Глава 13. Мать Елена

Мать Елена оказалась моей ровесницей. Внешне это была очень худая высокая девушка ростом примерно 170-172, весом 53 кг в ботинках. Тип её лица напоминал мне героиню картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Но спустя много лет, я поняла, что взгляд мой на неё был по-детски романтичен. Лицо матери Елены выглядело более взрослым, хитрым, она имела проблемную кожу с угрями и бледно-серым оттенком как у мертвеца, поэтому выглядела старше своих лет. Светло-русые густые волосы у неё спускались почти до бёдер. Красивой и даже приятной для взгляда она не была, хотя имела правильные черты лица и миловидный профиль. Всё в ней было скучно и обыкновенно. Её холодное презрение и немногословие очень привлекали внимание не только сестёр, но и лиц мужского пола. Подсознательно хотелось заслужить от неё похвалу или хотя бы не оказаться в рядах её врагов.

 
Она приехала в Москву из деревни Курно-Липовка, что под Ростовом-на-Дону сразу после окончания школы. Поступать в институт она не собиралась и очень презрительно отзывалась о мирских суетных науках. Выросла она в полной семье, в сельской школе училась хорошо, но писала почему-то с ужасными ошибками. С детства она была приучена вести большое хозяйство, управляться со свиньями, коровами, курами. В пятнадцать лет её поставили старшей на току в колхозе. Взрослые люди её слушались и подчинялись. Она это запомнила и очень гордилась этим.

 
Вообще она искренне считала, что рождена быть главной над всеми. Роль игумении её бы устроила, но пока для начала и старшей сестры подворья хватало. Она воспринимала себя наравне с матушкой Софией. Все на подворье жили по двое, по трое и по четверо. И только она и батюшка жили по одному, и её это нисколечко не смущало.

 
Она вспоминала как в детском саду отобрала куклу у девочки и ударила её
вдобавок по голове. А потом ещё сама заплакала. И ведь понимала, что делает, раз всё запомнила. В итоге взрослые пожалели её, а не обиженную девочку.


Как-то она рассказала, что её папа каждый год выращивает гуся в надежде, что «приедет Ленка» и он её накормит жареным гусем. Гуся резали, не дождавшись Ленку. Она не приехала из монастыря к отцу ни разу, даже во время его долгой предсмертной болезни. Она говорила нам об этом с улыбкой, как будто хвастаясь, что победила все человеческие чувства и привязанности.


Но в том-то и вся загадка, что чувств к другим у неё никогда не было. Это как если нет у человека музыкального слуха. И спросить с него нельзя за фальшь. Просто до пения допускать нежелательно. А тут она никого не любит, но её допускают до управления сёстрами, где в первую очередь нужно быть сострадательным человеком. Иначе монастырь превратится в концлагерь. Почему батюшка об этом не думал?


Помню, как Татьяна-повар (в миру инженер-строитель, по возрасту годившаяся нам в матери), устала от кухни и попросила Ленку её заменить, чтобы хоть чуть передохнуть. На подворье она была сослана, чтобы отдохнуть от кухни, но мать Елена это в счёт не брала. Она благословила идти Татьяне за грибами с ин.Марией и дала понять, что сама будет поваром в этот вечер. Сёстры пошли в лес, отмахали туда и обратно километров десять. Принесли много грибов. Мать Елена вышла им навстречу из своей кельи-кабинета и тоном не терпящим возражения благословила Татьяне: «Иди быстрее на кухню, а то не успеешь приготовить ужин!» Татьяна чуть не упала от удивления и от усталости. Вот тебе и отдых от кухни! Пришлось идти.


В другой раз мать Елена заставила во время всенощной Татьяну-повара срочно перемыть огромное количество трёхлитровых банок для вина. А на всенощную было строгое благословение батюшки ходить всем. Банки эти потом не пригодились и лежали несколько недель под тряпками.

 
Другая сестра, послушница Вера, тоже взрослая женщина, профессиональный повар, была постоянно обижена на мать Елену. У Веры сын служил в Чечне. Он был наш с Ленкой ровесник. Один раз Вера топила печь на кухне и нашла обгоревшую Ленкину бумажку. Там с трудом читался вопрос: «Можно ли общаться Татьяне-повару с Верой или запретить им это?» Вера возмутилась до глубины души такой постановкой вопроса, что какая-то "сопля" решает, с кем ей общаться.


Мать Елена часто обижала ин.Марию, старую колхозную доярку, у которой была очень тяжёлая жизнь. Мать Елена любила бросить в мать Марию каким-нибудь «благословением» и уплыть царственной походкой, закрывшись в келье на ключ. А на скотном дворе поднималась буря возмущения матери Марии, на всю округу было слышен её истошный крик. Она, как беззлобное дитя, не могла успокоиться, пока не выкричит свои негативные мысли. Но только нам было её жалко. Ин.Елене было всё равно, даже весело.


Но однажды мать Елена превзошла себя. Валентина Павловна прислала на несколько недель свою племянницу-подростка Ларису, и её привезли на подворье. Лариса была очень ласковой и застенчивой девочкой. Она была высокой для своего возраста, немного угловатой, но симпатичной, обещавшей превратиться в скором времени в русскую красавицу. Она трудилась, почти наравне со взрослыми, а по вечерам читала молитвы на сон грядущим, не выговаривая в спешке некоторые буквы. Это вызывало умиление.

 
В один из приездов отца В Ларису поставили на кухню помогать Татьяне-повару. В монастыре в тот день гостил архиерей, поэтому батюшка целенаправленно «спрятался» в Ново-Карцево. Ларисе показалось забавной эта мысль, и она приговаривала как стишок: «В монастыре трапеза архиерейская, а у нас протоиерейская!» Слова услышала ин.Елена и передала батюшке эту безобидную шутку так, что он пришел в ярость.

 
Ничто теперь не могло спасти Ларису от гнева батюшки. Даже то, что она была племянницей Валентины Павловны. Он отправил её домой без объяснений и приказал Валентине Павловне, чтобы больше Лариска не возвращалась. Пригрозил ещё, что если скажет своим девкам «фас», то они порвут любого. И чтобы больше духа Ларисы в монастыре не было. Мы узнали об этой истории много лет спустя. Лариску мы любили и были удивлены её неожиданным исчезновением. Но узнав причину травли Лариски, мы поняли, что никакая у нас была не монастырская община семейного типа, а лишь секта, где нет любви, и процветает культ личности батюшки.


 http://proza.ru/2022/11/21/226


      Фото из личного архива(п.Тимофея?)
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.