Божоле Нуво Au Revoir

    Давным-давно, примерно лет 20 тому назад, меня с моей доброй женой пригласили на первый в России праздник Божоле-нуво.  Действо проходило в дорогущем отеле в двух шагах от Кремля. Сыры: Рокфор, куча сортов Камамбера, мясная нарезка, улитки по-бургундски. Запах чеснока, прованских трав, голубой сырной плесни. Иными словами, все в лучших традициях. Первую бочку откупорил и продегустировал лично посол Франции в России, его превосходительство Убей-бог-уже-не-вспомню-как звали месье:
      «Я чувствую здесь запах ежевики, немного малины, вишни, чуть-чуть прелых листьев. Вкус -  свежий, фруктовый. Отличный, превосходный миллезим,» - отметил радостный посол.
    Миллезимом у виноделов принято называть урожай. Это я понял. Также я сообразил, что каждый год он какой-то особенный, и все они разные, на аромат, вкус, и может, даже и цвет. Сказать по правде, каких-то необычных оттенков вишни и малины я не обнаружил, по молодости, наверное, да и по неопытности. Винцо – ничего, так себе, действительно фруктовое, явно недозрелое, отдает немного дрожжами, хотя, я конечно не знаток.  Это, ж сколько нужно винища перепробовать, - подумал я, - чтобы отличать один миллезим от другого?  Да это ж каким надо вкусом-то обладать? И обонянием? Да только кому это нужно? Вот сыр французский вонючий, вкусный, вот улитки виноградные с чесночным соусом, вилки к ним специальные, чтобы удобней выковыривать, и вина сколько хочешь, хоть упейся.  Что мы с женой и проделали с превеликой радостью. Нам даже еще две бутылки подарили с собой.  На этикетках вместе с Beaujolais Nouveau красовался Собор Василия Блаженного и русская матрешка, что придавало вину патриотичности.         
    С того самого дня каждый год в третий четверг ноября, я обязательно стараюсь отведать, так сказать, винца нового урожая. Оценить, если получится, хорош ли миллезим. Почему именно в этот день? - Уж наверняка, многие знают, но вдруг, кто забыл. Молодое вино из Божо, это то ли деревня, то ли городок, начинают продавать в 3-й четверг ноября. Считается, что еще за пол часа до назначенного срока это еще не вино, ну а потом, а потом уже никому не интересно. А через пару месяцев оно просто прокиснет. Таким образом в Бургундии, откуда оно родом, Божоле начинают хлестать в полночь со среды на четверг, с криками «Le Beaujolais Nouveau est arriv;!» –  что означает божоле нуво прибыло!  Тоже самое проделывают в Париже, в Лондоне, в Нью-Йорке, Токио, Москве и бог знает где еще.  Я-то в полночь обычно крепко сплю, да и где его искать в полночь то? В общем, лично я это удовольствие откладываю на следующий вечер.  Да, важно знать, несмотря на то, что Божоле родом из Бургундии оно не считается бургундским. Вроде как «недостаточно в нем настоящего благородства». Винные снобы скажут: «Его можно пить в свитере, тогда как для Бордо необходим галстук, а для того, чтобы накатить Бургундского –  уж будь любезен повяжи бабочку.» Ну мы-то люди простые «от сохи», мы даже бургундское-то в майке-алкоголичке хлещем. А что касается Божоле, то стоит его непременно охладить, но не до ледяного состояния, а так немного. Минут 20 в холодильнике вполне достаточно.  Тут важно другое – его должно быть осень много. Так, чтобы, не дай бог, кому-нибудь мало не показалось.   
   В стародавние времена мы собирались с друзьями этот день в баре «Пинта» в конце Ленинского проспекта, закупали пару-тройку ящиков этого самого Божоле, сыров, всяких там фруктов и предавались дегустации.  Разговоры вели примерно вот такие:
- А скажите, мой любезный Амарал, - обращался ко мне один из владельцев бара и мой большой приятель Либедихъ. - Не кажется ли Вам, что две засушливые недели в середине лета добавили глюкозы, и вино в нынешнем году вышло более сладким, появились нотки молодой малины, чего мы не наблюдали в прошлом году, не так ли?
-  D Accord. -  Согласен с Вами, Mon ami, меньше дождя - больше сахара. Хороший миллезим. Здрав будь, боярин! – отвечал я, причмокивая языком.
- А вот Шарль Азнавур, - вмешивался какой-то умник из нашей компании, - полагает, что последний удачный урожай наблюдался в 71 году, а с тех пор все миллезимы так себе.
- Он просто с нами ни разу не выпивал, - отвечал Либедихъ.  – С нами бы ему точно понравилось.
- Да уж с вами-то, дуралеями, что ни налей, все хорошо пойдет.  И каждый останется доволен.  Хошь   Азнавура зови, хошь  Депардье с Пьером Ришаром, - говорила моя добрая жена, непременно принимавшая участие в наших веселых дегустациях.
   Ясное дело, компания со временем распалась. Кому-то надоело, кто-то переехал в другой район, а может, и в другую страну, кто-то и того хуже – бросил пить. Много лет прошло, много Божоле Нуво с тех пор утекло.
    Пивал я за эти годы молодое вино и из других стран, из Италии, например, и оно мне больше понравилось.  Да даже наше краснодарское молодое «Саперави» и то поинтересней.  Но все же, как наступает ноябрь, я с нетерпением жду, когда же наконец придет этот самый вожделенный 3-й четверг, чтобы наполнить бокал, покрутить, оценить цвет, вдохнуть аромат, причмокнуть языком и проворчать: «Ох, да! А миллезим-то уж не тот, не тот, братцы, то засуха, то наоборот - дожди. Вот в старые добрые времена бывало, да, и нотки черной смородины, и молодой малины, и прелых листьев, а нынче… все не то»   
   По правде сказать, ничего подобного я никогда не ощущал. Все то же простенькое винцо с легким привкусом дрожжей. Так ничего особенного. Каждый год одно и то же. И разница лишь в производителе, так сказать. Есть винодельни получше (а их в окрестностях Божо немалое количество), а есть похуже. А все равно хочется. Вот хочется. Хочется, хоть ты тресни.
     Ну наконец он и настал этот самый четверг. Сыр вонючий я припас заранее. Не французский, наш отечественный, но все равно, с плесенью, и пахнет, вроде бы, как надо. Всякая там мясная нарезка, ветчина, карбонад. После работы зайду в магазин, гляну, прибыло ли Божоле в этом году. Слухи всякие ходят, сами знаете – международное положение и все такое. Ну, что там говорить? И жаль конечно, если не прибудет. А вдруг и в самом деле нет? Что тогда? Как же мы узнаем, хорош ли миллезим в этом году? Много ли солнечных дней, дождей и всего такого? Как же я лягу спать, если этого вдруг не узнаю? Да и добрая моя жена мне этого не простит. Никогда! Ведь она тоже ждет этого дня целый год.  Как быть? Ладно, если нет, так уж откупорю бутылку-другую какого-нибудь иного вина. У меня там в запасе дюжина то красного обязательно найдется. На двоих с женой хватит.  Посмотрим, может оно еще и лучше пойдет в этом году. А Божоле? – Увидимся как-нибудь в другой раз. -  Au Revoir!   


Рецензии