой в семье, где все были правшами. Конечно, он много умел делать обеими руками, но писал, рисовал только левой. Гвозди забивал лучше левой. А на моей гитаре научился играть праворуко. И всегда боролся с вентилями на кранах и трубах, крышками на бутылках и банках, не понимая в какую сторону крутить.

Трудно представить и понять, а я и не пыталась, но этот мир Тёма видел тоже иначе, чем все мы. Или просто видел его так, как положено всем инопланетным жителям.  Он был дальтоником. И чёрным карандашом он рисовал… праздник на Красной площади. И зелёную цифру на сером фоне, тест военкомата, он реально не видел. Потому, при наличии способностей, совсем недолго учился в художественной школе – не теми красками раскрашивал объекты.

*"Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа"*

Конечно, он был большим почемучкой и очень любознательным мальчиком. И задавал вопрос так долго, пока не получал ответа, который понял. И в первый класс он пошёл уже умея читать, считать, наизусть декламировал стихи и логически мыслил.

*"Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврёшь"*

Про обманы у сына отдельная позиция была. Он по этому поводу говорил:

- Я, когда понимаю, что сделал то, что тебе не понравится, не хочу, чтобы ты это плохое знала. Потому что ты расстроишься… Я не хочу тебя расстраивать. Но так сложилось. Потому и сочиняю, приукрашиваю. Вдруг тебе никто не скажет, и ты не будешь расстраиваться…

А когда был маленьким, долго не перечил в попытке скрыть шалость:

- Я знаю, что ты знаешь правду. Она у меня на глазах написана.

*"Что серьёзно, а что несерьёзно — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые"*

Он очень был за справедливость. Но не такую, какая есть у взрослых. А настоящую, которая для всех одинаковая. А вот это он говорил ещё до того, как узнал про книжку Экзюпери:

- Все взрослые сначала были маленькими, только они об этом не знают.

- Взрослые никогда ничего не понимают, неправильно всё понимают. Я уже устал рассказывать.

Когда силы его кончались биться в стену родительского непонимания, он в отчаянии кричал: «Да не так всё, как вам кажется! Потом жалеть будете».
 
А вот эта фраза – реальный девиз сына по жизни в отношении меня:

*"Дети должны быть очень снисходительны к взрослым"*

Сколько же он прощал моих взрослых глупостей. Сколько терпеливо пытался поддерживать ростки любви и добра. Но ведь невозможно в этом материальном мире иметь сорокалетнего Маленького принца! Так не бывает… Стереотипы и догмы. И мы ссорились, ругались, скандалили…

Помнил ли он о своём доме в космосе? Наверное, нет. При рождении всё это стирается, память младенца – чистый лист, как правило. Но в подсознании-то всё было. И он, родившись у мамы-культработника, был великолепным чтецом, хорошим артистом в спектаклях и команде КВН, но – однозначно интровертом. Опять не складывается? У него получалось.

*"Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь"*

Вот так, с дальтонизмом и уходом в себя, он и жил. Чувствовал и жил сердцем. А в нашем прагматичном мире это не очень нормально. Попытки стать жёстким, хитрым, богатым, а они были, оканчивались фиаско. Не дано…

*"Хотел бы я знать, зачем звезды светятся… Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою"*

Пока был маленьким, часто смотрел в небо и выдавал в свои три года такие не детские наблюдения. Вечером шли из детского садика, увидел бледные очертания Луны:

- Мама, смотри! Стёклышко на небе лежит!

Каждый вечер проверял, есть ли звёзды на небе. Если в окно не видно, мог на улицу выскочить. И очень радовался, когда они светили, маленькие, далёкие точечки:

- Когда я буду большим, я все эти маленькие звёздочки достану…

И вот теперь он там, среди звёзд. Наверное, борется с баобабами на своей масенькой планетке. А я читаю Экзюпери и словно сын мне повторяет:

*"- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!"*

***
Я верила во всякие романтические сказки и ему рассказывала именно такие. Когда он стал постарше, начал задавать вопросы о жизни и смерти. Сначала научился «давать новую жизнь» репчатому луку и картофелю.  Он считал их живыми, раз они могли давать маленькие луковки и картошечки.

Потом в СПИД-Инфо по картинкам изучил суть рождение ребёнка. Говорили – в шесть лет детям нельзя про это, это извращение. А он уточнил только один вопрос: если в животе ребёнок привязан к маме пуповиной, то он, вылезая, её рвёт и маме больно? И так жалостливо на меня посмотрел… И погладил пупок – место, которым он был привязан к маме…

*"В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерно"*

Да, он понимал, что семечка лопается и погибает, но из неё вырастает новый подсолнух. И радовался, что у людей не так, хотя старенькие всё равно умирают. А став взрослым, в пьяном угаре, клеймил меня:
 
- А я не просил меня рожать. А теперь какого родила, такого и терпи…

Я плакала и терпела. Потому что при любых обстоятельствах мы оставались не просто родными по генам, но и близкими по духу. И мы оба знали, что:

*"Мы в ответе за тех, кого приручили… Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать"*

Мы оба страдали и плакали от той ситуации в какой оказались к сорок второму году жизни моего не маленького принца… Оба всё понимали и ничего не могли сделать, генная инженерия пока не ангина, которую можно вылечить.

Я просила сына поберечь себя, подумать обо мне. Ведь кто-то должен меня будет похоронить, когда я покину этот мир. Он кричал, что слышать этого не может. Никогда! Он не сможет принять мою смерть. И это означало, что я должна принять его уход. Он готовил меня к этому. Но невозможно быть готовой к смерти единственного сына…

*"Со смертью каждого человека умирает неведомый мир"*

И он ушёл первым. И снова стал тем Маленьким принцем, которым и приходил на планету Земля. Не очень она ему понравилась. Потому и не задержался… Карму родовую отработал. Говорят, души сами выбирают у кого родиться человечком. Этот мальчик 20 часов не хотел покидать чрево при родах. В последнюю минуту до рождения, видимо, он получил свою судьбу и ужаснулся.
 
А сейчас сын очень аккуратно приходит в мои сны, вспоминая самое светлое, самое счастливое. И я знаю, что он хранит меня. И ждёт там, на астероиде В-621… И шлёт мне свои послания – которые давно были написаны про него лётчиком Антуаном. Это не лётчику в пустыне, а мне адресовано:

*"Прости меня. И постарайся быть счастливым!"*

*"И когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнёшь окно, и тебе будет приятно… И твои друзья станут удивляться, что ты смеёшься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звёзды!"*

P. S. И самое мистическое, что у меня действительно есть несколько магнитофонных записей голоса сына и его смеха. В 9-11 лет записала с трудом на кассетник с подключаемым хилым микрофоном. И я слушаю, как мой Маленький принц читает стихи, поёт, играет на баяне и хохочет счастливым беззаботным детским смехом. Для меня…

15.11.22


Рецензии
У каждого - своя правда.
Но написано так, что ощущаешь эту историю, как свою.

С уважением

Александр Гаврилов 7   17.11.2022 21:30     Заявить о нарушении