Как это делалось в Одессе

   СМИ сообщили: 13 ноября директор ЦРУ Уильям Бернс встретился в Анкаре с главой Службы внешней разведки России Сергеем Нарышкиным. О чем они говорили?  Разные сообщения. Но понятно, в каком ключе проходила беседа. И это напомнило рассказ Бабеля «Как это делалось в Одессе». Точнее, разговор известного Бени Крика с неким богатым одесским коммерсантом Рувимом Тартаковским. Вот как описывает Бабель Тартаковского по кличке «полтора жида» словами одного из своих героев.

    «У Тартаковского душа убийцы, но он наш. Он вышел из нас. Он наша кровь. Он наша плоть, как будто одна мама нас родила. Пол Одессы служит в его лавках.»

  Беня, как положено цивилизованному налетчику, начал дело с ультиматума написал Тартаковскому «письмо, похожее на все письма в этом роде»:

   "Многоуважаемый Рувим Осипович! Будьте настолько любезны положить к субботе под бочку с дождевой водой... - и так далее. - В случае отказа, как вы это себе в последнее время стали позволять, вас ждет большое разочарование в вашей семейной жизни. С почтением знакомый вам Бенцион Крик".

   Тартаковский ответил без промедления.

   "Беня! Если бы ты был идиот, то я бы написал тебе как идиоту! Но я тебя за такого не знаю, и упаси боже тебя за такого знать. Ты, видно, представляешься мальчиком. Неужели ты не знаешь, что в этой году в Аргентине такой урожай, что хоть завались, и мы сидим с нашей пшеницей без почина?.. И скажу тебе, положа руку на сердце, что мне надоело на старости лет кушать такой горький кусок хлеба и переживать эти неприятности, после того как я отработал всю жизнь, как последний ломовик. И что же я имею после этих бессрочных каторжных работ? Язвы, болячки, хлопоты и бессонницу. Брось этих глупостей, Беня. Твой друг, гораздо больше, чем ты это предполагаешь, - Рувим Тартаковский".

   Кажется, в подобном ключе переплетения претензий и оправданий происходил и разговор в Анкаре. Но если несколько лет назад Россия говорила языком ультиматумов, то теперь роли поменялись.  Кому из переговорщиков в Анкаре читатель отведет роль Бени, а кому Тартаковского, кто там ставил ультиматумы, а кто строил из себя невинную овечку, это уже зависит от позиции читателя, от того, откуда он черпает информацию. А для тех, кому недостаточно приведенных мной коротких цитат из рассказа, добавлю еще одну, которая, кажется, тоже немного ассоциируется с переговорами в Анкаре. Хотя, конечно, лучше всего прочитать рассказ целиком.

   «…и в это время Беня рассказывал истории из жизни еврейского народа.
- Коль раз он разыгрывает из себя Ротшильда, - говорил Беня о Тартаковском, - так пусть он горит огнем. …: вот получает он от меня деловое письмо: отчего бы ему не сесть за пять копеек на трамвай и не подъехать ко мне на квартиру и не выпить с моей семьей стопку водки и закусить чем бог послал. Что мешало ему выговорить передо мной душу? "Беня, - пусть бы он сказал, - так и так, вот тебе мой баланс, повремени мне пару дней, дай вздохнуть, дай мне развести руками". Что бы я ему ответил? Свинья со свиньей не встречается, а человек с человеком встречается. Мугинштейн, ты меня понял?
- Я вас понял, - сказал Мугинштейн и солгал, потому что совсем ему не было понятно, зачем "полтора жида", почтенный богач и первый человек, должен был ехать на трамвае закусывать с семьей биндюжника Менделя Крика.
А тем временем несчастье шлялось под окнами, как нищий на заре. Несчастье с шумом ворвалось в контору.»

  По всякому может повернуться жизнь! И неожиданно текущие современные события начинают напомнить классику. И то стихотворение Пушкина, которое последнее время  широко тиражировалось, уходит в тень. Вспоминаются одесские рассказы Бабеля.

   В той Одессе времен Бени Крика почта не сработала, и письмо Тартаковского до Бени не дошло.  И ничем хорошим дело не кончилось. И в результате пострадал совершенно не причастный к конфликту человек, рядовой труженик, некий Мугинштейн, а потом и рядовой бандит из Бениной компании, которому от Бениных подвигов не досталось ни денег, ни славы, а лишь могила и приличные похороны с музыкой. И собственно, как не  могли не пострадать невинные люди? При бандитских разборках страдают чаще всего мелкие бандиты и невинные люди.   
Я весь рассказ цитировать не в праве. Я не Бабель Советую прочитать. Но многие цитаты оттуда, из уголовной жизни Одессы прямо вписываются в современную российскую жизнь. Не могу избежать искушения привести некоторые слова оттуда, которые мне напоминают современную жизнь в России:
      
   «… Мугинштейн умер в ту же ночь. И тогда только "полтора жида" поднял крик на всю Одессу.
- Где начинается полиция, - вопил он, - и где кончается Беня?
- Полиция кончается там, где начинается Беня, - отвечали резонные люди»

   И последняя цитата.

   «Господа и дамы, - сказал Беня Крик, - …  Вы пришли отдать последний долг честному труженику, который погиб за медный грош.  .. Что видел наш дорогой Иосиф в своей жизни? Он видел пару пустяков. Чем занимался он? Он пересчитывал чужие деньги. За что погиб он?»
 Ответьте себе на вопрос, за что погибают сейчас те. кто в жизни видели пару пустяков и пересчитывали чужие деньги?


Рецензии