черное кольцо. борис анреп

я не автор.                Чёрное кольцо. Борис Анреп
Валентина Коркоран
                БОРИС АНРЕП
      (1883г. Санкт-Петербург - 1969г. Лондон)               


                Как за ужином сидела,
                В очи чёрные глядела,
                Как не ела, не пила
                У дубового стола.
                Как под скатертью узорной
                Протянула перстень чёрный...
                (А.Ахматова, 1916 г.)

     В чьи «очи чёрные» глядела А.Ахматова? Кому «протянула перстень чёрный?»
     Они познакомились в 1915 году. Познакомил Ахматову с Борисом Анрепом его ближайший друг, поэт и теоретик стиха Н.В. Недоброво.

     Вот как сама Ахматова вспоминает о первой встрече с Анрепом: «1915г. Вербная Суб. У друга (Недоброво в Ц.С.) офицер Б.В.А. Импровизация стихов, вечер, потом еще два дня, на третий он уехал. Провожала на вокзал». Позднее он приезжал с фронта в командировки и в отпуск, встречались, знакомство переросло в сильное чувство с её стороны и горячий интерес с его.

     Как обыденно и прозаично "провожала на вокзал" и как много стихов о любви родилось после этого!      
     Муза Ахматовой, после встречи с Антрепом, заговорила сразу же. Ему посвящено около сорока стихотворений, в том числе, самые счастливые и светлые стихи Ахматовой о любви из «Белой стаи».
   
     Познакомились они накануне отъезда Б.Анрепа в армию. На момент их встречи  ему 31 год, ей 25.  Вспоминает  Анреп: "При встрече с ней я был очарован: волнующая личность, тонкие острые замечания, а главное - прекрасные, мучительно трогательные стихи… Мы катались на санях; обедали в ресторанах; и всё это время я просил её читать мне стихи; она улыбалась и напевала тихим голосом".
   
      По словам Б. Анрепа, Анна Андреевна всегда носила чёрное кольцо  (золотое, широкое, покрытое чёрной финифтью, с крошечным бриллиантом) и приписывала ему таинственную силу.
   
     Заветное "чёрное кольцо" было подарено Анрепу в 1916 году.
     В последний раз они увиделись в 1917 году накануне окончательного отъезда Б.Анрепа в Лондон.
      
     Имя Бориса Анрепа  сохранилось в истории русской культуры благодаря его близкому знакомству с Анной Ахматовой. Между 1915 и 1917 годами она посвятила Анрепу много любовных стихотворе6ний, и еще больше после его отъезда за границу, в том числе хрестоматийное:               
   
            Мне голос был. Он звал утешно,
            Он говорил: «Иди сюда,
            Оставь свой край глухой и грешный,
            Оставь Россию навсегда.
   
     Высок, строен, спортивен, белокожий блондин с зелёными глазами.
     Кто же он, загадочный Борис Анреп, художник-мозаичист, когда-то поразивший воображение молодой поэтессы?
   
      Вот как описывает его английская журналистка, жена сына Б. Анрепа - Аннабел Фарджен: «Жизнелюб и женолюб, уверенный в себе,  атлетического сложения,  предпочитавший экстравагантные костюмы и цветистые галстуки в романтическом стиле. Обаятельный и энергичный. Самовлюблённый. Полный оригинальных планов. Его присутствие в любом обществе создавало атмосферу веселья, оптимизма. Он обладал невероятной сексуальной притягательностью. Был прирождённым совратителем и прирождённым тираном, жадным до всяческих удовольствий. Он принадлежал к тем людям, которые в любое занятие — будь то мозаика, беседа, теннис, любовь или еда — вкладывают всю свою энергию.
   
     Свою удивительную энергетику Анреп сохранял до глубокой старости: на восьмом десятке он был крепок и увлечен работой.
   
      У него была хорошая родословная. Его фамилия имела благородную приставку “фон”. Старинный род Анрепов вёл начало от эстонских пиратов,(кто посвятил А.Фарджен в это тёмное прошлое предков Анрепа?) наводивших в ХI веке ужас на мореплавателей Балтики, разбойников; осел в России в начале ХVIII века, и с тех пор его представители верно служили царю и Отечеству на военно-морском поприще и на научном. Это был состоятельный род, еще Екатерина II пожаловала семье имение в Самарской губернии, которым Анрепы владели вплоть до большевистской революции, они имели свои дома в Петербурге, большую усадьбу в Ярославской губернии, на Волге».
      
      Увлечённо живописует А. Фарджен запутанные семейные, любовные отношения самого Б. Анрепа и его друзей — порой драматические, порой мелодраматические, порой комические. Причудливые, неестественные, с точки зрения обывателя, любовные шалости, интрижки, обмен партнерами, жонглирование дамами.
   
     Для самого Анрепа характерен был брак втроём.
     Жёны, любовницы и дети уживались, (не всегда мирно), под одной крышей. Б. Анреп, привыкший жить с несколькими женщинами, даже не пытался искать себе оправданий. До тех пор, пока это было возможно, он старался не обращать внимания на женскую ревность. И лишь на семьдесят пятом году ограничился одной возлюбленной, одной женой, которая смогла обеспечить ему роскошный образ жизни, столь привычный для него в годы детства и юности.
   
       После Февральской революции, будучи убежденным западником, он покинул Россию навсегда. И надо добавить, что не один. На сей раз его сопровождала красавица Мария Волкова - восемнадцатилетняя красавица, черкесская княжна с бледно-оливковой кожей. И опять новый семейный треугольник. На этот раз — жена Хелен Мэйтленд, Мария и он.
    
      И вот такому-то ловеласу и сердцееду Ахматова посвятила столько стихов!
               
                И как приворожить меня прохожий мог,
                Весёлый человек с зелёными глазами
                Любимец девушек, наездник и игрок…
    
       Гумилев, узнав, что Анна Андреевна (они уже были в разводе) подарила Анрепу это кольцо, и тот увёз его с собой, сказал полушутя: «Я тебе руку отрежу, а ты свези её Анрепу — скажи, если кольцо не хотите отдавать, так вот вам рука к кольцу…».
    
     Судьба не подарила им много времени вместе, но те считанные дни или даже часы, отпущенные им, оставили неизгладимый след в их жизни.
     «Семь дней любви и вечная разлука», - скажет потом Ахматова.
    
     Но они встретились еще один раз – в 1965 году.
   
      Анну Андреевну чествовали в Оксфорде - вручали мантию почетного доктора Оксфордского университета, - а потом в Париже. И вот в Париже 48 лет спустя коварная судьба подарила им ещё одну встречу.
    
      Анреп помнил Ахматову «очаровательной, свежей, стройной и юной», а увидел - по его словам -  «Екатерину Великую».
      Разговор не клеился, он задавал глупые, банальные вопросы, а сам думал только об одном: «А вдруг спросит о кольце, что ей сказать?». Но она не спросила.
     Заканчиваются воспоминания Б.Анрепа словами: «5 марта 1966г. Анна Андреевна скончалась в Москве. Мне бесконечно грустно и стыдно».
      
     С конца 1950-х Анреп постоянно жил в Лондоне. В 1956–1962 был занят последней крупной работой – мозаикой в капелле Святого Таинства Вестминстерского собора.

     Долгие годы, начиная с средины двадцатых, Борис Анреп работал над мраморной мозаикой в вестибюле лондонской Национальной галереи.
     Эта мозаика должна была состоять из четырех циклов: «Пробуждение муз», «Труды жизни», «Удовольствия жизни» и «Современные добродетели».      
            
      В медальонах мозаики он воссоздал узнаваемые лица своих современников в виде мифологических и аллегорических фигур. Вирджиния Вулф представлена как Клио — муза истории, Грета Гарбо как Мельпомена — муза трагедии. Орел с лицом Уинстона Черчилля когтит свастику — это «Избавление».
   
     Но нас, конечно, больше всего привлекает медальон под названием «Сострадание», созданный в 1952 г. На нём запечатлены руины города, по всей вероятности, Ленинграда, на земле лежит женщина с характерной ахматовской челкой, а над ней распростер свои крылья ангел, пытающийся защитить несчастную.
     Совет друга Н.В. Недоброво - поместить Ахматову в самом значимом месте мозаики, он не забыл.
     Мозаика "Сострадание" (как и другие медальоны)находится на полу, прямо по центральному входу в Национальную галерею.
    
      Борис Анреп, великий русский художник-мозаичист, работал для государственных учреждений Англии и для частных лиц, в столице и в провинции туманного Альбиона. И по сей день его мозаики украшают Национальную галерею и галерею Тейт в Лондоне, Банк Англии, лондонскую церковь Нотр-Дам-де-Франс, культовые здания и частные особняки.
      
     Приключения русского художника закончились в Англии в 1969 году. Умер он в Лондоне в возрасте восьмидесяти шести лет.
    
      На одной из мозаик в лондонской Национальной галерее Борис Анреп  увековечил себя портретом и надписью: «HERE I LIE» - «Здесь лежу я».
     Мистификатор! Не лежит он там.
     Юморист и весельчак – таким Борис Анреп оставался до конца своих дней.
    
     Кремирован. Его прах покоится в загородном поместье своей последней спутницы Мод Рассел, - Моттисфонт-Эбби, в графстве  Хэмпшир (Hampshire).
      
      Остаётся своими словами закончить рассказ Бориса Анрепа о судьбе чёрного кольца. Он долго носил его на цепочке вокруг шеи. Но однажды цепочка сломалась, и он спрятал кольцо в ящичек, в котором хранил разные реликвии. Прошли годы, и снова война, бомбежки. От бомбы пострадала его лондонская студия.
     Кольцо пропало…
     Как и другие романтические союзы, - союз А.Ахматовой и Б.Анрепа породил легенду, легенду о чёрном кольце - талисмане их любви.
                _____


Рецензии