Место притяжения - Сосновка

       - Сань, тут про твою Сосновку написано  - сказала Галина, оторвавшись от чтения «Железной женщины» Нины Берберовой.
      Книга была про  Марию Закревскую—Бенкендорф—Будберг, и в ней встретилось упоминание о Бенкендорф-Сосновке.  Мария была знакома с Морисом Бэрингом - английским литератором, известным также  как писатель-путешественник и военный корреспондент. В свою очередь Беринг был хорошим знакомым Бенкендорфов — чье родовое имение находилось в Сосновке Тамбовской области.

       Меня это заинтересовало, так как в Сосновку я с 6 до 17 лет уезжал на всё лето к бабушке и тётушке. Вообще, для меня Сосновка - это  моя малая родина. В ней покоятся и мои деды Иван Долгов и Николай Меньшиков и бабушка Ксеня и сестры матери Ольга и Клавдия.
     Сосновка каким -то мистическим образом являлась центром силы, с которым были связаны или мои родные или знакомые.
     Долговы после раскулачивания и высылки из Тульской области, в конце своих мытарств оказались в Сосновке.
    Дядя Галины, Павел Макарович Овсянников после окончания техникума в Орле в начале 30-х годов был направлен на работу в МТС  Сосновкого совхоза, где уже работал бригадиром Иван Петрович Долгов - мой дедушка.
     Из Сосновки в сентябре 1941 году был призван в армию 18-летний Петя Долгов — младший сын бабушки Никифоровны, в ноябре 1941  он пропал без вести.
      Леонид Рамзин — проходящий в Сталинское время по «делу промпартии 1930 года» был уроженцем Сосновки и другом юности дедушки Коли.  Рамзин   был в числе других приговорен к расстрелу. Однако,  расстрел заменили на 10 лет лишения свободы. Николай получил от Рамзина скудную весточку с припиской «Коля, я ни в чём не виноват».
     Рамзин, сидя в тюрьме, совершил революцию в отечественной теплотехнике - он разработал прямоточный котел для паровых машин. За это впоследствии он был амнистирован и даже получил Сталинскую премию.
      Котовский и Гайдар тоже отметились в Сосновке, подавляя мятежи.
      Главный бухгалтер Воскресенского химкомбината Стародубов Вячеслав Алексеевич тоже был из Сосновки. Его отец был учителем в Сосновской школе.

             Закревская-Бенкендорф-Будберг (1892 - 1974).

      Мария или как её все называли Мура -  международная авантюристка, предположительно тройной агент ОГПУ, английской и германской разведок. Родилась в 1892 году. В 18 лет вышла замуж  за Ивана Бенкендорфа — дальнего родственника графов Бенкендорфов, но графского титула не имеющего. А брак с бароном  Будберг был фиктивным и требовался, чтобы в 1919   году получить эстонское гражданство, а заодно и титул.  Любовником  Муры был  Локкарт — тот самый, который проходил по «делу Локкарта». Дело это ещё называли тогда «заговором послов». Мужчин Мура использовала в своих интересах. Много лет Мария Игнатьевна состояла в близких отношениях с Горьким, а затем с Гербертом Уэллсом. Закревской перешли все права на зарубежные издания Горького после его смерти в 1936, а Уэльс, который умер в 1946 году оставил ей по завещанию 100 тысяч фунтов стерлингов. 

            Морис Бэринг (Maurice Baring  1874 — 1945).

      В Копенгагене Бэринг познакомился с семьей русского посланника графа Александра Константиновича Бенкендорфа (с 1902 г. – посла в Лондоне) и его семьей. Именно это знакомство пробудило у него интерес к России, сохранившийся до конца дней. Бэринг посетил первый раз Сосновку в июле 1901 года. Закревская рознакомилась с Бэрингоам в 1902 году в Лондоне.
        Вот что говорит об отношениях Бэринга с Бенкендорфами  Нина Берберова:
«Семейство русского посла, Александра Константиновича Бенкендорфа, он попросту обожал, и не только самого посла, гофмейстера и кавалера ордена Белого Орла, и графиню Софью, и их взрослых сыновей, Константина и Петра, но и брата посла, графа Павла Константиновича, гофмаршала и министра Двора и Уделов, того, кто позже издал свои мемуары о последних днях царя в Царском Селе и о том, как он, гофмаршал и министр, в 1917 году самолично спускал в уборную Царскосельского дворца содержимое столетних бутылок винного погреба, чтобы революционная стража дворца, которая вошла и заняла все входы и выходы, не перепилась.

        Беринг обожал и всех домочадцев Бенкендорфа, начиная с домоправителя и повара (француза, конечно) до собак охотничьих, сторожевых и комнатных. Самым счастливым временем своей жизни он всю жизнь считал то лето в Сосновке, имении Бенкендорфов в Тамбовской губернии, куда он поехал и где он был обласкан, как ближайший друг и член семьи.
        Он оставил воспоминания об этом времени, о свободной, веселой райской жизни в обществе графа, его жены и сыновей.  Беринг научился в Сосновке есть икру и стал говорить по-русски. Бенкендорф читал с ним Пушкина и всеми любимого в этом кругу А. К. Толстого». 
     Вообще, Мориса можно назвать русофилом: почти десять лет, вплоть до 1914-го, он наведывался в Россию, с упоением читая работы русских авторов. По его словам, комната, в которой он жил в деревне Сосновка, была “его любимейшей комнатой во всем мире после Итонской библиотеки”.

              Бенкендорф-Сосновка.

       Несколько дней я зависал во всемирной паутине, находил интересные сведения на страницах интернета о Бенкендорфах и Сосновке.
       В 1797 году император Павел I пожаловал сосновские земли и 1000 душ казённых крестьян двум генералам от инфантерии. Большая часть территории была отдана графу Христофору Ивановичу Бенкендорфу. Другая часть (земельные наделы и все лесные угодья), достались князю Сергею Федоровичу Голицыну. С этого времени дворцовые крестьяне стали помещичьими.   
      В  1865 году графиня Наталья Филипповна Бенкендорф (урожденная принцесса фон Кроа), вдова Константина Константиновича Бенкендорфа, племянника  шефа жандармов Александра Христофоровича, купила у Голицыных их часть Сосновки с принадлежащими лесами и другими угодьями.
   Активная жизнь в Сосновке началась в 1880-е годы. Тогда в имении проживали Наталия Филипповна и ее дети Павел и Александр с женой Софьей Петровной (урожденной Шуваловой).
    Сосновка перешла по наследству к Александру Константиновичу, и он начал ее преобразование в образцовую усадьбу. В 1880 году у Александра Константиновича и Софьи Петровны родился первенец – сын Константин, затем на свет появляются Петр и Наталия.
      В 1894 году была построена железная дорога Сосновка-Богоявленск, которая соединило село с направлением Москва-Тамбов. В Сосновке построили здание железнодорожного вокзала, названного "Бенкендорф-Сосновка".
 Доходы графа Бенкендорфа от его имения значительно возросли. Из Сосновки вывозили хлеб, картофель, лес, мясо, шерсть и другое сельскохозяйственное сырьё.
        В начале ХХ века в селе работал винокуренный завод. Оборудование винокуренного завода было примитивным. Основным двигателем была паровая машина "Вигонд" (35 л. с). Механической мастерской служила кузница. Транспорт — конный. Производительность завода — 92 ведра спирта-сырца в сутки. Завод работал 3-4 месяца в год.
    К своему удивлению я узнал, что речка, текущая мимо бабушкиного дома называется «Сосновочка». Все же называли её «Жёлтой речкой», из-за цвета, который придавили ей отходы, спускаемые со спиртзавода.  Бардой кормили поросят и даже коров, которые вечером радостно бежали, мыча с пастбища , предвкушая хлебнуть забродивщего лакомства.
     Интересна история Сосновской гимназии. В 1908 году заведующий Сосновской больницей Андрей Дмитриевич Запольский - врач по профессии, просветитель по призванию - выступил с предложением построить в селе гимназию.     Константин Бенкендорф принимал деятельное участие в постройке гимназии, помогал деньгами и строительными материалами
  В 1911 году гимназия распахнула двери. К ее открытию была приурочена постановка пьесы Толстого «Власть тьмы», подготовленная местными любителями театра.     На открытии гимназии Анна Меньшикова — сестра дедушки Коли танцевала с Рамзиным.
        Сосновская гимназия была единственная в России, где проходило совместное обучение мальчиков и девочек.  Это было очень прогрессивным решением.
  В гимназии преподавали немецкий, французский и латинский языки на очень высоком уровне.       
     Однако, власти нашли крамолу в в совместном обучении мальчиков и девочек и в конце 1913 года  гимназия была закрыта.
      Врач А. Д. Запольский за проявленное вольнодумство, организацию совместного обучения мальчиков и девочек, детей богатых родителей и бедных был выслан на два года в Сибирь, откуда его освободила революция.
          В марте 1918 года в Сосновке установилась Советская власть. В ноябре того же года в селе произошло левоэсеровское восстание.
     По рассказу бабушки Ксени в Сосновке мужское население мобилизовали дать отпор тем, кто нападет. У дедушки было ружье, и он был выставлен вместе с другими защитниками в заслон у железнодорожной станции. Бабушка его долго собирала, снабдив провизией и теплыми вещами. Однако, вскоре дедушка прибежал со станции и спрятал ружье. Я спросил у бабушки, что же произошло.
       -Да приехала бронелетучка (так она называла бронепоезд), и все без выстрела разбежались.
На мой вопрос:
         - Кто же приехал на бронелетучке - бабушка ответила:
         - Котовцы, кто же еще!

       Коснулось Сосновки и Антоновское восстание. Осенью 1920 года на село был совершён налёт одного из отрядов Антонова. Здесь повстанцы сожгли железнодорожный вокзал, разграбили и пожгли магазины, яичный склад и кладовые "Заготзерно". В мае 1921 года в Сосновку прибыла отдельная кавалерийская бригада под командованием Г.И. Котовского. В составе кавбригады было подразделение, которым командовал 17-летний Аркадий Голиков (Гайдар). Как рассказывала бабушка котовцы заняли большую половину бабушкиного дома и, самое обидное, реквизировали у дедушки гитару. И антоновцы и котовцы хотели расстрелять дедушку Колю за то, что он распорядился спустить спирт в речку.

          В 1929 году на месте бывшего имения графа Бенкендорфа был создан совхоз. Он сменил несколько названий ("Авангард" и "Совхоз имени Вильямса").
          Во время Великой Отечественной войны в Сосновке располагался аэродром дальней бомбардировочной авиации. Работали эвакуационный госпиталь. В 1944 году  Екатерина Меньшикова  познакомилась в госпитале с раненым лётчиком. После выздоровления его снова направили на фронт, и вскоре от его друзей пришло сообщение, что он погиб.

         Про Бенкендорфов.

У Христофора Ивановича было два сына Александр и Константин.
Александр Христофорович был шефом жандармов и управляющим Третьего отделения Собственной Его Величества канцелярии. (1782-1844).
В1832 году  шеф жандармов, генерал-адъютант, генерал от кавалерии Александр Христофорович Бенкендорф возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство.
       По истории, преподаваемой в СССР, Александр Христофорович Бенкендорф - это немилосердный шеф жандармов, руководитель третьего отделения, наделенный всяческими отрицательными чертами.  Однако, Бенкендорф пытался создать государственный механизм борьбы с коррупцией и казнокрадством. Он был личным другом таких несхожих деятелей, как император Николай I и декабрист Сергей Волконский, ходатайствовал за Пушкина, Лермонтова и Гоголя, увел любовницу у Наполеона и пережил трагический роман с той, которой Тютчев посвятил  «Я встретил вас».
 
     У Константина Христофоровича (1785-1828) был сын Константин Константинович.(1785-1828). В 1832 году, был возведён в графское достоинство Российской империи по причине того, что его дядя, Александр Христофорович Бенкендорф, незадолго до этого также возведённый в графское достоинство, не имел наследников мужского пола.
     У   Константин Константиновича был сын Александр.  Граф Александр Константинович Бенкендорф (1849- 1916)— русский дипломат. В 1902—1916 гг. возглавлял российскую миссию в Великобритании.
        Вот у него-то и гостил в Сосновке Морис Бэринг.

    Последним владельцем имения в Сосновке стал сын Александра Константиновича – Константин Александрович (1880 -1959), который был кадровым морским офицером. Участвуя в обороне Порт-Артура в 1904 году, молодой Бенкендорф, попал в плен. В 1905 году был освобожден из плена и в 1906 вернулся в Петербург. За время службы Константину Александровичу неоднократно вручались награды «За храбрость». Проживал в Сосновском имении до 1918 года.

               Про бабушку Ксеню (22.01.1892 — 01.11.1979).

     Что известно из бабушкиной родословной:
     Никифор Михайлович Казаков был из уральских казаков, отслужил 25 лет на польской границе и привёз оттуда жену полячку.  Их дети: Пелагея (1854-1934), Анна, Михаил.
     Пелагея вышла замуж за Сергея Лабзина (1852-1914). Его отец Алексей воевал в армии Скобелева.
      Сергей Алексеевич Лабзин был графским столяром, а Пелагея Никифоровна была прачкой у графини.  До рождения бабушки Ксени у Пелагеи умерло в младенчестве семеро детей.
      По поверью, если в семье дети не доживают до года, то нужно, перекрестив новорожденного, выбежать на улицу и попросить первого встречного человека дать имя ребёнку. Таким встречным стала, проезжающая в карете графиня Софья, которая согласилась стать крестной. Назвали бабушку Ксенией,
    Моя бабушка Ксения Сергеевна родилась в 1892 году как и Мария Закревская . Когда Морис Бэринг в 1901 году гостил в Сосновке, то бабушке было тогда 9 лет. А в 1914 году она вышла замуж за Меньшикова Николая.

         Про дедушку Колю.(1887- 1931)

     Кирилл Анисимович Меньшиков был женат на дочери моршанского купца Марфе. Был он графским цирюльником, а его сын Сергей Кириллович  работал  всю жизнь в конторе спиртзавода.
    В 1863 году во время  польского восстания Елена Семёновна была в числе беженцев из Польши в Калуге. Сергей Кириллович был там по делам и привёз её в Сосновку.  Их дети: Павел, Ольга, Анна, Николай, Мария, Екатерина, Владимир, Пётр. Фамилия Елены Семёновны была то ли Калиновская, то ли  Симонолевич. Возможно одна была по её отцу, а другая по матери.
      Дедушка Коля (Николай Сергеевич Меньшиков) работал техноруком на том же спиртзаводе, что и его отец.
      У Николая Сергеевича и Ксении Сергеевны было 4 детей: Сергей (1915), Ольга (1917), Клавдия (1920) и моя мама Екатерина (1925 ).
   
          Моё детство в Сосновке.

    Каждое лето, начиная с 1955 года по 1965 я проводил в Сосновке.    В совхозе, в бывшем имении Бенкендорфов сохранился деревянный флигель, в котором была размещена контора. А ранее это был так называемый «Охотничий домик», куда вход женщинам был запрещён. По воспоминаниям бабушки Ксени, Сергей Кириллович Меньшиков был заядлым охотником и принимал участие в охоте вместе с графом. Возможно он был знаком и с Бэрингом. Страсть к охоте он передал и сыну Николаю — моему деду по материнской линии.

     В совхозе работала керосиновая лавка и сельпо. В магазине стояли многочисленные тома академика Лысенко Трофима Денисовича и продавщица вырывала из них листы, чтобы завернуть товар для покупателя. Дома я с интересом читал, написанное на этих лощеных  листочках и не понимал почему Лысенко подвергся остракизму.   В райцентре, как называли центральную часть поселения был кинотеатр , размещенный в Крестовоздвиженской церкви, построенной кн.Голицыным в 1836 году. Помню как в 50-х годах мы все, съехавшиеся на летний отдых к бабушке, ходили смотреть «Свадьбу с приданным» и по пути домой напевали:
         Хвастать, милая, не стану -
         Знаю сам, что говорю :
         С неба звездочку достану
         И на память подарю.

   Морис с Бенкендорфами по словам Нины Берберовой:
   «Ходили на волка, играли в теннис, читали вслух при старинных керосиновых лампах Марка Твена по-немецки, играли в карты, катались на тройках и все вместе рисовали акварелью».
    А я ходил на рыбалку ,  делал луки и стрелы и лазил по деревьям, читал всё что было у тётушки, играл в подкидного дурака, катался с бугра на кожаных сандалиях и рисовал кур и самолёты.

        Незабываемы походы на Челновую, или на «Мыльный» , или к «Ковалеву». От бабушкиного дома до Челновой около пяти км, поэтому вставали рано, и шли любуясь всполохами зарниц на ещё тёмном небе. При Бенкендорфах к Челновой была прорублена и отсыпана песком дорога среди сосен к месту, где была оборудована купальня. Отсюда и пошло название этого места.    На «Мыльный» мы ходили , поднявшись на бугор и далее шли полями до леса, потом выходили по тропинке через орешник и осиновый лес  на «графскую» дорогу, по сторонам которой росли  сосны со светящейся корой под лучами утреннего солнца на стройных стволах . И вот перед глазами луг со стожками скошенной травы и река.
        Челновая здесь особенно красива: плоские зеленые листья, среди которых  жёлтые и белые головки кувшинок покрывают прибрежную тихую заводь как на картинах Клода Моне с его любимым прудом. И тишину этого места нарушают лишь всплески рыб и чавканье лещей.
      К «Ковалёву» же ходили через центр Сосновки мимо лесхоза. Недалеко от реки в лесу находятся могилы четы Ковалевых — лесоводов, работавших в 30-е и 40-е годы. А облюбованное нами место было на высоком крутом и песчаном  берегу реки, со множеством ласточкиных гнезд. Высокие сосны, посаженные ещё Ковалевым , подступали к самому краю берегового обрыва, отражаясь в синей глади реки.
              Лениво дышит полдень мглистый,
              Лениво катится река,
              В лазури пламенной и чистой
              Лениво тают облака.
             И всю природу, как туман,
             Дремота жаркая объемлет,
             И сам теперь великий Пан
             В пещере нимф покойно дремлет.
                <1829>     Тютчев Фёдор

           Счастливы и незабываемы те времена, которые я провел  в Сосновке под неустанной заботой любимой тётушки и  я не был удивлен тем, что Морис Бэринг  влюбился в Сосновку и красоту русской природы.
   


Рецензии
Очень интересно!
Отчим моего отца тоже из Сосновки.

С уважением,

Аглая Львова   24.12.2023 21:04     Заявить о нарушении