Сказка о добром пастухе

Жил в одной деревне пастух. Не в самой деревне – в одинокой избушке на краю леса.
Многие в деревне считали его дурачком, потому что он никому не отказывал в помощи и никогда не брал денег за свою работу. Да и за выпас стада денег почти не брал – платили ему кто чем может: кто рубаху сошьёт, кто мукой поделится, кто головку сыра даст. Пастух всем был доволен, всему радовался, за всё Бога благодарил. Коровки при нём в стаде были сытыми и спокойными, и не было случая, чтобы пропала хоть одна,  и для каждой у пастуха находилось доброе слово и ласка.
Так бы и текла в привычном русле его жизнь, как однажды, идя к деревне за стадом, увидел пастух на краю леса спящую фею.  Лучи восходящего солнца били ей прямо в лицо, и парень недолго думая снял с головы шапку и повесил её на куст шиповника, под которым спала фея.
Широкополая шляпа была спасением в полуденный зной, но пастух был парнем смекалистым, сорвал на лугу лист лопуха и сделал из него вполне сносный головной убор. Вечером, возвращаясь домой, он не нашёл свою шляпу на ветвях шиповника. «Наверно, деревенские мальчишки утащили!» - беззлобно подумал он.
Каково же было его удивление, когда он увидел её лежащей на столе в своей избушке, а сверху важно восседала уже знакомая ему лесная фея.
- Добрый человек, – сказала она, – я возвращаю тебе шляпу и в благодарность за заботу хочу исполнить любое твоё желание.
- Спасибо, не стоило беспокоиться, у меня всё есть, – отвечал ей пастух. – Нет, погодите, я очень хочу увидеть, как улыбается одна девушка. Она ехала вчера по нашей дороге в богатой карете и была очень печальной. Мне даже показалось, что она плакала.
- Бедная девочка, мне тоже жаль её! – сказала фея. - Будь по-твоему, только сделать так, чтобы она улыбалась, я не могу, но ты – можешь. Прощай! – и фея исчезла, а через мгновенье перед пастухом в его бедной лачуге появилась прекрасная королева в роскошных нарядах с золотой короной на голове. Она стояла, в отчаянии заломив руки, а из закрытых глаз её текли слёзы.
Пастушок смотрел на неё не дыша. Внезапно девушка сделала над собой усилие, утёрла рукавом слёзы, выпрямилась, и лицо её приняло спокойное, безучастное выражение. Она открыла глаза, и брови её поползли вверх. Ничего не понимая, она удивлённо смотрела на стоящего перед ней парня. Потом быстрым взглядом окинула избушку и опять посмотрела на пастуха.
- Кто вы такой, и как я здесь оказалась? – спросила она.
- Я – пастух этой деревни. Простите, госпожа, вы попали сюда по моему желанию, исполненному феей. Я, я просто хотел увидеть вашу улыбку, хотел видеть вас счастливой…
- Какая госпожа, ой, оставьте! – рассмеялась девушка. – Может, это и моё желание: я готова была стать последней служанкой и носить лохмотья, только бы не выходить замуж за этого старого отвратительного старика – вашего короля! А сегодня нас обвенчали. То-то будет переполоху во дворце, когда придут в мою комнату звать на пир и не найдут меня! – и девушка опять счастливо рассмеялась, но тут же испуг отразился на её лице:
- Вы же не выдадите меня?
- Не бойтесь, не выдам! И искать вас в моей избушке едва ли кто-то станет!
- А деревенские? Вы же не сможете меня скрывать?
- А что деревенские? Скажу им, что женился. Живите, сколько хотите, я в сени спать перейду.
Раздобыл пастух в деревне женскую одежду, и стала молодая королева жить в лесной избушке как обычная крестьянка. Рассказала она пастуху, что королевство её родителей совсем маленькое, и побоялись они ссориться с могущественным соседом, который попросил руки их дочери. Не могли они поступить по-другому – разорил бы тогда старый злой король их земли.
Деревенские сразу заметили перемены, произошедшие с их пастухом: раньше он за своей одеждой мало следил - чистая, штопанная, без дыр, ну и ладно! А тут стал щёголем ходить – королева ему рубах новых нашила, да такой затейливой вышивкой украсила – девушки деревенские только ахали да повторить её узоры пробовали. Особенно одна рубаха пастуху нравилась – украшенная перьями диковинной жар-птицы, она была так хороша, что пастух на неё только любовался, но надеть ни разу не надел, как королева ни упрашивала.
Рядили-гадали деревенские, откуда у пастуха такая невеста взялась. У него выпытывали, да так ничего и не узнали. Слухи о пропаже молодой королевы до них доходили, но, понятно, случаи эти никто вместе не связывал. Молодая королева в деревне не бывала, больше домашним хозяйством занималась да по лесу гуляла.
Каждый вечер приносил пастух королеве букет полевых цветов и был счастлив видеть улыбку на её лице.
- Не знала раньше, - говорила королева, - что полевые цветы могут так радовать, теперь это мои любимые цветы!
Королева ставила букеты в глиняные горшки, а один маленький букетик засушила и повесила над своей кроватью.
Наступила зима. Пастух не выгонял больше деревенское стадо на выпас, и все дни они проводили вместе с королевой. Ей совсем не было скучно – пастух знал бесчисленное множество народных сказок, песен и загадок, так что время в лесной избушке летело незаметно.
С каждым днём королева открывала в своём спасителе всё новые и новые прекрасные качества, и однажды призналась самой себе, что хотела провести рядом с ним всю свою жизнь. Пастух же смотрел на королеву, как на неземное создание, расцветал от каждой её улыбки и был по-настоящему счастлив.
В один из вечеров, когда пастух уже завернулся в тёплый кожух, устраиваясь в сенях на ночлег, перед ним возникла его благодетельница-фея.
- Умер старый король, – сказала она, – пора вернуть королеву во дворец, в подобающую ей обстановку.
Опечалился пастух, да делать нечего. На другой день пересказал он разговор с феей молодой королеве. Та тоже что-то не сильно обрадовалась, лоб нахмурила, задумалась.
- Хочу с феей поговорить! – пастуха попросила. Фея ждать себя не заставила.
- Как же вы меня возвращать станете, и что я придворным и прочим людям скажу о своём отсутствии? – спросила её королева.
- Да так и скажете – похитила, мол, меня волшебница, жила всё это время в лесной избушке, теперь волшебница меня обратно вернула. Не волнуйтесь, поверят – это моя забота.
- А если я не хочу возвращаться? – сказала королева и зарделась.
Молодой пастух в волнении прижал руки к гулко бьющемуся сердцу.
- Хотите, чтобы ещё какой-нибудь злодей на троне оказался? – укоряющее покачала головой фея.
Не сказав больше ни слова, молодая королева достала из сундука свои королевские одежды и скрылась за занавеской. Пастух подошёл к окну и устремил в него невидящий взгляд.
- Прощайте! – услышал он за своей спиной. Пастух обернулся. Перед ним в сиянии королевского величия стояла его прекрасная гостья. – Я никогда ни в ком не встречала столько доброты, спасибо за всё, мой дорогой друг! Покидаю вас с надеждой на скорую встречу, не забывайте меня! – сказала она и поцеловала пастуха.
Исчезла королева, а он пошевелится не мог, всё смотрел на то место, где только что она стояла.
-  И мне пора, дружок! – нарушила тишину фея. – Боюсь только, не выполнила я твою просьбу: королева опять печальна и несчастна. - (При этом вид у неё был далеко не виноватым – она лукаво улыбалась.) – Ну-ну, не стоит унывать, всё будет хорошо!
Легко ей говорить, а пастух совсем потерял покой и сон. Собрался он и отправился в город, где стоял королевский дворец. Увидеть королеву хоть издали было единственным его желанием.
Когда он появился в городе, там уже закончились дни траура по старому королю, и начались празднования в честь возвращения пропавшей королевы. В самом их начале было объявлено, что королева выйдет замуж за того, кто отгадает три её загадки.
Народ пришёл в страшное волнение, и к королевскому дворцу выстроилась очередь. Сначала попытать счастья попробовали князья и бароны, которые съехались на похороны старого короля, и первый вопрос вызвал их искреннее недоумение: «Когда нищенское платье милей златотканых нарядов?». Никто из них на этот вопрос не ответил, только плечами пожимали.
За ними пошли богатые горожане, за ними – не очень богатые, и тут кто-то догадался – когда тебя отдают замуж за немилого. А уж на второй вопрос: «Как можно превратить мои слёзы в улыбку?» никто не смог ответить.
Последним в очереди претендентов на руку королевы стоял пастух. Стражники сначала даже пускать его во дворец не хотели, но он сбросил с плеч свой старый кожух, и солдаты ахнули – под ним переливалась яркими красками такая нарядная, красивая рубаха, покрытая вышитыми перьями сказочной птицы, что они молча опустили перед пастухом свои алебарды.
Пастух стал подниматься по лестнице. Он не мог потом вспомнить, где он шёл, долго ли шёл… И вот он перед королевой.
Только слепой не увидел бы, как просияло её лицо, с каким трудом удаётся ей сдерживать счастливую улыбку. Выслушав вопрос, пастух понял, что королева говорит о себе. Он ответил верно, и королева задала второй вопрос. Пастух улыбнулся и, не задумываясь, ответил:
- Чтобы увидеть вашу улыбку, нужно прикрыть от палящих солнечных лучей маленькую спящую фею.
По рядам придворных пошёл  удивлённый гул, когда королева улыбнулась и утвердительно кивнула головой.
- А теперь последний вопрос: какие цветы я люблю больше всего?
- Наверно, эти, ваше величество! – и пастух достал из-за ворота рубахи маленький букетик засушенных полевых цветов, который он взял с собой, собираясь в путь, и спрятал на груди.
Королева счастливо засмеялась и, встав с трона, подошла к пастуху (некоторые потом говорили, что она не подошла, а подбежала, забыв королевское достоинство). Королева взяла пастуха за руку и сказала, обращаясь ко всем:
-Этот человек ответил на все мои загадки, теперь он – ваш король!
Нравилось это кому или не нравилось, но так всё и случилось: королева вышла замуж за пастуха, и он оказался хорошим королём – добрым и мудрым, так что все не уставали благодарить королеву за прекрасный выбор.
09.11.2022 – 15.11.2022


Рецензии
Великолепная сказка.
Доброта, как часто забывают
это люди.
Сказочной Вам удачи в
творчестве, Елена.


Виктор Костылев   16.08.2023 16:48     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо большое! И Вам всего доброго!
С теплом,

Елена Бовина   17.08.2023 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.