4 причины Аристотеля и ад

               ***

Христианское богословие весьма рано заговорило на языке античной философии. Сначала это была пестрая смесь из Платона, Аристотеля и неоплатоников, а затем, в эпоху схоластики, стал явно преобладать Аристотель. И речь идет не только о католических "суммах", но и, например, о лютеранских. Листая догматику лютеранина Иоганна Герхарда (одна из самых объемных христианских догматик, 22 тома все-таки), видишь такие названия глав, как: о формальной причине ада, о материальной причине ада, о действующей (производящей) причине ада, о конечной (целевой) причине ада. Вроде бы все ясно: классическое учение Аристотеля о четырех причинах. Но сразу возникают сомнения: насколько это применимо к христианскому пониманию ада? Если рассматривать четыре причины на "земных" примерах, то все кажется просто. Дом, например. Формальная причина, - идея дома, облик здания. Материальная, - камни, дерево. Действующая - строитель. Целевая - служить укрытием и т.д. Однако как быть с адом? Проблема в том, что ад фактически не сотворен Богом. Хотя и не вечен как Бог(поскольку имеет начало). Несотворенное творение. Парадокс. И уже поэтому доктрина четырех причин применима к аду как минимум в ограниченной степени, ведь она разработана для сотворенного мира. Формальная причина ада? Допустим, это идея ада в божественном уме. Ведь Бог предвидел падение ангелов или людей? Конечно, в силу Его всеведения. Значит, предвидел ад. Значит, идея ада предвечно существовала. Но можно ли сказать, что она - причина появления ада? Очевидно, нет. В сотворенном Богом первозданном мире - ада не было. И бесов не было. И грешников тоже не было. В этом смысле причиной ада является грехопадение у ангелов, а затем у людей. Отклонение их свободы от божественного блага. Скажут: хорошо, Бог не творил ад. Но Он же "разрешил" аду быть. Да, разрешил - как проявление свободы сотворенных разумных существ. И в этом смысле Бога можно назвать причиной ада, но в то же время Бог не причина ада как его творец. Ад одномоментен падению светлейшего из ангелов, ибо до начала падения люцифера ада еще не существовало, и в известном смысле слова люциферу некуда было падать. Его падение разверзает адскую бездну, которой не было. Так что ад в каком-то плане - это утопия. Да-да, буквально: ад - это место, которого нет. И не должно быть. И Бог не хотел его появления. Материальная причина ада? Да, дом строят из кирпичей или бревен. Но что является кирпичами для ада? Адский огонь? Но ведь это же безумие: верить, что строитель-Бог строит из "огненных кирпичей" преисподнюю для грешников! Бог не творит адский огонь! И Он не делает этот огонь из какой-то другой, предшествующей материи, - как если бы Бог превращал обычную стихию огня в какой-то злой огонь; это немыслимо! Ад не сотворен из ничего. В шести днях творения про ад не сказано и не могло быть сказано. Напрашивается другая идея: как демоны - это извратившие себя ангелы, так и ад - это извращенный рай, деградация неба до отвратительной бездны. Разумеется, ад не "построен" из "райской материи". Он возник как бесконечное отпадение от рая. Можно обратиться и к иной известной идее - что ад не анти-рай, не "параллельная материя адского огня", а, собственно, есть только один огонь Божьей любви - там, где его принимают, - рай, а где его отвергают - ад. Ад - это отсутствие рая, у него нет своего "альтернативного присутствия".
 Действующая (производящая) причина ада? Бог не производит ада в силу вышеизложенного. Он не приводит ад в движение как физический мир. Но Он санкционировал появление ада Своей волей, и должен как-то поддерживать его существование. И при этом Бог не желает ада ни в малейшей степени. Поэтому нельзя сказать, что Бог как-то производит или воспроизводит страдания грешников в аду. Он только позволяет им выбрать то, что они выбрали. И при этом Он подчиняется логике, которую Сам вложил в творение. То творение, которое обладает свободой, идет в соответствии с этой свободой, куда пожелает. Бог препятствует нежелательным проявлениям свободы - но так чтобы саму свободу не отменять. Конечная (целевая) причина ада? Пусть Бог не творил ад, но Он допустил его. Для чего? Мнение западных теологов, что это служит для Его восхваления, и это являет Его справедливость - это любопытно, но в силу своей односторонности вызывает возмущение. Да, в ад заложена идея справедливости - наказание за преступления. Но вот считать, что вечные страдания грешников в первую очередь восхваляют справедливость Бога, - в этом совсем не чувствуется, что Бог есть Любовь.. "Разрешен" ли ад только как воздаяние? Или в нем еще есть идея посмертного исправления? Ведь Любовь хочет только спасения грешника, и страдания в аду причинены не Богом, а тем, что грешники не желают спасения, а насильственно их спасти - это недостойно Его любви, и как раз означало бы страдания грешника - в раю. Но разве могут быть страдания в раю? Тогда рай не был бы раем. Идея исправления в аду не обязательно имеет отношение к чистилищу. Чистилище - искусственная концепция, вытекающая из схоластического стремления разложить все по полочкам. Вот вечный ад, а вот временный ад и т.д. Но и православные верят, что грешники могут освободиться из адских уз (правда, католики верят только в освобождение от мук чистилища). Да, по молитвам Церкви, - но, очевидно, не против их воли. Значит, какое-то исправление возможно и в аду. Иначе пришлось бы считать, что Бог насильственно исправляет неисправимых грешников. Так что сказать, будто Бог допустил ад только ради вечных мучений, - как наказание за грехи - это чересчур ограниченная идея, где речь идет только о прямолинейно понятой справедливости. Но справедливость Божия всегда пронизана Его любовью. Так что ад допущен и как предупреждение - чтобы туда не попадали. И как исправление тех, кто может быть исправлен. Нельзя сказать, что рай существует для процветания любви, а вот ад - для осуществления справедливости и возмездия. Это превращало бы ад в анти-рай, и предполагало бы какое-то раздвоение в Боге. Нет, ад допущен как мир тех, кто отверг царство любви. И сам себя наказал этим. Но если они хоть как-то могут отвергнуть это отвержение, то при помощи благодати могут быть освобождены от ада. Т.е. ад - это тоже проявление Любви - которая не желает насильственно кого-то спасать. Насильственная любовь - это отвратительно для Бога. Истинная Любовь не может быть такой.


Рецензии
А вот правда - Бог зло не создавал... Только человек - своими грехами...

Ольга Туроверова   18.11.2022 13:48     Заявить о нарушении
Именно так

Боб Жмуркин   18.11.2022 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.