О принципах соц. справедливости и несправедливости

     Социальная несправедливость разрушает доверие к любой власти или существующей в обществе правовой системе, призванной обеспечивать в стране законность и правопорядок, но всегда ли законы в обществе справедливы?  Ведь если в демократической стране с партийно-парламентарным устройством люди чувствуют несправедливость существующих законов, то у них появляется естественная потребность объединить всех недовольных несправедливостью законов в свою парламентскую партию и при победе в парламентской борьбе, добившись власти, можно уже диктовать свои законы! А после одобрения их трудящимся народом принять эти законы и жить по более справедливым социально-экономическим законам!

     Таким образом добиваясь справедливости, общество постепенно приближается к более справедливым социально-экономическим взаимоотношениям в обществе, поскольку никто другой, кроме самого общества, это делать не будет. Несправедливость часто определяется угнетающим действием других людей и чтобы снизить эти действия, часто связанные с издевательствами и жестоким обращением, тоже необходимы определённые законы и службы обеспечения законности и правопорядка.

      В своё время великий римский оратор и политический деятель Цицерон говорил, что несправедливые законы не создают право.  В своем высказывании он поднимает проблему справедливости и права. По его мнению, законы, которые слишком жестоки, или же наоборот, слишком мягки, не могут быть включены в правовую систему государства. Таким образом право – это не столько наличие законов, сколько их качество.

     Справедливость закона это соответствие наказания тяжести совершённых проступков. В то же время это система обязательных для выполнения правил, которые должны регулировать все социально-экономические взаимоотношения в обществе, соблюдение которых регулирует государство посредством своих служб обеспечения законности и правопорядка, выступая гарантом права.

     Справедливый закон должен применяться ко всем дееспособным гражданам одинаково, независимо от социального положения человека, защищая его законные права и свободы. А это значит, что все граждане равны перед законом, что и является признаком правового государства. В то же время закон должен быть гуманным, с полным основанием оценивать естественные интересы всех членов общества с целью обеспечения бесконфликтного развития общества и чтобы каждый понимал ценность человеческой жизни.
 
     В эпоху Цицерона основным источником права служили законы Двенадцати таблиц, которые были призваны регулировать все взаимоотношения в обществе, которое до этого руководствовалось лишь обычаями и традициями. Эти законы позволяли вызвать в суд любого обидчика, что можно расценить как равенство всех граждан Древнего Рима перед законом, поэтому  свод этих правил можно назвать первым римским правом.

     Когда в 82 году до нашей эры Луций Корнелий Сулла захотел абсолютной власти, то он вынудил народное собрание принять закон, наделяющим его исключительным правом казнить и миловать, отбирать имущество или награждать, строить и разрушать города, давать и отнимать престолы власти, причём эти диктаторские полномочия были бессрочными.

     Теперь он мог позаботиться о том, чтобы новыми законами предоставить государству тот строй, который, по его мнению, обещал наиболее длительное господство аристократии. Законодательная власть народного собрания была ограничена, значение народных трибунов сведено на нет, число сенаторов увеличено присоединением к ним ещё 300 приближённых к нему людей, усиливая авторитет сената, отнял право заседать в судах представителям других сословий и передал исключительно сенаторам.

     Полагая, что он достиг своей цели, Сулла в 79 г. до н. э. сложил с себя полномочия, и поселился в Путеолах, занимаясь общественными делами и литературными занятиями. Умер диктатор в 78 г. до н. э. от апоплексического удара.

     Еще при жизни Сулла приказал после смерти прозвать его Счастливым и таким он в какой-то мере действительно был: Сулла не проиграл ни одного сражения. Еще современники говорили о нем, что он наполовину лиса, наполовину лев, но каждая часть его очень опасна.

     В качестве диктатора Сулла принимает целый ряд законов, которые обеспечили аристократический образ правления, а к числу самых известных мероприятий Суллы относится закон о магистратах, который установил новые возрастные цензы для желающих занять высшие государственные должности и создал некоторые ограничения для прекращения стремительной карьеры.

     Кроме того, он увеличил число магистратур, передал суды и право распоряжаться государственным имуществом сенаторам, отменил хлебные раздачи плебсу и до минимума ограничил роль народного собрания. Появился и закон об оскорблении величия римского народа, который предусматривал уголовное наказание за целый ряд политических преступлений.

     Таким образом справедливость или несправедливость это не абстрактное понятие человека о мироустройстве, а вполне конкретное определение – соответствие законного наказания за проступок, равно как и неотвратимость этого наказания со временем.  Кроме того, справедливый закон должен быть применим к любой социальной группе людей и именно эти признаки позволяют назвать государство с такими законами правовым государством!


     И если Цицерон утверждал, что право не может создавать законы, отличающиеся своей несправедливостью, то с данным высказыванием нельзя не согласиться. Закон – это нормативно-правовой акт, регулирующий общественную жизнь. Социум всегда стремится к справедливости. Если законы будут несправедливыми по отношению абсолютно ко всем гражданам, то такие законы не смогут дать гражданину элементарные права: на жизнь, на свободу от какого-либо угнетения, на безопасность, на защиту своего достоинства и прочее. Законы должны учитывать все естественные социально-экономические интересы всех слоев населения, только в этом случае можно говорить о равенстве прав человека перед законом. 

     Именно это есть основной правовой принцип демократического общества, обеспечивающий социальную справедливость, ибо без равенства прав человека перед законом нельзя говорить и о праве. Право – это система регулирования общественных отношений, а значит несправедливость не сможет держать под контролем все отношения внутри социума.

     В качестве факта можно привести пример из истории. Апартеид – это официальная политика Южно-Африканской Республики с 1948 по 1994 гг. Эта политика была основана на расовом делении, которое уже говорит о несправедливости. Права чернокожих жителей отличались от прав белых людей. Чернокожие жители имели право проживать только на определенной территории, так называемые "места для белых" они посещать не могли.

     Чернокожие люди в ЮАР не могли получить хорошую медицинскую помощь, не могли посещать культурные заведения, которые были предназначено только для белых жителей. Такое деление населения на тех, кому разрешено все, и на тех, кому почти ничего не разрешалось и именно это говорит о полной общественной несправедливости. Когда права и свободы одной части населения расширяются, а у другой части сокращаются, нельзя говорить о справедливой реализации правовых отношений в обществе.

     Другим фактом, подтверждающую данную позицию, может послужить пример из гитлеровской Германии. Нацисты стремились показать превосходство своей нации, и для этого они выбрали путь жестокости и насилия. Евреи и некоторые другие нации фактически оказались полностью бесправными. Нацисты издевались над ними, морили голодом и убивали. О таких личных правах, как личная неприкосновенность, достоинство и свобода, даже не говорилось. У этих людей не было даже элементарного личного права: права на жизнь. Такая несправедливость, царящая в обществе, не может говорить о праве в конкретном понимании этого слова.

     На основании этого можно сделать вывод о том, что справедливый закон – это закон, который защищает естественное право всех граждан на достойную человека жизнь! Несправедливый закон, ущемляющий естественные права и свободы части общества, не может гарантировать право как систему для справедливого регулирования общественных отношений.

     А что же такое естественные права и свободы человека?  К числу естественных и неотчуждаемых прав человека относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и прочее. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.  То есть это такая доктрина в философии права и юриспруденции, которая признаёт наличие у человека ряда неотъемлемых прав и свобод, которые принадлежат ему исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду.

     Единого общепризнанного перечня естественных прав и свобод не существует: он может меняться в зависимости от времени, места, а также мнения того или иного автора и это часто называют одним из слабых мест данной теории. Издавна под естественным правом в общем и целом понималось право на защиту от насилия со стороны других людей и государства, а также право на свободное распоряжение своей личностью. В современный период к естественным правам обычно относят также и многие социально-экономические и политические права, в частности, право народа устанавливать конституцию, активно участвовать в политической жизни, объединяться в политические партии, право на труд с правом на жизнь по труду, право на достойное труда денежное  вознаграждение, равенство граждан перед судом и законом и прочее.

     Идеи естественного права получили большое распространение в Западной Европе и США в период революций XVII - XVIII веков. Возрождение естественно-правовых идей произошло после окончания Второй мировой войны и стало реакцией на юридический негатив, который был в идеологиях фашистских, нацистских и тоталитарных режимов в противоположность демократическим партийно-парламентарным режимам. Считается, что естественно-правовые взгляды на сущность права активизируются в обществе при переходе от полицейского государства к государству правовому.

     А в правовом государстве вся деятельность должна быть подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства и естественных прав и свобод человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов при условии, что эти режимы поддерживаются большинством дееспособного населения страны! 
    
     Принцип соблюдения предписаний права при поддержке его всеми субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью с верховенством права в странах общего права. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин верховенство закона, под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.
 
     Считается, что идея российского правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях, в том числе: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка, но соответствует ли это действительности и так ли всё должно быть в социально справедливом обществе?


Рецензии