Шагирт. Часть 1. Начало

                Пролог. Улицы шагиртские

Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы
переменить отечество или иметь другую историю,
кроме истории наших предков

А.С. Пушкин

О своём родном селе Старый Шагирт я написал стихотворение:

Жил я в Осиновке, жил в Тапташурке и в Забегаевке тоже я жил,
Ну, а Заречная – улица вечная, здесь я родился и в школу ходил.

На Садовой улице собирал крыжовник, в городе Племчасти самогонку пил,
По улице Центральной к продавщице Свете
                на улицу Уральскую за хлебом я ходил.

Полевая улица: за школьным стадионом,
                прямо в чистом поле здесь была лыжня,
А на Школьной улице в новом светлом доме физике и лирике учил детишек я.

На Молодёжной улице картошку я садил,
По тропинке узенькой в кино пешком ходил…

Кончились названия улочек родных,
Пусть живу теперь я далеко от них:

Улицы знакомые Старого Шагирта с тополями, вётлами в памяти живут,
Прудики и Лесики, Перекаты, Омуты – новые мальчишки здесь уже растут…

В стихотворении я перечислил все современные названия улиц села. Замечу, что прилагательное «Старый» в официальном названии села как-то робко и незаметно появилось на рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века. Так, в «Списке населённых пунктов Уральской области», изданном в 1928 году, название нашего села, отнесённого тогда к Куединскому району Сарапульского округа, указано так: «Шагирт (Старый-)», с примечанием, что в скобках приведено местное название населённого пункта. Так что никто не может назвать точную дату возникновения этого названия. В это время снизу вверх по течению речки Шагиртки, правого притока реки Буй, впадающей в Каму, были расположены: село Шагирт, деревни Удмуртский (Вотский) Шагирт, Новый Шагирт и Верхний Шагирт (Галанцы или Галаничи). Поэтому всюду далее названия «Шагирт» без дополнительной приставки и «Старый Шагирт» я буду использовать как синонимы.

В пору моего детства в Старом Шагирте было несколько улиц, носивших неофициальные, а потому родные и сокровенные названия: Забегаевка, Заречка, Осиновка, Центральная, Тапташурка, был также Проулок, Конзаводский сад и, конечно, Племчасть. Когда я в качестве иллюстрации к стихотворению опубликовал в ОК карту-схему Шагирта, бывшие и нынешние жители именно «города Племчасти», активные пользователи социальных сетей, чрезвычайно оживились и засыпали меня вопросами типа: «А где же любимая родная Племчасть?». Сначала я им отвечал, что если изменить формат рисунка в читабельном масштабе, то на нём не будет видно дорогих моему сердцу Заречки и Осиновки. Но потом задумался: ведь Племчасть не совсем Шагирт. У неё своя история.

В 1942 году 6-й Уральский госконзавод, центральная контора которого к тому времени располагалась в Шагирте, возглавил молодой директор Александр Пичугин, двадцатипятилетний фронтовик, демобилизованный из армии после тяжёлого ранения в грудь. Он был бессменным руководителем хозяйства до самой своей преждевременной кончины в 1954 году. На надгробном памятнике Александру Николаевичу на Старо-Шагиртском кладбище указаны даты его жизни: 22.04.1917 – 04.06.1954.

По приказу А.Н. Пичугина в 1942 году ниже села по течению Шагиртки, за речкой Тымбайкой для племенного поголовья лошадей, выращиваемых в конзаводе, были построены отдельные конюшни. Рядом разместили бараки для проживания семей рабочих племенной части хозяйства, которых вербовали по всему Советскому Союзу. Так возникла Племчасть, отметившая нынче своё 80-летие. А как и когда образовался сам Шагирт? Меня это всегда интересовало. Расскажу дальше всё, что удалось узнать.

                О родословной. И в сказке сказать и пером описать

«Что-то с памятью моей стало: все, что было не со мной, помню». Действительно, мы ведь знаем (а, значит, помним) не только те события, в которых сами принимали участие, но и те, о которых нам когда-то рассказывали. Конечно, серьёзное историческое исследование требует документального подтверждения излагаемых фактов. Я не историк, и не претендую на учёные звания в этой области науки. Мои краеведческие изыскания вызваны исключительно здоровым любопытством, обусловленным бесконечным уважением к своим предкам и желанием сохранения памяти о них в будущих поколениях. Поэтому данный очерк – это всего лишь личностная оценка событий, связанных с историей моей малой родины, сведения о которых взяты из самых разных источников: архивных материалов, научных трудов, семейных преданий. С последних и начну.

Мой папа Юрий Васильевич и мама Анна Яковлевна родились в Шагирте в 1934 году, вместе пошли в школу в сентябре 1941 (!) года. Мамины родители Яков Иванович Килин и Васса Фёдоровна Полонянкина, их родители и родители их родителей (уж извините за множественную тавтологию) родились в Шагирте. Папин отец Василий Семёнович Ощепков родился в 1905 году в селе Альняш, Сайгатской волости, Осинского уезда (сейчас это Чайковский городской округ). Шагирт тогда тоже относился к Осинскому уезду Пермской губернии. Василий Семёнович прибыл в Шагирт в 1928 году с молодой женой Лидой и грудной дочуркой Ритой после окончания курсов счетоводов лесного хозяйства. Он был назначен бухгалтером в Шагиртский участок Куединского лесхоза. В 1937 году лесхоз вошёл в состав конного завода, и Василий Семёнович с 1939 года стал главным бухгалтером «Конного завода № 6 Уральского треста Управления конных заводов Главного управления коневодства Министерства сельского хозяйства СССР» - таково было полное наименование конзавода в Шагирте, как это следует из записи в трудовой книжке Василия Семёновича.

В 30-е годы прошлого века в Шагирте разводили племенных лошадей арденской породы, которую с 1952 года официально стали называть «русский тяжеловоз». Это порода некрупных тяжеловозов, предназначенных, в основном, для полевых работ, перевозки грузов (вся плотина Камской ГЭС отсыпана с помощью тягловой силы этих лошадей), ну и, конечно, для нужд армии. Арденов в Шагирт доставили в 1927 году из Першинского конного завода (Тульская область), куда они, в свою очередь, были переданы в 1925 году из конюшен знаменитого Хреновского завода (село Хреновое Воронежской области), основанного ещё в 1776 году графом Алексеем Григорьевичем Орловым — Чесменским. Надеюсь, что шагиртские краеведы ещё напишут историю 6-го Уральского конного завода, и пусть мои записки им в этом помогут.
В мае 1942 года Василий Семёнович ушёл на фронт, оставив в Шагирте жену, троих сыновей и троих дочерей. С фронта мой дед Василий не вернулся. Пропал без вести. Последнее письмо любимой супруге датировано 28 июня 1942 года. О жизни и деятельности Василия Ощепкова в Альняшинской округе, его участии в Гражданской войне, организации комсомольских ячеек и становлении колхозного строя, а также о других жителях этого села и окружающих его поселений, об их жизненных историях рассказывается в двух замечательных книгах, подготовленных и изданных местными краеведами: «Альняш – лебединая верность. Ижевск, 2014 г.» и «Бормист, Альняш в тылу и на фронте. Ижевск, 2019 г.». Рекомендую прочитать эти книги, как образец любви к Родине и родному краю. Особый поклон Тамаре Ивановне Кокориной и Нине Сергеевне Вайгандт. К сожалению, Нина Сергеевна скончалась от ковида в 2021 году. Очень жаль.

Вернёмся в Шагирт. Семейные устные предания, о которых я уже говорил, сохранили память на глубину трёх-четырёх поколений. Мои дедушки и бабушки помнили имена только своих дедов, да и то благодаря отчествам родителей. И только мамина мама Васса Фёдоровна знала имя своего прапрадеда, она нам рассказывала: «Моего отца звали Фёдор Кузьмич, Кузьма был Никифорович, а Никифор – Миронович». Отчество Мирона Полонянкина она не знала, хотя место, где стоял его дом в Забегаевке нам показывала. Был ли Мирон одним из основателей Шагирта, или уже родился здесь? Долгое время мы не знали ответа на этот вопрос. Теперь знаем. Да здравствует интернет! Мирон родился в Шагирте. В числе шагиртских первопоселенцев был его отец Иван. Но обо всём по порядку.

Итак, для восстановления истории Шагирта пришлось обратиться к архивным материалам. И тут возник ряд трудностей. Первая причина трудностей – общероссийская. Думаете, оптимизацию административного деления территорий придумали нынешние чиновники? Как бы не так. Реорганизация была всегда. Не будем уточнять причины прошлых реформ, но в результате их проведения Шагирт относился и к Уфимскому уезду Казанской губернии, и к Осинскому уезду Пермской, был в составе Сарапульского округа Уральской области, теперь в Куединском районе Пермского края (по слухам, перейдёт то ли в Чайковский, то ли в Чернушинский г.о.). В итоге документы по истории Шагирта оказались на хранении в разных архивах Екатеринбурга, Перми, Ижевска, Кирова, Уфы и Казани.

Вторая причина чисто шагиртская. Дело в том, что в нашем селе, в отличие, скажем, от того же чайковского Альняша, в советское время существовали последовательно, а иногда и параллельно, несколько хозяйств различных ведомственных подчинений: сельхозартель «Верный путь» – колхоз «Горд кизили» – Куединский лесхоз – 6-й Уральский конный завод – совхоз «Уральский». Свои дела ведомства, естественно, передавали в разные архивы.

Очевидно, что ещё лет 15-20 назад было нереально разыскать интересующие нас документы. Но началась эпоха информационно-компьютерных технологий. Слава цифровизации и архивным работникам! Архивные дела частично отсканированы, описи дел оцифрованы, поэтому стало возможно применение информационных поисковых систем по ключевым словам. В результате поиска сканы многих документов найдены на интернет-ресурсах в открытом доступе или получены из архивов на платной основе, зато без командировочных расходов. Всё равно проведение поиска – это гигантский труд, требующий большого терпения и усидчивости. С ним могут справиться только женщины. Моя сестра Наталья уже давно занимается сбором материалов о нашей семье по всем четырём линиям, – благо, что все они начинаются в Осинском уезде! Признаюсь, многие документы, о которых пойдёт речь ниже, на просторах мировой информационной паутины нашёл не я, а Наталья. А я только пересказываю содержание этих документов, выстраивая их в логической последовательности, и делюсь своими впечатлениями и личными воспоминаниями.

Наконец, если вести речь о ранних страницах истории наших мест, – а именно, о поймах правых притоков реки Буй в её среднем течении, – то нелишне напомнить, что местные первопоселенцы старались не афишировались здесь своё присутствие. Во второй половине XVII века здесь поселились удмурты и марийцы (раньше их называли вотяками и черемисами), бежавшие со своих родных Волго-Вятских мест за Каму от принудительного обращения в христианскую веру. Через сто лет сюда пришли русские крестьяне, большинство из которых были старообрядцами и состояли, как бы сейчас сказали, в оппозиции к официальной церкви и светской (в Шагирте говорили – «мирскОй») власти.

Понятно, что ни язычники (сейчас теологическая наука называет буйских удмуртов «приверженцами традиционной религии», поскольку они исповедуют одного бога – Инмара, а не многих богов), ни староверы не были заинтересованы в том, чтобы их переписывали. Но их всё-таки переписывали. Церковь вела регистрацию фактов рождения, бракосочетания и смерти граждан и отражала их в Метрических книгах (сейчас это называется «запись актов гражданского состояния»). Казённая палата вела учёт населения в целях правильного налогообложения и проведения рекрутских наборов, для чего регулярно проводились переписи (ревизии), результаты которых заносились в Ревизские сказки. Если в церковь, вообще говоря, можно было не ходить, таинства и службы исполнялись в молитвенных домах, то чтобы не попасть в переписные листы, надо было вести уж совсем партизанский образ жизни. К счастью, наши предки не были откровенными маргиналами и попали в скрижали истории.

Если в документах советского периода, надеюсь, пока ещё все читатели разбираются, то о Метрических книгах и Ревизских сказках, думаю, стоит дать некоторые пояснения. Поэтому, прежде чем анализировать данные документы, расскажу кратко, что они собой представляют. Это альбомы, близкие по размеру к нынешнему формату А4, с вертикально разграфлеными (зачастую, особенно в XIX веке, типографским способом) листами. Записи в тех и других оформлялись рукописно на одной странице или на развороте двух страниц.

Метрические книги имели три части: «О родившихся», «О бракосочетавшихся», «Об усопших». Рассмотрим форму записей в двух первых частях, поскольку они чаще всего использовались при поисках.

Первая часть метрической книги «О родившихся»  содержала графы (в скобках приведены мои комментарии):
Левый разворот
Счет родившихся (т.е. порядковый номер записи)
Мужеска пола
Женска пола
Месяц и день
рождения
крещения
Имена родившихся
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания
Правый разворот
Звание, имя, отчество и фамилия восприемников (ныне – крёстных)
Кто совершил таинство крещения
Рукоприкладство  свидетелей записи по желанию (по-современному – подпись).

Вот, например, как выглядит запись в Метрической книге Покровской церкви с. Альняш за 1905 год, Часть первая «О родившихся»:
Левый разворот
Счет родившихся
Мужеска пола 36
Женска пола -
Месяц и день апрель
Рождения 12
Крещения 14
Имена родившихся Василий
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания:
Села Альняша крестьянин Симеон Иоаннович Ощепков и законная его жена Евфросинья Андреевна, православные
Правый разворот
Звание, имя, отчество и фамилия восприемников:
Села Альняша солдат Николай Александров Посохин и крестьянская жена Анна Трофимова Костычева
Кто совершил таинство крещения:
Священник Мирон Шаманский

Вторая часть метрической книги «О бракосочетавшихся»  имела столбцы:
Левый разворот
Счет браков
Месяц и день
Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание жениха и которым браком
Лета жениха (возраст)
Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание жениха и которым браком
Лета невесты
Правый разворот
Кто совершил таинство
Кто были поручители (в нынешних ЗАГСах – свидетели)
Подпись свидетелей записи по желанию
Если книги оформлялись вручную, заполнялась одна страница, графы объединялись или опускались.

Для примера рассмотрим запись в Метрической книге Христо-Рождественской церкви Камбарского завода за 1806 год, часть вторая «О бракосочетавшихся»:
Счет браков 8
Месяц и день Генварь 28
Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание жениха и невесты и которым браком:
Починка Шагырта крестьянин отрок Фирст Максимов Полонянкин, починка Верх-Савинского крестьянина Филиппа Чапкасова с дочерью девицей Пелагией первым браком
Кто совершил таинство:
Венчал священник Петр Плотников

Ревизские сказки оформлялись по результатам переписей населения. В допетровскую эпоху подати на государственные нужды (налоги) собирались «со двора», независимо от числа жителей или работников на этом дворе. Переписи проводились, но конкретные люди учитывались абы как, поскольку это было не важно. В конце своего правления для пополнения бюджета на нужды армии, строительство флота и новой столицы, ведения Северной войны Пётр I решил перейти от подворной подати к подушной, при которой учитывалось всё мужское население. Для этого население надо было точно пересчитать. Первая перепись (ревизия) всего населения государства Российского состоялась в 1719-1722 годах. Ревизии нужны были, прежде всего, для учета самых многочисленных налогоплательщиков – крестьян и их перемещениями между регионами. Всего в Российской империи было десять ревизий. Последняя состоялась в 1858 году. После отмены крепостного права такие переписи-ревизии прекратились.

Перепись проходила примерно в следующем порядке. Переписчик заходил в дом, записывал данные хозяина (поскольку учёт душ вёлся по лицам «мужеска пола») и говорил ему: «Ну, сказывай (отсюда и «сказки»), кто это у тебя на печке сопит, сколь баб у тебя за занавеской, кто помер аль в рекруты ушёл,  и кто это в зыбке качается, запишем – новорожденной.» Счёт душам вёлся по результатам предыдущей ревизии, между ревизиями умершие не исключались из податных списков, а новорожденные в них не включались.

На левом развороте Ревизской сказки переписывались члены семьи мужского пола. Разворот содержал графы:
Номер семьи (порядковый номер записи для данного населённого пункта)
Сословие
По последней ревизии состояло и после оной прибыло, лета (возраст на момент предыдущей переписи или факт прибытия/рождения)
Из того числа выбыло. Когда именно (указывалась также причина: умер, в рекруты, переселён и др.)
Ныне налицо. Лета (возраст на момент переписи)
На правом развороте Ревизской сказки переписывался женский пол. Разворот содержал графы:
Номер семьи
Сословие
Во временной отлучке. С какого времени
Ныне налицо. Лета.

Например, в ревизской сказке починка Шагырт, составленной по результатам 8-й переписи, вверху каждой страницы написано, что это ревизская сказка «1834 года Апреля 25 дня Пермской губернии Осинского уезда Ершовского приказа починка Шагырта».
Под номером 10 записана семья удельного крестьянина Осипа Малафеева Килина, указано, что на момент предыдущей ревизии (1816 год) ему было 55 лет и что он умер в 1824 году. Здесь же перечислены два сына Осипа: Артамон (умер в 1817 году) и Абрам и их сыновья и внуки, в том числе умершие и рождённые между ревизиями. Добавим, что ещё один сын Осипа Стафий Осипович, 45 лет, к тому времени жил отдельно, его хозяйство переписано под номером 11.
На «женском» развороте перечислены только женщины и девочки, которые оказались «на лицо»: жена Артамона Ирина, 58 лет, жена Абрама Варвара, 30 лет, их дочери и внучки.

Как видим, учёт женщин вёлся исключительно в статистических целях, их убытие и прибытие никого не интересовало, записывались только временные отлучки (не в командировку же отправляли, в аренду, что ли, женщин сдавали?).

Давайте посмотрим, какие данные по истории Шагирта удалось обнаружить в Метрических книгах, Ревизских сказках и других документах.

                XVII – XVIII век. Трудолюбивые удмурты

В 2020 году вышла монография ученых Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской Академии наук (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН) Н.В. Пислегина и В.С. Чуракова «Населенные пункты Удмуртского Прикамья XVII – середины XIX в. Ижевск, 2020» В ней авторы проанализировали и представили в виде сводных таблиц результаты всех 10 ревизий и предшествующих им локальных переписных актов в местах проживания удмуртов. Попал в эту книгу и Шагирт, а также Гожан, Гондырь и другие удмуртские поселения в бассейне реки Буй.

Авторы указывают, что в 1-й ревизии 1719-1722 г., материалы которой хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), в Уфимской провинции Казанской губернии, на Осинской дороге указан населённый пункт (поз. 36 таблицы): деревня «Шагырт на речке Шагырте». О деревне приводятся сведения: этно-сословная принадлежность жителей – ясачные крестьяне, удмурты и марийцы, количество дворов – 7, число ревизских душ – 21. Давайте вместе воскликнем: «Это он!» Однако, более интересно примечание к названию, которое следует рассмотреть подробно, ибо оно того стоит: «Впервые упоминается в грамоте 1684 г. См.: Девлетбаев Б.С. Тептяри и их землепользование // Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа: БФАН СССР, 1986. С. 137».

В своей работе Давлетбаев Б.С. (в примечании ошибочно указано «Девлетбаев») сообщает, что тептяри деревни «Шигыр и выселка Новой Шигырт» владеют землей на основании Жалованной грамоты от 5 декабря 7192 года. Дата здесь указана по библейскому летосчислению, т.е. от сотворения  мира согласно Ветхому завету. Учитывая, что, в соответствии   с Новым заветом,  Христос родился   в 5508 году, датой  получения  грамоты, вроде бы, следует считать 1684 год от Рождества Христова, в другой транскрипции: «нашей эры», как написано в монографии. Следует учесть, однако, что русская православная церковь началом нового года (индиктом) считает 1 сентября, а не 1 января. Поэтому для перевода к современному летосчислению событий после сентября из ветхозаветной даты следует вычесть 5509, а не 5508, тогда получим 1683 год. На это указывает и сам Давлетбаев, и я с ним согласен. С учетом того, что в XVII-м веке разность между юлианским календарём (старый стиль) и григорианским (новый стиль) составляла 10 дней, получаем 15 декабря по новому стилю.

Итак, 5 (15) декабря 1683 года шагиртские тептяри получили жалованную грамоту на пользование землёй на «речке Шагырте». «Замечательная дата! – скажете вы, – запомним. Вот только кто такие тептяри, и от кого они получили жалованную грамоту? Кстати, что это такое?» Поясню по порядку, начну издалека.

После распада Золотой Орды, а затем и исчезновения с карты Ногайской Орды коренными владельцами обширных земель к югу от Камы и Сылвы, вплоть до реки Урал (тогда – Яик) оказались башкиры. В русскоязычных источниках их также называли башкирцы, башкорты или башкурты. Когда после взятия Казани Иваном IV Грозным, башкиры присоединились к Русскому государству, то Московский государь сохранил за башкирами все их земли и почему-то признал вотчинное (то есть наследственное) право на них. Это был эксклюзив, потому что кроме башкир ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю. Башкиры не могли продавать свою землю, однако представители других народностей (кроме русских) допускались к проживанию на ней в качестве припущенников, государственную подать в Москву (дань или ясак) за них платили хозяева. Владельцы земли – башкиры – могли выдать Жалованную грамоту – свидетельство (правовой акт), которое устанавливало сословный статус его получателя. Получившие грамоту становились как бы башкирами, их называли тептярями. Припущенники, не получившие грамоты, назывались бобылями.

В 1776 году немецкий учёный, медик, химик, натуралист, этнограф и путешественник, ученик Карла Линнея Иоганн Готлиб Георги (Иван Иванович Георги), прибывший в Россию по приглашению Императорской Академии наук, издал в Санкт-Петербурге на немецком языке иллюстрированный труд с длинным названием, которое в русском переводе звучит так: «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Вот как он объясняет европейскому просвещённому сообществу, кто такие тептяри: «Тептяр слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оно пригодилось для основателей, которые в половине шестнадцатого столетия, по случаю причиненного царем Иваном Васильевичем Казанскому царству разрушением, собрались из черемис, чуваш, вотяков и татар на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфской провинции принадлежащей оного части, и весьма стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные по не одинаковой своей природе языки, а от части и в вере, перемешались, исключая татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени» (сведения из Википедии).

Вот так, «особливо» много тептярей собралось после «разрушения» Казанского царства в Уфимской провинции, к которой в то время относились и наши места. Из всего многонационального собрания нас «особливо» интересуют вотяки. В 1769-1770 годах уже русский офицер, капитан Николай Рычков по заданию той же Императорской Академии наук совершил две экспедиции по местам между Симбирском, Оренбургом, Уфой и Казанью. Свой путевой дневник он опубликовал в 1770 году под названием «Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 г. - СПб., 1770». Послушаем, что капитан Рычков говорит о вотяках, поселения которых он встретил в междуречье Белой и Камы. Изложу текст в современной редакции, поэтому цитаты не буду выделять кавычками.

Ариями вотяков называют татары (примеч.: отсюда название Удмуртии, которая относилась тогда к Казанской губернии – Арская дорога). Вотяки называют себя Уд-Морд, где «морд» означает «человек», а «уды» – общее имя этого народа. Славяне, пришедшие на Новгородские земли назвали их вотами, потому что в этих местах были древние жилища этого народа… Если имя трудолюбивых земледельцев ставится в честь народам, то вотяки поистине могут быть достойными имени сего: ибо я могу смело сказать, что нет в Российском государстве ни одного могущего с ними сравниться в трудолюбии... Богатство их составляют житницы, хлебом наполненные, пчёлы и скотоводство. (Н. Рычков, 1770 год)

Эти трудолюбивые земледельцы и пришли на башкирскую землю. Башкиры ведь были, в основном, кочевниками. Табуны их лошадей паслись в степях, местность с лесистыми угорами и с глубокими впадинами многочисленных рек и ручьёв между ними их не очень привлекала. Поэтому башкиры с лёгкостью выдали жалованную грамоту на осёдлое проживание трудолюбивым хлеборобам. Кстати, эта же грамота распространялась на Киргу, Гондырь и Барабан. Казалось бы, можно поставить точку в истории основания Удмурт-Шагирта и пожелать его жителям достойно и широко отпраздновать в следующем году 340-летие поселения! Но остаётся один маленький, но немаловажный вопрос: где на речке Шагырте находились 7 домов деревни Шагырт?

Сейчас Удмурт-Шагирт находится на правом берегу Шагиртки, в устье речки Гожанки. Напротив Удмурт-Шагирта в Шагиртку впадает ручей Черемиска, название которого говорит само за себя. В трёх километрах ниже по течению Шагиртки в неё слева, на территории нынешнего Старого Шагирта, впадает ручей Тапташурка. Это название явно удмуртское. «Шур» по-удмуртски значит «река». «Тап-тап» – истоптанный, вытоптанный, утрамбованный. А, может быть, «татай» – старшая сестра? Татай-шур – очень душевно. С чего бы люди дали такое красивое название чужим местам. Может быть, на берегах этой исхоженной-перехоженной старшей сестры-реки и была их родина?

Обсудим это в следующей части. Так что вперёд – в девятнадцатый век!

Ссылка на все три части очерка про Шагирт: https://cloud.mail.ru/public/aFRq/C4sS9epkD


Рецензии