Глава 6 Евреи
Как свидетельствует Библия, являющаяся историей еврейского народа, евреи – прямые потомки одной семьи азиатских кочевников – семитов, разросшейся в многочисленную народность – племя, объединенное и крепко спаянное единством религии и происхождения. Считая свой народ – племя избранным, евреи ревниво оберегали чистоту своего племени и стремились к самоизоляции в быту и обыденной жизни, что естественно препятствовало ассимиляции с окружающим населением. Торгово-предпринимательская деятельность евреев была выгодна для великокняжеской казны, а во все остальные стороны жизни народа и государства евреи не вмешивались, живя замкнуто своей религиозно-расовой общиной. Так продолжалось до второй половины 11-го столетия, до еврейского погрома в Киеве, в 1069 голу, во время которого погибли все еврейские дома, и еврейская богатая колония в Киеве перестала существовать. Трудолюбивые и энергичные земледельцы, в надежде на свободную жизнь, которая им была обещана на вновь заселяемых землях, устремились на восток, спасаясь от гнета крепостного права, принявшего в Польше особо тяжелые формы. Но крепостное право пришло вскоре вслед за ними, как только они обосновались и устроились. На них начали накладывать все новые и новые повинности, целью которых было превращение их в рабов – «посполитых», имуществом, трудом и даже жизнями которых распоряжались их «владельцы», польские паны и магнаты. Положение еще ухудшалось наличием целой армии посредников между владельцами и его «подданными». Обычно это были евреи, которые брали от владельца на откуп разные статьи его доходов: шинки, пошлины в городах при внутренней торговле («мнто»), мельницы, право рыбной ловли, право пользования мостами через реки, плотинами (Созданные трудом тех же крепостных), даже православными церквями, расположенными в границах пожалованных земель. А нередко владельцы сдавали в аренду и целиком все поместье со всеми «доходными статьями». Посредники, желая выколотить из всех «доходных статей», изощрялись в их взыскании, учитывая, конечно, по своему усмотрению и свой посреднический «заработок».
Когда гетман Даниил Апостол (1727–1734 годы) просил о запрещении евреям даже временного пребывания в Малороссии, ему было из Санкт-Петербурга отвечено: «евреям дозволяется торговать в Малороссии на ярмарках, но только оптом и не разрешается увозить золота, серебра и меди, но закупать на сии деньги товары. Жительство же им в Малороссии запрещается». Торговая деятельность евреев была выгодна для казны Российской Империи, что и было сказано в представлении императрице Елизавете о допущении евреев в Россию. Елизавета ответила коротко и категорически: «не желаю иметь никакой корысти от врагов Господа моего Иисуса Христа». После этого вопрос о допущении евреев в Россию больше не поднимался до тех пор, когда многочисленная еврейская этническая группа автоматически очутилась на территории России и стала подданными Российской империи. Произошло это в самом конце 18 столетия, когда после трех так называемых «разделов Польши», с Россией были воссоединены русские земли с густо вкрапленным еврейским населением, какового там не было до захвата Литовско-Польским государством. Последним королем, подтвердившим «Еврейский Статут», был король польский Станислав Август Понятовский в 1765 г. С течением времени «Калишский Статут» становится частью «Волумина Легум», официального сборника законов, обязательных в Польше. По «Калишскому Статуту» еврей считался как «сервус» (слуга, раб, служащий) «короны» (казны). То есть, по существу, самого короля. Евреи были обязаны платить в казну налоги, а король был обязан их защищать и судить их, или непосредственно, или через специально уполномоченных лиц. Суд над евреями должен был быть в синагоге. Споры же евреев между собою были в юрисдикции еврейской общины. За убийство еврея полагалась смертная казнь для убийцы и конфискация всего его имущества. «Калишский Статут» содержит также запрещение возводить на евреев обвинение в ритуальном убийстве, каковое обвинение жестоко каралось. В области экономической деятельности евреям была гарантирована полная свобода торговли, а также разрешалось давать деньги взаймы, как под обязательства, так и под залог личного имущества.
Свидетельство о публикации №222111800638