Молитва благодатная и деятельная

Если подойти к молитве с критерием подвластности её человеку, то все известные виды молитвы разделятся на два вида: молитва деятельная и молитва благодатная.

Благодатная молитва – это Божий дар, она не подвластна человеку. Это тайна отношений между Богом и человеком. Бог даёт её, кому и когда хочет. Проблески такой молитвы Бог часто даёт людям, только приходящим к вере. Но потом своими усилиями они повторить её не могут. О благодатной молитве всё написано святыми отцами. Она – вне власти человека. Никакими своими усилиями человек стяжать её не способен. Бог даёт её человеку по мере изменения его сердца. И то, тогда, когда и как хочет.

Напротив, деятельная молитва полностью находится во власти человека, и представляет собой лишь способы управления вниманием. Деятельная молитва, как известно, бывает устной, умной и умно-сердечной, когда внимание при молитве направляется в сердце (по преподобному Симеону Новому Богослову). Эта молитва сама по себе никак не связана с благодатными состояниями. Преуспеяние в деятельной молитве представляет собой продвижение от менее совершенных к более совершенным способам концентрации молитвенного внимания.

Человек может искать благодати, но даёт её всегда только Бог. Попытки своими усилиями стяжать высокие благодатные состояния неизменно приводят к духовному повреждению.
19 век – век оскудения не только монашества, но и христианства, ознаменовался в России (да и не только) поисками новой духовности. В православной среде это вылилось в стремление к высоким духовным состояниям, «духовным» услаждениям, восторгам, восхищениям, прозорливости, чудотворениям и пр. Средством для этого стала псевдоисихастская практика Иисусовой молитвы, сопряжённая с психо-физическими методиками вхождения в транс (привязывание фраз и слов к вдоху и выдоху, к сердечным сокращениям и т.п). Самочинное и дерзкое стремление к высоким духовным состояниям, сопряжённое с гордостью и сластолюбием, вхождение в трансовые состояния, неизбежно замыкающие внимание на телесности (а не на молитве!) приводят к возникновению психо-физических ощущений, ошибочно принимаемых за действие благодати и затем – к откровенной бесовской прелести. Такая практика ложного подвижничества стала массовой среди монашества 19 века и вызвала осуждение со стороны наиболее трезвенных монахов, в частности, святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника Вышенского. Большую роль в популяризации ложной духовности сыграла книжка «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», главным посылом которой было это ошибочное направление.


Рецензии