Лариска, уходи!

Будучи студенткой, я училась в Ленинграде, в институте водного транспорта. У нашего института были два общежития, одно цивильное, на площади Стачек, и другое, признанное аварийным, на улице Перевозной. Причем аварийным его признали еще лет за 10 – 15 лет до моего поступления. Ремонт ждало не одно поколение студентов, но все напрасно. За время моей учебы к ремонту тоже не приступили, студенты продолжали жить в антисанитарных условиях. Я успела пожить в обоих общежитиях. В общежитии на Перевозной давали комнаты семейным парам. Это общежитие квартирного типа, в двух комнатах жили девочки, а в бывшей кухне, площадью 6 м2, жили семейные пары. В этой комнате помещалась кровать, столик, шкаф, детская кроватка. Сидя на кровати, можно было до всего дотянуться рукой. На третьем курсе я вышла замуж, и мы заселились в такую маленькую комнату.
 В общежитии было очень много крыс, они жили под полом, в перегородках, и приходили на водопой в туалет. По ночам у крыс начиналась бурная жизнь, они носились под полом, пищали, ссорились. Особенно эта крысиная жизнь ощущалась в маленькой комнате, где жили мы. Сначала было неприятно, но постепенно мы привыкли. Я помню свой ужас, когда однажды открыла дверь в туалет и увидела в унитазе огромную крысу, которая пила воду. Я громко завизжала, а крыса не спеша вылезла из унитаза и с достоинством удалилась в большую дыру в углу туалета. Судя по визгу из туалета, крыс видела не одна я. А потом мы, жильцы данной квартиры, чтобы сберечь свои нервы, стучали в дверь туалета и громко говорили: «Лариска, уходи!», и только выждав 20 секунд открывали дверь. У нас на двери туалета висело объявление «Стучать в дверь, крысы!» 
И вот учеба в институте закончилась. Мы готовились к отъезду из Ленинграда, было немного грустно. Студентки из соседних комнат уехали домой на каникулы, остались одни мы. Комендант общежития воспользовалась моментом потравить крыс, в коридоре и туалете положили шарики с ядом. Пара крыс умерла, уборщица отнесла их на помойку. А остальные шарики лежали, их никто не трогал. Мусора больше не было, крысы были голодные. Однажды я зашла в туалет, чтобы вылить остатки супа и увидела в дырке спрятавшуюся крысу. Я решила сделать ей прощальный подарок. У меня осталась краюшка засохшего хлеба. Я положила ее на пол и сказала: «Ешь, Лариска! Это не отравлено. Мы завтра вечером уезжаем, это тебе от меня презент».  Когда через 10 минут я заглянула в туалет, хлеба не было. Утром дел у меня было очень много, а вот в обед меня ждал сюрприз. Я вышла в коридор и у стены раковины, рядом с дырой в стене я увидела маленький золотой кулон, у которого была сломана дужка. Как он тут очутился? Вчера его точно не было! Девчонки уже неделю, как уехали, посторонних никого не было. «Уж не крыса ли его принесла в благодарность за еду? – подумала я. Но тут же отогнала эту мысль от себя: «Скажешь такое кому, засмеют!»  Я просто была счастлива, что нашла ценную вещь. Впрочем, носить я его не стала, а через некоторое время на новом месте жительства отнесла в ломбард и получила 70 рублей. А вот сейчас я твердо уверена, что это был презент от крысы. Там под полом жило много поколений крыс, кто знает, что у них там еще припрятано. Крысы умные, они за добро могут отплатить добром, а могут и отомстить, если их обидишь.               


Рецензии