Непутёвые заметки Армейские Германия 5

Многие памятные даты надолго «оседают в мозгу» лишь благодаря одной закономерности – ты сам, когда-то, являлся участником, очевидцем, свидетелем тех, или иных событий, вошедших в учебники новейшей истории. Поэтому объединение Германии, и всё что ему предшествовало, помню, как вчера. В подтверждение моих слов следующий рассказ.
Перед прочтением не будет лишним довести до читателя следующую краткую информацию – при подготовке к написанию нижеприведённого текста использовалась справочная информация из открытых источников.

***

Письмо пятое

Дорогой друг! Извини за долгое молчание. С приходом осени, как и во всех заведениях страны, у нас в части начался новый учебный год. Я, в качестве фельдшера, обязан был присутствовать на тактических учениях танкового батальона. Жили в брезентовых палатках на военном полигоне. Механики-водители оттачивали своё мастерство в вождении вверенных им боевых гусеничных машин, а члены экипажа набирались опыта в слаженности совместных действий и в меткости стрельбы из танковых орудий. Бойцы занимались и днём и ночью, в дождь и туман. После наработки определённых практических навыков, руководство назначило дату показательных стрельб. Короче говоря, играли в войну, с условным противником.
Мне работы хватило сполна. Поначалу не знал чем заняться, потом самостоятельно организовал занятия, для солдат срочной службы, по оказанию первой помощи пострадавшим. Естественно, что серьёзно никто не внимал моим речам. А зря! Немного позже, по технической неисправности оборудования, внезапно вспыхнула полевая кухня, на базе автомобиля «Урал», и два повара серьёзно обгорело. Один из них в последствии полтора месяца отлежал в медсанбате.
При повторной попытке зажечь котлы опять возник пожар. И на этот раз без пострадавших не обошлось. Солдаты обгорели, но уже в меньшей степени. На учениях случилось далеко не одно «ЧП». Вначале танк перевернулся в ночи. Слава Богу, экипаж не пострадал. У второй бронемашины на полном ходу, во время выстрела, оторвало дульный тормоз. Конец ствола – если сказать на простом языке. Хорошо, что люди остались невредимы!
Третья ситуация оказалась куда серьёзней. Во время стрельбы прервалась связь с экипажем танка. Мы поспешили в поле и извлекли угоревших бойцов по всем действующим правилам, своевременно оказали им первую медицинскую помощь. Как выяснилось позже – механик-водитель на стартовой линии забыл включить приточно-вытяжную вентиляцию и угарный газ от произведённых залпов скопился внутри. Из-за оплошности одного солдата пострадал экипаж в полном составе.
Травмы и другие несчастные случаи преследовали моих подопечных не только на учениях, но и в свободное время. Предприимчивый боец, застигнутый врасплох, во время слива топлива с боевой техники, захлебнулся бензином. Его позже пришлось даже комиссовать из рядов Советской Армии, ввиду последствий тяжёлой аспирационной пневмонии.
Были и такие, кого на гражданке называют токсикоманами. Один из них, воспользовавшись моим отсутствием, выкрал из укладки скорой медицинской помощи сильнодействующие лекарства и принял  их разом, с целью достижения эйфории. Вскоре незадачливого вояку госпитализировали в медсанбат в тяжёлом состоянии.
По возвращении с полигона в расположение части получу хорошую взбучку от своего непосредственного начальника за отсутствие санитарно-просветительной работы и высокие показатели травматизма среди личного состава. Можно подумать я лично танки под откос пускал, да пытался деморализовать срочников, неоднократно выводя из строя полевую кухню, путём поджога. Ну да ладно.
В конце показательного разноса начальник сменил гнев на милость и начал уговаривать меня скрыть некоторые случаи травматизма от командира полка. По своей молодости, наивности и глупости осмелился на этот необдуманный шаг. Если сказать честно, то угрызения совести мучили меня долго, и я дал себе обещание впредь не идти на поводу у руководства.
Полигоны запомнились мне ещё вот почему. Третьего октября тысяча девятьсот девяностого года произошло объединение великой Германии. Об этом историческом событии нас заранее предупредили высокие чины полка. В ночь накануне указанной даты были усилены посты вокруг полевого лагеря, а офицеры проинструктированы на случай действий во время возможного нападения с немецкой стороны, проведены соответствующие занятия с личным составом. Но, как говорится: «Не так страшен чёрт – как его малюют». Наступило утро, которое ничем не отличалось от предыдущего. Местное население, как и прежде, занималось своими делами.
Накануне присоединения, с первого июля тысяча девятьсот девяностого года вступил в силу договор о создании валютного экономического и социального союза, согласно которому денежной единицей ГДР стала западногерманская марка, а народное хозяйство республики переводилось на экономическую систему ФРГ. С третьего октября земли ГДР официально стали землями ФРГ.
Всем офицерам и солдатам выдали распечатки основных положений и возможной уголовной ответственности за нарушение новых законов «новоиспечённой» страны. Распечатки выдавались для чтения, поэтому самих листов у меня не сохранилось. Искажать информацию в них содержащуюся не хочу. Скажу одно – что большое внимание уделялось экологии. Сразу после объединения начались переговоры между немецкой стороной и командованием части о возвращении государству военных полигонов. Было достигнуто двухстороннее соглашение о сворачивании учений и в дальнейшем их полный запрет.
Запрещалось даже передвижение войсковых автомобильных колонн по дорогам ФРГ. Скажу так –  сразу после объединения, Германия стала прижимать и ограничивать в любых активных действиях нашего брата, а некоторая часть местного населения теперь открыто называло русских солдат не иначе как оккупантами. 
Федеральный канцлер Гермут Коль выделил денежные средства для вывода Советских войск из Германии и строительства жилья для семей офицеров на территории Союза. А на деле ничего не ощутили. Вероятно, причитающиеся нам деньги оседали в банках, на счетах третьих лиц. Об этом неоднократно писали в заграничной прессе, и открыто сообщала радиостанция «Немецкая волна». Чтобы не быть голословными, журналисты озвучили целый список генеральских должностей и фамилий, причастных к растрате валютных средств. Инициирующая сторона была возмущена беспределом и потребовала судебного разбирательства. Чем всё это закончилось – не знаю, но представить не составляет труда. Думаю, ты тоже поймешь. Не будем о грустном.
Дружище, помниться я обещал ознакомить тебя с одним из занятий по немецкому языку. Всё действие происходило в солдатском кафе и посвящалось Рождеству. Это один из главных праздников, который отмечается двадцать пятого декабря. Приготовление к нему начинается за четыре недели. В домах ставят или вешают веники из хвойных ветвей, переплетенных лентами, зажигают поочерёдно четыре свечи, по одной на каждую неделю. Чем меньше времени остается до главного события – тем меньше свечей на столе.
Ближе к празднику на подоконниках в каждом доме или квартире появляются деревянные горки с множеством маленьких свечей или небольших электрических лампочек. Эти предметы символизируют радушие, гостеприимство. По преданию на такие огни шли путники, заплутавшие в зимнем лесу и мечтающие погреться у тёплого очага.
Перед Рождеством в домах выставляются различные мотивы из жизни Христа, в частности рождение Иисуса. Со времени Франциска Ассизского в католических храмах на Рождество Христово выставляют для поклонения верующих ясли с фигурой младенца Христа. Основу самого праздника составляют Евангельские сказания о рождении сына божьего девой Марией.
У католиков торжественный праздник, отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днём, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве богоматери и в душе верующего. Церковь подчёркивает, что с рождением Христа открывается возможность для спасения, вечной жизни и райского блаженства для всех людей.
Об этом нам рассказывали преподаватели, а потом показали наглядно все праздничные атрибуты. Чуть позже включили запись рождественских песен. В заключении состоялось совместное чаепитие с традиционными немецкими пирогами и печеньем.
Вокруг всё было празднично и нарядно. На столах увидел какие-то пирамидки, от которых исходил сладковатый голубой дымок. Нас окуривали. Как называется – даже не запомнил, но сам вид и необычайность происходящего остались в памяти. Наставники постарались, чтобы вечер удался и был приближен к настоящему Рождественскому празднику.
Весной, после рождения сына, мне пришлось прекратить занятия по немецкому языку и всецело помогать жене, насколько позволяла военная служба. Позже я не раз встречался в городе с нашим педагогом, мы подолгу беседовали на разные отвлечённые темы. Между нами сложились очень хорошие дружеские отношения. На этом заканчиваю. До свидания.

                Твой друг


Рецензии