29. Театральная деятельность Орцхо Артагановича Ма

                2.4. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мальсагов Орцхо Артаганович стоял у истоков ингушского театра,  явился создателем первого ингушского драматического театра.
Один из главных лозунгов Советской власти, создание театров для горцев, оказался сложным, наитруднейшим, потому что сказывалось отсутствие письменности, артистов.
Будучи студентом Горского педагогического техникума, 2-го Северо-Кавказского педагогического института(Сохранилась копия Диплома св. № 1305 от 29.03.1930 г. в архиве Кази-Кумыкского педагогического техникума Даг.АССР, где Орцхо Артаганович преподавал с 1938 по 1939 уч. гг.. - Прим.авт.) Орцхо Артаганович привлекал в ингушскую труппу студентов, где в первую очередь нужны были люди грамотные, хорошо владеющие русским языком.
Судьба свела Орцхо Мальсагова с Михаилом Булгаковым, с врачом по образованию, позже ставший писателем. Он был на семь лет старше Орцхо Артагановича, но юный на вид. Для Михаила Булгакова знаменателен был 1916 год - год окончания медицинского факультета Киевского института и по направлению попал в Смоленскую губернию. Для Орцхо 1916 год - год окончания Воронежского /Михайловского/ кадетского корпуса.
Гражданская война застала Михаила Булгакова в Киеве. Исторические события в Киеве, начиная с Февральской революции, привели к тому что город периодически 14 раз, по другим источникам 18 раз, переходил из рук в руки. Во время отступления красных 14 октября 1919 года Михаил Булгаков покидает Киев и добирается до Владикавказа. А Киев будет освобождён лишь 20 июня 1920 года.
Михаил Булгаков работает в местном госпитале и начинает публиковаться в местных газетах. Он знакомится с редактором газеты "Горская беднота" ингушом по национальности Абдул-Гамидом Гойговым - писателем, публицистом, драматургом и общественно-политическим деятелем, который оказал на Михаила Булгакова, начинающего корреспондента, благотворное влияние. Это же подчёркивает доцент ЧИГУ им. Л.Н.Толстого Хадижат Шапиевна Точиева к Послесловию "Михаил Булгаков": "Зима 1919-1920 года - переломная в жизни Булгакова. Дезертировав из белой армии, он стал работать во Владикавказе сотрудником газеты "Кавказ", а позже - в в отделе культуры Терского Наробраза, которым заведовал А-Г.Гойгов". (Х.Точиева, доцент ЧИГУ. Послесловие. Михаил Булгаков. Грозный, 1988. - С.729)
Булгаков был военным врачом в 3-м Терском казачьем полку, в чьих рядах принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горских племён*./Соколов Б. В. Расшифрованная «Белая Гвардия». Тайны Булгакова. - М.: Эксмо, 2010./ Об этом Орцхо Артаганович так и не узнал при жизни, но чувствовал, что у Булгакова большой интерес к образу Созерко, офицеру Русской императорской армии, белогвардейцу-деникинцу ингушского происхождения, участнику побега из Соловецкого лагеря особого назначения, офицеру Войска Польского, участнику польского и французского Сопротивления, автору воспоминаний.А деликатность Орцхо Артагановича изумляла Михаила Булгакова.
У Булгакова появилась возможность читать ингушской труппе лекции по истории литературы, Вступительные слова. Вскоре Михаил Булгаков, увлёкшись литературой, распрощается с профессией врача, сменяя её на профессию корреспондента, журналиста. Особенно благоприятное влияние на судьбу Михаила Булгакова оказало знакомство во Владикавказе с прогрессивной ингушской интеллигенцией того времени: Заурбеком Мальсаговым, Дошлуко Доховичем, Орцхо Артагановичем, Тамарой Тонтовной, Фатимой Куразовной, Идрисом Базоркиным и др., со всей ингушской труппой театра, организованного Орцхо Мальсаговым. В семейном архиве сохранилось фото первых театралов вместе с Михаилом Булгаковым.
Во Владикавказе появились первые драматургические опыты Михаила Булгакова, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать - писать... Фельетоны мои шли во многих кавказских газетах. Этим летом я всё время выступал с эстрады с рассказами и лекциями. Потом на сцене пошли мои пьесы. Сначала одноактная юмореска "Самооборона", затем написания наспех, чёрт знает как, 4-актная драма "Братья Турбины». Бог мой, чего я ещё ни делал: читал и читаю лекции по истории литературы (в университете народа и драматической студии), читаю вступительные слова и проч.".
Текст пьесы "Самооборона" не сохранился, но содержание её студентам пересказывала сама Тамара Тонтовна Мальсагова, будучи преподавателем Чечено-Ингушского педагогического института города Грозного.               
Тамара Тонтовна Мальсагова, в тот период сотрудница Ингушского отдела народного образования, оказывала содействие Михаилу Булгакову, ей принадлежала инициатива «привлечь Булгакова как драматурга. Ингуши проявляли толерантность ко всем и всегда оказывали содействие, кто в этом нуждался. Тамара Тонтовна впоследствии сама примет активное участие в работе труппы, как актриса. В одноактной пьесе «Самооборона» Тамара Мальсагова играла главную роль. Но вскоре их пути разошлись из-за проявленной бестактности Михаила Булгакова.
Пьеса одноактная, состоящая из нескольких эпизодов, подобно кусочкам мозаики соединённая, но не совсем удачно. Содержание пьесы сводилось к следующему: революционные события, политические волнения делают жизнь горожан небезопасной. Небольшой городской квартал решил сам защитить свои улицы от бандитов. Жильцы устанавливают ночные дежурства. Вооружённые, они стоят каждый вечер на посту. Очередь охранять доходит до молоденькой девушки. Её страх от приставаний к ней всевозможных ухажёров делает пьесу комичной. Кроме Т. Мальсаговой, в пьесе были заняты Нина Альтемирова, М. Ханиев». /См.: Ф. Албакова. к.иск.н. У истоков ингушского театра. /Газ.  «Сердало», 1995, 28 марта, № 10/; /См. Возвращение к истокам. История Ингушетии в лицах и фактах. Саратов, 2000. – С.251 – 260/.
Фатима Албакова ещё тактично назвала пьесу комичной. Эту пьесу трудно даже назвать пьесой. Это самая низкопробная пьеса наверное потому, что "первая ласточка" у Булгакова, можно сказать, "первый блин комом". По этому поводу сам Михаил Булгаков, используя иронию и самоиронию, отмечая свою негероическую, созерцательную позицию, писал: "Господи, Боже мой! Что же это такое!...Да, что я, Лермонтов что ли? Это кажется, по его специальности!" Не удалось Михаилу Булгакову показать основные приемы пьесы - построить пьесу на фигурах с художественно убедительными фактами.
Пьеса, да если ещё и талантливая пьеса - это всегда или крик души, душевное состояние радости или горькое надсмехание по поводу окружающей жизненной ситуации. Мы все придерживаемся мнения, что творчество - величина свободная. И Михаил Булгаков чувствует жизнь и реагирует на неё по-своему. Мы старались яснее понять идею и главную тему пьесы, попытаться почувствовать "болевые точки" автора при соприкосновении его с жизнью.
Стараясь верно определить идею "Самообороны", находим тему конфликта: после войны продолжается смута, ночные вылазки противоборствующей силы. Это является основой конфликта, пронизывающей собой всю пьесу и разрешается лишь в самом конце её - в финальном событии. И именно этот основной конфликт должен явиться истиной побудительной причиной тех поступков, которые совершают действующие лица.

Русский писатель Александр Серафимофич Попов /псевдоним Серафимович/ намеревался писать о событиях гражданской войны в Ингушетии, у него в записной книжке были записи, которые стали известны после его смерти, некоторые исторические факты того периода. Он пишет: «Из 27 населённых пунктов деникинцами сожжено 13 населённых пунктов, убито 5 тысяч человек и от холеры умерло 800 человек». Вот такие данные были в записной книжке писателя.
Ингуши – это был единственный народ, который воедино оказал жестокое сопротивление деникинской армии, и тем самым вызвал обратную реакцию его войска.

Во-первых, любой мужчина, тем более ингуш, никогда не позволит своей сестре находиться одной на улице в ночное время, потому что позор сестры, жены, дочери смывается только лишь кровью.
Давайте реально смотреть правде в глаза! Укажите пальцем хоть на одного адекватного мужчину, который выпустит свою сестру на ночные похождения для наведения порядка в квартале. И как она будет защищаться от хулиганов? Кого она будет звать на помощь? К ней цепляются разные проходимцы, надсмехаются над ней. И поэтому автор называет её комичной? Из-за этого у ингушей в тот период из-за этой так называемой пьесы, сложилось впечатление, что театр несёт разврат, разложение морально-нравственных норм. Ему удалось по чьей-то подсказке выставить ингушскую девушку с аморальной стороны. Михаил Булгаков, не знавший обычаи и традиции ингушей, пошёл на этот шаг и главную роль предложил Тамаре Тонтовне. В это время Михаил Булгаков был зависимым от морфия.
После спектакля пьеса была подвергнута критике. Тамара Тонтовна лишь после спектакля поняла в какой капкан заманил её Михаил Булгаков, перестала общаться с ним. Михаил Булгаков тяжело перенёс разрыв с женщиной, которая так много хорошего сделала для него, поддерживала его. Он старался как бы реабилитировать себя не только в её глазах, а у всех ингушей, загладить свою вину.
Ему очень импонировала ингушская интеллигенция, особенно Орцхо Артаганович, и сам Орцхо, его прошлое, интересовался судьбой его брата Созерко Мальсагова. Их характер он сравнивал с месивом, сплав творческих, чувствительных, великодушных, благородных и недоступных для общества, хотя и переполненных энергией. При этом он начинал ощущать свое слабодушие.
Михаил Булгаков начинает писать роман "Дни Журбиных", пишет его на протяжении двух лет (начал в 1922 г.) и заканчивает в 1924 году. Публикация романа частично началась с журнала "Россия" (№ 4, 1924 и № 5,), а целиком издаёт лишь в 1927-1929 году в Париже под названием "Дни Журбиных".
Исследователь Б.Соколов верно подметил, что единственный персонаж булгаковского романа, полковник Най-Турс - отвлечённый герой. Но в том, то это именно тот герой, которого он называет как Николая Всеволодовича Шинкаренко (литературный псевдоним Николай Белогорский), который служил у Врангеля, а в эмиграции жил в Испании и занимался литературной деятельностью, мы не можем с ним согласиться. Михаил Булгаков не хотел афишировать, расшифровывать. Об этом было известно Заурбеку Мальсагову и его супруге Тамаре Тонтовне.(Ахмет, сын Орцхо, узнал это от Тамары Тонтовны, когда работали в ЧИГПИ. - Прим.авт.) А если Михаил Булгаков признался бы в том, что прототипом является Созерко Мальсагов, признанный "врагом народа", совершивший побег с Адских островов, то подавно оказался рядом с ним.   
Прототипами героев, представителем белой гвардии для Булгакова явились братья Созерко Артаганович  и Орцхо Мальсагов, в которых воплощались черты клана Мальсаговых и Базоркиных и явились для Михаила Булгакова олицетворением кодекса чести. Най-Турс - Созерко, а Николка, младший его брат - это Орцхо Мальсагов.
Братья Созерко и Орцхо Артагановичи были высокообразованными людьми своего времени, получившие образование в престижном Воронежском /Михайловском/ кадетском  корпусе, Созерко затем оканчивает Александровское военное училище, а Орцхо -Коломенское /Михайловское/ артиллерийское училище; участники Дикой Дивизии, где их старший брат Ахмед стал кавалером 4-х Георгиевских крестов; Орцхо перешёл на сторону советской власти, а Созерко служил у генерала Деникина, сдался после объявления амнистии белогвардейцам, сидел в лагерях СТОН и СЛОН, совершил побег в Адских островов. Два брата Созерко и Орцхо Мальсаговы оказались в противоположных лагерях. Орцхо Мальсагов вошёл в Совет обороны, командовал Долаковским фронтом, единственный артиллерист в Ингушетии в то время. И, описывая Николку (Орцхо), Михаил Булгаков даёт ему в руки пулемёт.
Най-Турс (Созерко) с треском  снимает погоны с Николки (Орцхо). Поняв весь ужас сложившейся ситуации, что подставляет юнцов под пули, что армии нет, что со штаба сбежали, Най-Турс отдаёт неслыханный приказ: бежать, прятаться, отступать, срывая погоны. Такой приказ не малодушие, он собой прикрывал младшего Орцхо. Его желание чрезвычайно гуманное: спасти необстрелянных студентов.
В конце романа писатель предсказал два варианта судьбы участников белого движения: либо служба красным с целью самосохранения, либо гибель.
Созерко Мальсагов вызывал у автора большое уважение, ведь он отважен и храбр, ведь он защищает Россию, несмотря на то, что почти уверен, что сильнее окажутся не его воины. А так как Булгаков никогда не скрывал отношения к героям, то и читатель проникается восхищением к этому человеку. И эпизод смерти Най-Турса в середине романа никак не убавляет его заслуг. Он успел сделать много важного. Даже то, что он смог в книге "Адские острова" изложить все мытарства, которые испытал не только он сам, а испытали и не перестают испытывать сотни тысяч человек, открыл правде глаза, ставит его имя в ряд героических и бесстрашных людей. К тому же он тот, кто так же предан своей Родине, как он до конца, выполняя свой долг - защита Отечества.
Автор романа так и не сказал, что полковника убили. (Писатель знал, что Созерко арестован, им совершён побег, но он жив.- Прим.авт.) Поэтому и нет ни единого слова о  том, что в него стреляли. Най-Турс просто умер. Созерко не умер, изранена его душа. Он лишён общения с семьёй, родными и близкими ему людей. Теперь уже из полковника по капле вытекает и голос - он просит, уже не приказывает, чтобы Николка бросил всё и бежал. Просит уже не как высший по званию, (как старший брат), а как человек, который сейчас умрёт. "Он подпрыгнул на одной ноге, взмахнул другой, как будто в вальсе, и по бальному оскалился неуместной улыбкой". Михаил Булгаков много раз наблюдал за Орцхо Мальсаговым, исполнителем танца лезгинки, слышал истории о том, как прекрасно исполнял танец Созерко Артаганович. Ведь в кадетском корпусе им преподавали уроки хореографии, обучались всем танцам, танцевали на балах при царе Николае П. Об этом есть и воспоминания Анатолия Маркова, однокашника по кадетскому корпусу.
В 1918 году был арестован "белыми" за службу Военным комиссаром Назрановского округа. Вряд ли он вырвался бы из рук деникинцев, но благодаря тому, что подоспел Созерко, сам устроил ему допрос. По словам бывшего декана филологического факультета Магомеда Аббасовича Кулбужева, генерал Деникин, узнав о том, что Созерко прострелил младшему брату Орцхо ногу, приказал оставить в живых Орцхо Мальсагова. Этим самым Созерко спас брата Орцхо от расправы. (Выступление Магомеда Кулбужева в национальной библиотеке им. Дж.Яндиева от 14 апреля 2022 года). В одном письме Орцхо Мальсагов пишет: "Будучи командиром Долаковского участка фронта против генерала Геймана в 1919 году, я был тяжело ранен, не был эвакуирован и принуждён был скрываться от белой разведки....я в течении пяти-шести месяцев 1919 года скрывался на фронте, замаскировавшись белогвардейцем.
Так было мне легче замести следы и скрыться от агентов белой разведки, которая свирепствовала главным образом в тылу". (Письмо О.Мальсагова к председателю Президиума ВС РСФСР от 5 июня 1953 г.).
Киевские перевороты и гражданская война на Кавказе стали основным содержанием булгаковского романа. Только что отгремела война в Ингушетии, Чечне, которые были в горящем котле, куда генералом Деникиным была направлена вся военная мощь против ингушского населения к проходу к Грозному. Ингуши как никто оказывали яростное сопротивление, чтобы не пропустить врага к Грозному. Нефтяные залежи - основная причина для этой войны.
Михаил Булгаков, не уверенный в правильности действий тех, с кем он связался с волею судеб в одном стане, уверен в обратном: "Голову даю на отсечение, что это всё кончится скверно. И поделом - не жги аулов".(Х.Точиева. Михаил Булгаков. Грозный, 1988. - С.728).
Будучи благородной личностью, Созерко Мальсагов глубоко осознаёт свои кровные связи с Отечеством. Созерко Артаганович - частица истории, выполнил свой долг чести офицера. А долг, по мнению Булгакова, то, без чего жить на свете бессмысленно.
Булгаков прекрасно знал, что у ингушей в народе бытует имя "Турс", что в переводе на русский язык означает "щит". Вот и Созерко Мальсагов явился для младшего брата как бы щитом, ведь оба брата в такой обстановке пострадали бы ещё больше. Кстати, Идрис Базоркин назвал своего сына Турсом.
Созерко Мальсагов находился в эмиграции, вдали от семьи и в 1976 году умер в Эштоне, в Англии вдали от Родины.
Исследователями творчества Булгакова подчёркивают автобиографический характер большинства произведений. "Особенно автобиографичны "Необыкновенные приключения доктора", "Записки на манжетах", отражающие период его пребывания в Грозном и Владикавказе. Характерные особенности этих произведений записаны от первого лица.
Выездные спектакли А-Г.Гойгова "Поминки", Булгакова ставил молодой драматический кружок в 1920 году в Грозном, Кантышево, Насыр-Корте. В студии при театре обучались такие студенты, как Фатима Куразовна Мальсагова /наша первая поэтесса/, Идрис Базоркин /писатель/, Мурад Куркиев и многие другие. /Цит.:Братья Мальсаговы. /Жизнь во славу царя, Отечества и своего народа. Нальчик, 1997. – С.179/.
В ингушской труппе были задействованы Тамара и Нина Укуровы, Нина Бекбузарова, Ахмед Горбаков, Магомед Ханиев, Яков Пенкович, два бывших петербургских актёра: С.Фёдоров и Богуславский. Беря тематикой своих произведений вопросы социалистического строительства Ингушетии, Орцхо Артаганович является одним из пионеров в области создания большевистской конкретной критики, борется в своих пьесах с пережитками строя в Ингушетии, является одним из подающих надежд молодых писателей Советской Ингушетии.
«Пьеса О. и Д. Мальсаговых «Перелом» расценивается критикой как заметный вклад в дело социалистического наступления на фронтовую культурную революцию в национальных областях». /Мальсагов О.А. Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. /Наследие Таргима. Кн.П. Нальчик, 2008. – С.129/.
В 1931 году Орцхо в соавторстве с Дошлуко Мальсаговым  опубликовали пьесу в издательстве «Северный Кавказ», с которой ингушская труппа 11-22 декабря выступила на первой Краевой олимпиаде искусств народов Северного Кавказа в Ростове-на-Дону.Здесь было продемонстрировано многогранное искусство отдельных коллективов из республик Северного Кавказа: Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачая, Черкесии, Адыгея, Северной Осетии. /См.: Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. /Наследие Таргима. Кн.П. Нальчик, 2008. – С.129/.
В 1931 году в журнале «Революция и горец» была опубликована хроника Олимпиады искусств горских народов Северного Кавказа». /Хроника Олимпиады искусств горских народов Северного Кавказа. //Революция и горец, 1931 г., № 12, декабрь. /См.: О.А.Мальсагов. Избранное. Составитель Абу Мальсагов. Нальчик, 1998. – С. 388/.
О творчестве Орцхо Артагановича на ингушском языке была опубликована статья:
Мальсагов Д.Д «Г1алг1ай говзален Олимпиада. //Серло, 1931, 6 декабря, № 132. - С.2/–См.: О.А.Мальсагов. Избранное. Сост. Абу Мальсагов. Нальчик, 1998. – С. 389/;
2.Къулбехьарча Кавказа лоаман къамий говзамий Олимпиада хьаеллар. //Сердало, 1931, 14 декабря № 135. – С.2/. /См.: О.А.Мальсагов. «Избранное». Сост. Абу Мальсагов. Нальчик, 1998. – С./.
3.Аушев М. Говзамий Олимпиада чакхъяькхар. /Сердало, 1931, 18 ноября, № 125. – 3/ /См.: О.А. Мальсагов. Избранное. Сост. Абу Мальсагов. Нальчик, 1998. – С.389/;
4.Милославский П. Предисловие к пьесе «Перелом» Ростов-на-Дону, Северный Кавказ, 1931. /См.: О.А. Мальсагов. Избранное. Сост. Абу Мальсагов. Нальчик, 1998. – С.388/;
5.Семёнов Л.П. Г1алг1ай юкъарлон литературни сборник, № 2. Орджоникидзе, 1931. – С.66-89/.  См.: О.А. Мальсагов. Избранное. Сост. Абу Мальсагов. Нальчик, 1998. – С.38;
 Участие в Олимпиаде дало сильный толчок к дальнейшему развитию литературы, театра, искусства, театра. Подготовке к этой Олимпиаде было уделено большое внимание со стороны ингушских поэтов писателей, художников, танцоров.
Организаторами Олимпиады в Ростове-на-Дону были Орцхо, Дошлуко и Фатима Мальсаговы, композитор Ефим Александрович Колесников, художники Хаджибекир Ахриев, Гази-Магомед Даурбеков, Абукар Инаркиев. С августа по декабрь 19131 года к Олимпиаде предшествовала напряжённая подготовка к этому мероприятию.
В коллективе было 30 человек, каждый из которых обладал незаурядными способностями. Орцхо-драматург и руководитель драматического кружка, исполнитель роли. Фатима Мальсагова играет главную роль в пьесе, сама сочиняет и исполняет песни. Помимо того, что Гази-Магомед Даурбеков представил на Олимпиаде картину «Встреча А.С. Пушкина на Военно-Грузинской дороге», был художником-оформителем спектакля, он также прекрасно играл на ч1ондарг-пондаре, исполняя национальные мелодии своего народа. Хаджибекир Ахриев представил работу «Моление на Столовой горе», написанную акварелью.
Неоценима роль в участии олимпиады Орцхо Мальсагова, Дошлуко Мальсагова и Фатимы Мальсаговой. В своих воспоминаниях Е.А. Колесников вспоминал: «Эти три высоообразованных человека, каждый из которых был по-своему талантлив, и были в основном организаторами всей подготовки Ингушетии к этой Олимпиаде. Помню, как буквально за недельный срок или немного более того нами были собраны хоровой и танцевальный коллективы из студентов педагогического института и рабфака. Это была молодёжь горячая, талантливая, взявшаяся с большим энтузиазмом за дело. Но сейчас же перед нами встал серьёзный вопрос - где взять песенный, музыкальный и драматический репертуары для Олимпиады?
И вот тогда Фатима Куразовна Мальсагова оказала всем неоценимую помощь. Она была очень музыкальна, обладала хорошим слухом и голосом и, главное, знала много народных песен, мелодий, напевов. Я в течение нескольких дней записал от неё семь мелодий. Так как Фатима Куразовна была не только хорошая певица, но и обладала поэтическим даром, она вскоре сочинила почти ко всем этим мелодиям тексты. Я быстро их обработал в двухголосные песни с сопровождением на фортепиано. Фатима Куразовна показала себя как драматическая артистка, играя одну из заглавных ролей в пьесе «Перелом». / Цит. Д.Д. Мальсагов. Избранное. Нальчик, 1998. - С.7-9/.
В декабрьском 1931 году в номере газеты «Сердало» был опубликован весь репертуар.  В этот номер вошли семь песен, сочинённые Фатимой Куразовной, «Две эпохи» /«Ши зама»/ Т.Д. Бекова, а также переводы  на ингушский язык русской народной песни «Замучен тяжёлой неволей» и  «Гимн Советского Союза».
 Наибольший успех имели песни Фатимы Куразовны Мальсаговой «Мы победили» /«Котдаьлар вай»/, «Песня колхозников» /«Колхозхой илли»/, «Ингушская песня» -/«Г1алг1ай илли»/.
Орцхо Артаганович опубликовал статью «Методологическая статья об ингушском искусстве. Литсборник, № 2, 1931. Изд-во «Сердало». /Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. /Наследие Таргима. Нальчик, 2008. – С.129/.
Сохранилась статья О.А.Мальсагова и И.М.Базоркина «О чечено -  ингушском театре», которая раскрывает становление ингушского театра после Великого Октября. Приводим её почти полностью: «Чечено-ингушский национальный театр начинает свою историю после Великой Октябрьской социалистической революции, потому что угнетённый царским режимом народ с двумя-тремя процентами грамотности прежде не мог и думать о каком бы то ни было театре.
Элементы театра у чеченцев и ингушей существовали задолго до проникновения на Кавказ мусульманства и царской колонизации. Об этом свидетельствуют многие древние обычаи и поныне встречающиеся в свадебных похоронных обрядах.
В старину у чеченцев и ингушей были широко распространены на свадьбах двухсторонние хоровые песни. Чеченская свадьба непременно сопровождалась церемонией с участием так называемого "генерала" и шутов, облекавших в причудливые маски.
По свидетельству стариков, в период господства язычества исполнение обрядов богослужения культа богини "Тушоли" открывалось парой молящихся: каждый мужчина вёл женщину при зажжённых факелах на вершины гор, где находились святилища. Жрец, одетый в белый халат возглавлял это шествие, за ним вели предназначенных в жертвоприношение белых быков.
Молитва их на вершине горы, пиршество, возвращение в аулы – всё это проделывалось с соблюдением точно установленного ритуала и носило весьма театрализованный характер.
К сожалению, эта, так сказать, доисторическая часть элементов   чеченского и ингушского театра пока остаётся никем не изученной.
 После революции молодой советской власти в Чечне и Ингушетии досталось тяжёлое наследство. Нет надобности перечислять все ужасы прошлого рабского существования, бесправия и угнетения чеченского и ингушского народа, находившихся под грубым сапогом самодержавия. Эти народы были обречены на быстрое вымирание и вследствие систематического притеснения в земельном вопросе, а в культурном отношении дичали в буквальном смысле. Для характеристики положения в Чечне достаточно привести пару цитат из письма генерала Ермолова. Он писал: «Я не успокоюсь до тех пор, пока останется в живых хоть один чеченец…» и далее: «От недостатка корма, по отнятию полей, скот падает в большом количестве, … наши победы доведут нас до последних убежищ злодеев. Я не отступлю от предпринятой мною системы стеснять злодеев всеми способами. Главнейший – есть голод и поэтому добиваюсь я, иметь путь к долинам, где ещё могут они обрабатывать землю и спасать свои стада”...
Насчитывались всего три светских школы. Население было поголовно безграмотным. Зажиточная часть его и духовенство внедряло в массы магаметанское изучение Корана в духовных «арабских» школах. Интеллигенция исчислялась единицами. Жизнь народа протекала в беспросветной мгле невежества и суеверий.
В таких условиях первостепенной задачей советских органов власти была элементарная ликвидация безграмотности, восстановление хозяйства, разрешение земельных вопросов.
И поэтому развитие искусства на некоторое время выпадает из внимания планового руководства и деятельности государственных учреждений. Однако зачатки чеченского и ингушского театров, находящихся всецело под влиянием русской культуры, уже в этом периоде возникают в виде работы кружков при участии старой интеллигенции, как националов, так и русских. Эти кружки с большим успехом выступали не только в городах, но и в районах Чечни и Ингушетии. Но отсутствие репертуара – с одной стороны и письменности на родном языке с другой стороны, не могли не сказаться на дальнейшей работе этих кружков, и с конца 1921 по 1923 год наблюдался некоторый спад в работе драмкружков.
Во время работы этих кружков отсутствовала чёткая классовая линия в искусстве, и в целом широкая масса трудящихся оставалась в стороне от искусства.
Период с 1923 по 1928 год является периодом зарождения и развития подлинно национальной по форме и социалистической по содержанию, чеченской и ингушской драматургии и самодеятельности театров. В 1923 году в Ингушетии появляется своя письменность на латинской основе. И первые пьесы на родном языке «Похищение девушки» и «Месть», написанные Заурбеком Мальсаговым. В Чечне этот момент относится к 1926 году с более поздним введением латинизированного алфавита. Тут появляются пьесы «Шейх Мохсум», «Закон отцов» - Исы Эльдерханова. Все эти пьесы были направлены против адатов и старины, вскрывали классовое лицо муллы – кулака, как эксплуататора, помогали борьбе за социалистическое строительство. К этому периоду развернулась широкая сеть начальных классов, политпросветработы, организовываются рабфаки, техникумы, ВУЗы.
Во всех уголках чеченской и ингушской жизни вырастают новые культурные силы. Уже не единицы, а десятки драматических кружков, которые своей работой, хотя и примитивно, но изо дня в день вносили свежую струю в отсталую массу населения.
Вопреки сопротивлению кулацкой части населения, эти ученические кружки неоднократно выезжали в аулы и делали своё дело социалистического перевоспитания сознания трудящихся.
В этот период развития самостоятельные театры сталкивались со специфическими затруднениями, с недружелюбием со стороны отсталой части населения, кулацкой агитацией, отказов женщин участвовать в спектаклях. А во время поездок в аулы женские роли исполнялись   исключительно мужчинами, переодетыми в женские костюмы.
Но, несмотря на все эти трудности, из года в год росло увлечение театральным искусством учащейся молодёжи.
Дальнейшее развитие театральных кружков совпадает с периодом реконструкции нашей индустрии сельского хозяйства (1928-1932 гг.).
Третий период развития театра 1928 года можно характеризовать, как стремление к переходу от самодеятельности к профессиональному искусству. Но большим тормозом театра явилась крайне медленно развивающаяся драматургия.
1929 год стал переломным.
С этого года появляются пьесы «Салихьат» Мальсагова О., «Красноармейцы» Муталиева, «Сектант» Шадиева и Гайсанова, «Классовая борьба в ауле» Мальсагова О., «Закон отцов» Эльдерханова, «Алибек-Хаджи Шерипова и целый ряд других пьес, которые способствовали тому, что культурная революция всё глубже и шире проникает в массу населения.
Рост промышленности, коллективизация сельского хозяйства и ликвидация кулачества, как класса. всеобуч.работа по ликвидации неграмотности ставили перед  развивающимся театром ещё большие задачи, и примитивные пьесы уже в полной мере не удовлетворяли возрастающие потребности массы.
Появляется первая серьёзная пьеса на родном и русском языках, отмеченная краевой печатью, как серьёзный вклад в национальную культуру. - "Перелом" Мальсаговых Орцхо и Дошлуко.  К этому моменту вырос молодняк средних и высших учебных заведений. В ряды кружковцев влились первые горянки".
 Выступление с театральных подмостков являлось революцией для горянки. Возникла необходимость подвести первые итоги развития самодеятельного искусства народов Северного Кавказа. И по инициативе краевой партийной организации, в 1931 году в г.Ростове-на-Дону созывается 1-ая северокавказская Олимпиада искусств горских народностей".
В Ингушетии к этому времени работает сильный любительский кружок в большинстве состоящий из вузовцев.
Результатом этой работы стала большая победа ингушского и чеченского театральных коллективов. На Олимпиаде ингушский кружок завоевал первое место и получил Красное знамя, чеченский театр занял второе место и был удостоен почётной грамоты.
В краевом журнале "Революция и горец" в № 1 за январь 1932 года в статье "Национальному искусству большевистское развитие" И.П.писал: "Имеют большие достижения отдельные области, которые мы привыкли относить к разряду наиболее  отсталых в силу исторических обстоятельств...Это Чечня, Ингушетия"(с.7)
Пьесы, представленные Чечнёй и Ингушетией, отражали борьбу против пережитков прошлого, в особенности против кровной мести. Старый быт является большим тормозом в деле строительства социалистического быта. Борьба с пережитками кровной мести является для нас актуальной задачей и по сей день, хотя с тех пор прошло почти столетие.
Несмотря на отдельные недостатки, авторами статьи отмечены выдержанность и аккуратность ингушской пьесы, в которой идёт решительная борьба за социалистическое строительство Ингушетии.
В Ингушетии в виду отсутствия благоприятных условий, кружок "фактически был распущен и не существовал до 1933 года". (с.7)
В феврале 1934 года была организована  Ингушская театральная студия.
В 1934 году с жизни двух республик произошли исторические события. Решением партии и правительства  Чеченская и Ингушская автономные области  были объединены в ЧИАССР (Чечено-Ингушская автономная советская социалистическая республика).Произошло и объединение театральных студий. "В этом же году Государственный театр им.Руставели братского грузинского народа и взял шефство над чечено-ингушским театром, и областной комитет партии и облисполком решают послать в Тбилиси большую часть студентов для прохождения систематического курса обучения. В то же время в Грозный  для работы с оставшимися коллективом из Театра Руставели был прислан художественный руководитель, режиссёр Т.Чкарташвили. С этого момента театр приобретает  определённую форму с твёрдо установленной структурой и планом работы. Надо сказать, что до 1934 года художественного руководителя в чеченском и ингушском театрах не было. Это сильно сказалось на общем культурном уровне всего коллектива.
Благодарю сотрудничеству чечено-ингушского театра  под художественным руководством Чкарташвили  с театром им Ш.Руставели при участии заслуженного деятеля искусств художника Гамрекели, чечено-ингушский театр расширил свой творческий горизонт, вышел на первую ступень своей сознательной творческой деятельности, навсегда связав историю рождения с историей искусства братского грузинского народа
В 1939 году на подмостках Ингушского индустриального техникума играли пьесу «Салихат».
Хаджи-Бекир Муталиев написал критическую статью на постановку этой пьесы «Во ловзаяь пьеса». /О постановке пьесы «Салихьат» в Ингушском индустриальном техникуме. /«Сердало», 1933 г., 9 января, № 1/872/. – С.3. /См.: О.А. Мальсагов Избранное. Сост. Абу Мальсагов. Нальчик, 1998. – 389/.
Положительная статья Васильева В.А. Современная ингушская драматургия. Творчество О. и Д. Мальсаговых. /Известия П Северо - Кавказского педагогического института. Т.10. Орджоникидзе, 1933 г./.
В Иркутском исправительно-трудовом лагере Орцхо состоял в драматическом кружке и являлся членом лекционного бюро.  «Можно сказать, моя жизнь заполнена до отказа. У меня нет времени подумать о своём положении. Вопросы по моей специальности – культурно-просветительные и литературные. Получаю в месяц 35 рублей, имею зачёты на каждый месяц работы – 10 дней. По-новому положению мы лишаемся стажа работы на воле. Моя педагогическая работа здесь засчитывается в общий стаж, что очень важно, так по выслуге лет к 25 годам педагогической деятельности осталось 3 года».  /Письмо Орцхо к детям и Совдат от 27/ХП-54 г./.
Многие вещи Орцхо заказывал для игры в театр. Одновременно при этом Орцхо испытывал и чувство угрызений совести. «Было и радостно, и одновременно совестно. Радостно, что вы всё-таки заботитесь обо мне. А совестно, что, быть может, вы, отказывая себе в самом необходимом, производите такие большие расходы. Всё, что вы послали, я получил и теперь обеспечен тёплой одеждой и обувью. Очки оказались подходящими. Спасибо, Казбулат, за заботу». /Письмо Орцхо к детям и Совдат от 25.01.52 г./.
Орцхо ставил пьесы Островского, Горького, Чехова. Остался блокнот, где записаны исполняемые роли. /Архив семьи Мальсаговых/. В "Ревизоре" Гоголя он играл роль Земляники - проныры, плута, вкрадчивого собеседника (против чего в жизни всегда выступал), в "Чужом пиру похмелье" Брускова, в "Доходном месте" Досужева, в "Горе от ума" -Загорецкого.
За участие в качестве актёра в драматических постановках коллектива художественной самодеятельности Орцхо был награждён Грамотой от 9.10.1954 года, которую он ценил и хранил на память, и которая по сей день находится в домашнем архиве.  В архиве есть характеристика, данная начальником подразделения Богомоловым от 16 августа 1953 года: «Характеристика дана настоящая гражданину Мальсагову Орцхо Артагановичу, 1898 года рождения, уроженцу ЧИАССР Назрановского района села Альтиево в том, что он отбывал наказание в данном подразделении с декабря 1950 года и до 1955 года работал в качестве бригадира инвалидной бригады и старшего жилой секции, занимавшей по санитарному состоянию   1 место в подразделении.
С начала 1953 и до сентября 1954 года состоял на штатной должности культорга подразделения. С июля 1954 и до августа 55года работал учителем в школе по ликвидации неграмотности и малограмотности.
Знание дела, большая ответственность в работе и методическая подготовленность обеспечили в группах, которыми он руководил, 100% успеваемость учащихся.
Опыт работы его неоднократно освещался на страницах стенной печати. В общественной жизни, на протяжении 5 лет пребывания в данном подразделении, принимал активное участие, состоял членом коллектива художественной самодеятельности.
На протяжении двух лет состоял членом лекторской группы, читал лекции на научно-популярные и литературные темы, получившие высокую оценку у слушателей.
За безупречную работу и честное, добросовестное отношение к возлагавшимся на него обязанностям, общественную активность и примерное поведение в быту, приказом начальника подразделения ему объявлены две благодарности в приказе с вручением Грамоты 16 августа 1955 года. Начальник отделения Богомолов». /Архив семьи Мальсаговых/.
 В своих постановках Орцхо стремился осветить тёмную сторону жизни бедного класса, дать им счастливые, эстетические минуты в той тьме, которая окутала заключённых, утверждал в жизни ростки нового, положительного. Для него большое значение имело общественное мнение. Он часто вёл поиск оснований для нравственного образа жизни, проявляя при этом удивительную искренность.
 Для Орцхо важно было мнение, сложившееся у окружающих о его нравственном облике, основанное на его поведении и выражающееся в признании его заслуг, авторитета в том, что от него ожидали в дальнейшем, какая мера ответственности на него возлагалась, как оценивались его поступки. Благодаря развитой личной сознательности Орцхо обладал способностью самостоятельно, без внешнего принуждения, повинуясь собственному чувству долга, на основе личного восприятия совершать поступки, являющиеся образцом для подражания. Единственным своим недостатком Орцхо признавал тщеславие. «Если бы все мои родственники понемногу посылали бы мне подкрепление, вам было бы легче, а я мог бы стоять первым человеком. Человек всегда тщеславен, и я не составляю, к сожалению, исключения». /Письмо Орцхо к детям и Совдат от 5.06.54 г./.
Кандидат искусствоведческих наук Албакова Фатима пишет об истоках ингушского театра, ссылаясь на Орцхо Мальсагова. /Фатима Албакова. «У истоков ингушского театра». /Возвращение к истокам. История Ингушетии в лицах и фактах. Саратов, 2000. – С 251-260/.
В 1958 году в городе Назрань ингушская труппа ставила пьесу «Салихьат» в день открытия Назрановского народного театра. На этом мероприятии присутствовали сам Орцхо Артаганович вместе с Дошлуко Доховичем Мальсаговым.


Рецензии