de omnibus dubitandum 29. 46
Глава 29.46. АНАФЕМА НА ДВОЕПЕРСТИЕ, И НА ВСЕ СТАРЫЕ ОБРЯДЫ…
Поместный собор, проходивший в Москве в начале 1656 года (23 апреля и закончившийся 2 июня), собранный патриархом Никоном, с участием четырёх восточных иерархов: Антиохийского патpиарха Макария, Сербского патpиарха Гавриила, митрополита Hикейского Гpигория и митрополита всей Молдавии Гедеона, осудивший двоеперстие, а всех крестящихся двоеперстно проклял, этап Церковной реформы.
Перед наступлением Великого поста, патриарх Hикон разослал по московским церквам «Память» или распоряжение, в которым предписывалось при чтении молитвы Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами.
Это единоличное действие патриарха Никона вызвало сопротивление и недовольство, тогда патриарх Никон решил собирать поместные соборы. Еще в 1654 году собор был собран, на нём патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа Павла, которого он самовластно без суда и соборного решения, лишил сана и отправил в ссылку. Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов, для этой цели и был собран собор 1656 года.
Участники собора
1. Патриарх Московский и всея Руси Никон
2. Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук Макарий
3. Митрополит Казанский и Свияжский Корнилий
4. Митрополит Ростовский и Ярославский Иона
5. Архиепископ Вологодский и Великопермский Маркелл
6. Архиепископ Тверской и Кашинский Лаврентий
7. Архиепископ Астраханский и Терский Иосиф
8. Архиепископ Псковский и Изборский Макарий
9. Епископ Коломенский и Каширский Александр
10. Архимандрит Троицы Живоначальной Сергиева монастыря Иоасаф
11. Архимандрит из Владимира Рождественского монастыря Иосиф
12. Архимандрит Чудова монастыря Иосиф
13. Архимандрит Всемилостивого Спаса Нового монастыря Сергий
14. Архимандрит Симонова монастыря Феодосий
15. Архимандрит Свияжского Богородского монастыря Антоний
16. Архимандрит Андроникова монастыря Дионисий
17. Архимандрит Казанского Преображенского монастыря Прохор
18. Архимандрит из Костромы Ипатского монастыря Тихон
19. Архимандрит из Нижнего Новгорода Печерского монастыря Илларион
20. Архимандрит Хутыня монастыря Евфимий
21. Наместник Пречистые Богородицы Иверского монастыря Филофей
22. Архимандрит из Ростова Богоявленского монастыря Дионисий
23. Игумен из Костромы Богоявленского монастыря Герасим
24. Архимандрит из-за Торгу Богоявленского монастыря Авраамий
25. Игумен Знаменского монастыря Иосиф
26. Строитель из Ярославля Спасского монастыря Ефрем
27. Архимандрит Иосифа Волоцкого монастыря Тихон
28. Архимандрит из Суздаля Спасо-Евфимиевского монастыря Авраамий
29. Архимандрит из Новгорода Антония Римлянина монастыря Макарий
30. Игумен с Унжи Макарьева монастыря Карион
31. Архимандрит из Рязани Спасского монастыря Боголеп
32. Архимандрит из Вологды Каменского монастыря Филарет
33. Архимандрит Отроча монастыря Авраамий
34. Игумен из Ростова Борисоглебского монастыря с Устия Иона
35. Архимандрит из Рязани Рождества Богородицы Сорочинского монастыря Сергий
36. Архимандрит из Вологды Прилуцкого монастыря Иона
37. Архимандрит Великого Новгорода Духова монастыря Иаков
38. Игумен из Вологды Корнильева монастыря Антоний
39. Игумен Переславль-Залеского монастыря Моисей
40. Игумен Новинского монастыря Иосиф
На соборе патриарх Никон обратившись с вопросом к четырём восточным иерархам о том как надо креститься двумя или тремя перстами, получил ответ патриарха Макария:
«Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята»
Этот ответ и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи.
В этом же году Великим постом анафема на двоеперстников была провозглашена в церквах в Неделю Торжества Православия. Решения собора были напечатано в книге «Скрижаль», которая была принята на соборе.
Но жесткость и упорство патриарха вызывали ответное ожесточение у противников реформ. Преследуемые карательными войсками, они скрывались по окраинам страны на Диком Поле, в верховьях Дона, средней Кубани, на Гребнях Терека, в труднодоступных лесах Севера, Сибири и Урала, на реке Яик. Здесь они создавали свои старообрядческие поселения и продолжали молиться по-старому. Широко известны в истории случаи, когда при приближении карательных отрядов, они устраивали самосожжение, получившее название «гарь».
Сторонники старых традиций обвиняли Никона в трехязычной ереси и потаканию язычеству, так христиане называли Православие, т.е старую дохристианскую веру.
Раскол охватил всю страну.
Это привело к тому, что в 1667 году большой московский собор осудил и низложил Никона, а всех противников реформ придал анафеме. С той поры приверженцев новых богослужебных традиций стали называть никонианами, а приверженцев старых обрядов и традиций стали называть РАСКОЛЬНИКАМИ и преследовать.
Противостояние между никонианами и раскольниками временами доходило до вооруженных столкновений пока на стороне никониан не выступили царские войска. Во избежание крупномасштабной религиозной войны часть высшего духовенства московской патриархии осудило некоторые положения реформ Никона.
В богослужебных практиках и государственных документах вновь стали использовать термин Правоверие. Для примера обратимся к духовному регламенту клона лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) - Л.С.]: «…А яко Христианский Государь, правоверия же и всякого в церкви Святой благочестия блюститель…»
Как мы видим даже в 18 веке клона лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) - Л.С.] называют Христианским государем, Правоверия и благочестия блюстителя. А вот о Православии в данном документе нет ни слова. Не появится оно и в изданиях Духовного Регламента 1776-1856 гг.
Таким образом, «церковная» реформа патриарха Никона, чётко проводилась против традиций и устоев руского народа, против славянских обрядов, а не церковных.
Вообще, «реформа» знаменует рубеж, с которого начинается резкое оскудение веры, духовности и нравственности в руском обществе. Все новое в обрядах, архитектуре, иконописи, пении - западного происхождения, что отмечают и гражданские исследователи.
«Церковные» реформы середины XVII века имели прямое отношение к культовому строительству. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви «о пяти верхах, а не шатром».
Шатровые постройки (с пирамидальным верхом) известны на Руси ещё до принятия христианства. Такой тип построек считается исконно руским. Потому-то Никон своими реформами позаботился и о такой «мелочи», ведь это был самый настоящий «языческий» след в народе. Под угрозой смертной казни мастера-умельцы, зодчие, как только не ухитрялись сохранить форму шатра у храмовых и мирских построек. Несмотря на то, что приходилось строить купола с луковичными главками, общую форму строения делали пирамидальной.
Но не везде удавалось обмануть реформаторов. В основном это были северные и отдалённые районы страны.
Никон делал всё возможное и невозможное, чтобы истинное славянское наследие исчезло с просторов Руси, а вместе с ним и Великий Руский Народ.
Теперь становится очевидным, что для проведения именно церковной реформы вообще не было никаких оснований. Основания были совершенно другие и никак не связанные с церковью. Это, прежде всего, уничтожение духа руского народа! Культуры, наследия, великого прошлого нашего народа. И совершенО это было Никоном с огромной хитростью и подлостью.
Никон просто «подложил свинью» народу, да такую, что до сих пор нам, русам, приходится по частям, буквально по крупицам вспоминать, кто мы такие, и своё Великое прошлое.
Но был ли Никон зачинщиком этих преобразований? Или может быть за ним стояли совершенно другие лица, а Никон был лишь исполнителем? А если это так, то кто эти «люди в чёрном», которым так мешал руский человек со своим многотысячелетним великим прошлым?
Ответ на это вопрос очень хорошо и подробно изложил Б.П. Кутузов в книге «Тайная миссия патриарха Никона». Несмотря на то, что автор не до конца раскрывает истинные цели реформы, надо отдать ему должное за то, как наглядно он обличил истинных заказчиков и исполнителей данного действа.
Исходя из этого появляется вопрос, когда же термин Православие стал официально использоваться христианской церковью?
Дело в том, что в Российской империи не было Руской Православной Церкви. Христианская церковь существовала под другим названием – «Российская Греко-Кафолическая церковь». Или как ее еще называли «Российская Ортодоксальная церковь греческого обряда».
Что было всего хуже, такое ожесточение против привычных церковных обычаев и обрядов вовсе не оправдывалось убеждением Никона в их душевредности и в исключительной душеспасительности новых. Как до возбуждения вопросов об исправлении книг сам он крестился двумя перстами, так и после допускал в Успенском соборе и сугубую и трегубую "аллилуию". Уж в конце своего патриаршества в разговоре с покорившимся его церкви противником Иваном Нероновым о старых и новоисправленных книгах он сказал: ...И те, и другие добры; все равно, по коим хочешь, по тем и служишь... Значит, дело было не в обряде, а в противлении церковной власти.
Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на Большом Московском соборе 1666—1667 года, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется. Анафемы соборов 1656 года и Большого Московского собора 1666—1667 года стали главным причинами раскола XVII века Русской Церкви на старообрядцев и на новообрядцев.
Свидетельство о публикации №222111800813