Недавно по телевизору на ЧГТРК показали бабку из селения Илсхан-юрт, по ее словам Кунта-хаджи сын Киши является уроженцем их села. У чеченцев принято прислушиваться к словам старших, и поэтому, скорее всего, большинство телезрителей подумало, ну раз бабка сказала, значит, так оно и есть. Лично мое мнение, к голословным заявлениям даже самых уважаемых людей следует относиться с настороженностью, тем более, если есть альтернативное мнение. Кунта-хаджи это самый известный среди чеченцев авлия (ойлйаъ – ойл+йаа – мысль несет, мыслитель), о его жизни известно довольно много, сохранились как устные предания, так и письменные источники. Если допустить, что эта бабка не заблуждается, то непонятна причина, по которой жители Мелхчи в один голос утверждают, что он уроженец их села? И тем более непонятно почему те, кто так считает, есть и среди жителей других населенных пунктов Чечни, и даже среди жителей села Илсхан-юрт, одного из таких его жителей несколько лет назад показывал все тот же ЧГТРК. Если письменные источники и все, кто устно передал, что он является уроженцем села Мелхчи, лгали (ле+гал – говорить неверное, ошибочное), то неплохо было бы узнать, какой у них в этом интерес. Давайте для начала приведем факты и постараемся понять, насколько логичны обе версии. Не оспаривается, что отец Кунта-хаджи, со своими родителями проживал в Мелхчи, а потом переселился в Илсхан-юрт. С родителями в Мелхчи, после его переселения, остался его младший брат, у которого, потом родился сын Маlа. Еще известно, что Кунта-хаджи был старшим из детей Киши, если он родился в селе Илсхан-юрт, то получается, что родители Киши (дедушка и бабушка авлия) отправили своего сына (отца авлия) в другое селение одного, ну или с молодой женой без ребенка, что противоречит нашим обычаям. Я вам скажу даже сегодня, в чеченских селах молодожены живут с родителями, ну как минимум пока у них не появится ребенок, за это время свекровь обучает невестку управляться по хозяйству, а о том, чтобы неженатого сына отправить, одного жить в другой населенный пункт, говорить даже глупо. Здесь также можно вспомнить, что Кунта-хаджи был старше и своего двоюродного брата Маlа. Получается, если отец авлия отправился в другое село с женой, но тогда у них еще не было детей, то он оставил своих родителей без снохи в доме (это противоречит адату), ведь если бы к тому времени его младший брат был женат, Маlа должен был быть ровесником или даже старше Кунта-хаджи. Если же допустить что права другая сторона и Кунта-хаджи было пять лет, когда они переселялись, то все происходило согласно обычаям и традициям чеченцев и никаких противоречий с адатом здесь мы не находим.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.