Глава 11 Социальная структура русского еврейства

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУССКОГО ЕВРЕЙСТВА

Благодаря своим деньгам, позволявшим записываться в купцы 1 гильдии или получать высшее образование (если не и России, то за границей), что вело к освобождению от большинства ограничительных и запретительных мероприятий Правительства, социальная верхушка русских евреев всех этих ограничений фактически не ощущала. И от них не страдала. Но, кроме своей социальной верхушки, более чем пятимиллионная масса русского еврейства, к тому же быстро растущая численно, имела и свой средний класс, мелкую буржуазию и многочисленный пролетариат. Средняя и мелкая буржуазия – это были почти исключительно торговцы и посредники, начиная с ворочавших сотнями тысяч рублей, и кончая самыми мелкими. Сюда же можно отнести и многочисленных евреев-ремесленников, начиная с таких, которые имели собственные мастерские и предприятия с наемными рабочими, и кончая бродячими «лудильщиками», «часовщиками», «стекольщиками»… Благодаря врожденным способностям к торговле и посреднической деятельности, евреи почти полностью вытеснили не-еврейских торговцев и ремесленников из городов и местечек всей «черты оседлости» и в значительной степени и из других мест вне «черты» (ремесленники-евреи могли проживать повсеместно и вне «черты оседлости»). Кроме городов и местечек в каждом селе «черты оседлости» жило несколько еврейских семейств (обычно не больше 2–3), имевших мелочные лавки и скупавших у крестьян их продукты (яйца, птицу, шерсть, щетину), а также  небольшие крупорушки, мельницы и маслобойни. Жили они весьма замкнуто, строго придерживаясь ритуалов Талмуда, и с местным населением не только не смешивались, но и не общались, кроме как в плоскости чисто деловой, коммерческой. Наряду с крупной, средней и мелкой буржуазией, ремесленниками и людьми свободных профессий, русское еврейство имело и многочисленный пролетариат, живший в городах и местечках «черты оседлости». Этот пролетариат, в значительной своей части, влачил нищенское существование, работая в разных капиталистических предприятиях легкой промышленности или перебиваясь мелким маклерством и посредническими услугами.

В бытовом отношении этот еврейский пролетариат жил такой же обособленной жизнью, как и все остальные евреи. Только представители свободных профессий (адвокаты, врачи, журналисты), да самая высшая социальная верхушка в значительной степени выходили из замкнутого круга чисто еврейского быта и, если не сливались, то общались с окружающим населением. Основная же масса русского еврейства, как в «черте оседлости», так и вне ее, крепко держалась заветов старины и была на редкость единодушна и единомышленна в стремлении их сохранить и сберечь. И благодаря этому, все еврейство России, несмотря на резкие социальные расслоения и. вытекающие отсюда противоречия классовых и бытовых интересов, представляло собою одно монолитное целое; во вне еврейских вопросах все евреи, от миллионера до нищего, реагировали одинаково. Вплоть до революции 1917 года все евреи были недовольны тем, что в России существовали еще некоторые ограничения для их единоверцев. А потому все поддерживали и даже принимали участие в общероссийских политических партиях, стремившихся изменить существовавший социальный и политический строй страны. Одни больше склонялись к пути эволюционному, реформам, другие предпочитали путь революционный и со всем пылом устремлялись в партии революционные и быстро занимали в них командные положения. Впоследствии, когда наступила революция и вчерашние ссыльные, подпольщики, агитаторы и пропагандисты стали вершителями судеб России, это ощущение взаимосвязанности и единства всего еврейства спасло жизнь представителям еврейской крупной буржуазии. Их единоплеменники заняли немало руководящих положений в тех органах власти, которые могли по своему усмотрению распоряжаться жизнью советских граждан. Случаев физического уничтожения представителей крупнейшей и крупной еврейской буржуазии и лиц свободных профессий – евреев не было или почти не было. Уничтожение же буржуазии нееврейской в годы террора было явлением обычным. Конечно, революция и отмена частной, собственности не могли не коснуться и евреев – капиталистов и собственников. Их капиталы были социализированы или национализированы наравне со всеми остальными и материально они пострадали. Но эти потери были с избытком компенсированы тем, что еврейство, в целом, от революции получило. Революция 1917 года принесла всем евреям России не только равноправие, но, фактически, привилегированное положение и многих из них вознесла на положение вельмож всероссийских. Отрицать это – значит отрицать общеизвестные факты, которые не оспариваются даже евреями. Слишком они очевидны и бросаются в глаза. А равноправие (и даже привилегированное положение) открыло перед русскими евреями новые возможности, которые в первые тридцать пять лет советской власти и были полностью использованы. Участие евреев во всех отраслях хозяйственной, политической и культурной жизни России, переименованной в СССР, было обратно пропорционально их числу в стране. И тщетны будут попытки будущих исследователей эпохи первый 30 лет Советской Власти найти где-нибудь в крупнейших многотиражных газетах, выходивших на русском языке, а также в «толстых» журналах, статьи и исследования об этой «обратной пропорциональности» и объяснение, как и почему получилось так, что представители этнической группы всего в 2 % населения России заняли в среднем около 80 % всех ключевых постов во всех областях жизни страны. Случай доселе неизвестный в истории.

(МНФ. Да, как бы мы не обвиняли евреев во всех наших бедах, надо признать вину нашего правительства и всего правящего слоя в том, что именно оно дало зеленый свет во всех направлениях деятельности, именно еврейской нации. Скорее всего правящий слой, включая великих князей, был просто подкуплен, как деньгами, так и одурманен через тайные масонские общества в различных ложах. Эти лица и проталкивали различные непопулярные меры, дискредитирующие царскую власть того времени. Очень хорошо написано об этом в книге Островского: «Пятый ангел вострубил». В те времена, порядка 85-90 % населения России составляли крестьяне, в основной массе, русскоязычные и поголовно неграмотные и по сути рабы. Правителями ничего не было сделано, для повышения их грамотности, повышения уровня жизни, приобщения к культуре. При всем этом, они, как и сейчас, прожигали жизнь за границей, отдав все на откуп евреям, как по управлению своими землями, так и по кустарным производствам и винокурням. Предпринимательская и ростовщическая деятельность, давала им большие доходы, которые они и стали вкладывать в развитие промышленности и финансовую деятельность, в области ссудно-кредитной области).


Рецензии