Выходцы из какой страны носили нисбу ал-Лакзи?
АЛ-ЛАКЗИ — нисба (араб. «отношение», «связь») указывающая на происхождение/отношение её носителя к «Стране лезгин», — сегодня это ареал расселения лезгиноязычных народов в Южном Дагестане и в современном Северо-Западном Азербайджане.
Термин «Лакз» ( ;;;), и его более корректная форма перевода — «Лекз», впервые встречается у арабских историков. В пехлевийских текстах форма «Лакз» не приводится. В текстах доарабского периода слово «лакз» также не встречается. Его также нет у ранних арабских историков. Восточные авторы термином «Лакз» обозначали и страну, и народ, и даже отдельный город. Но лакз–этноним у них на первом месте: нередко встречаются выражения «страна ал-Лакз», «страна лакзов».
Арабский географ Абу Исхак ал-Истахри (850–957), называл «страну лакзов» — «Самуром». Он писал: «Река Самур течет по стране Лакзов, называемой Самур». Предположительно термин «Лакз» образовался в арабском языке, образовался довольно поздно, в определенную эпоху, и затем перестал применяться. В лезгинском языке такое слово отсутствует. Так же в источниках местного происхождения «Лакз» или «народ лакзов», за исключением нисб авторов, не упоминаются.
Локализация страны «ал-Лакз» примерно совпадает с территорией проживания легов/леков/лезгин. Дагестанский историк Р.М. Магомедов (1910–2005) определял её в долине реки Самур. По М.Ф. Минорскому (1877–1966), «Лакз» размещался «в верхнем течении реки Самур». Согласно А.Р. Шихсаидову (1928–2019), в «Лакз» входили также долины Курах-чая и Чираг-чая, соприкасаясь с юга с Ширваном, с востока с Шаки. В тоже время, территориально «страна лакзов» была больше ареала расселения легов/леков/лезгин. Ал-Лакз, располагался и на южных склонах Большого Кавказского хребта, в районах обитания шахдагских народов, поскольку имел границу с Ширваном. В него входило и ранее самостоятельное Цахурское владение — Цукети.
Знаменитый арабский космограф и географ Закарийа ал-Казвини (ум. 1283) писал, что в определенный период сам «город Цахур» даже был главным городом в Лакзе. Одними из городов Лакза также являлись такие города как Шиназ (ныне село в Рутульском районе Дагестана), Баб ал-абваб (ныне г. Дербент, Дагестан) и Балах/Булах (совр. Балакен; азерб. Balak;n; авар. Bilkan; лезг. Балах/Булах — город, административный центр Балакенского района современного Азербайджана) в Закавказье. Сообщение о Шиназе XIII века космографа Закарийа ал-Казвини (1203–1283). Он писал:
«Шиназ – это городок в стране Лакзан, на краю очень высокой горы. К нему нет иной дороги, как по вершине горы. Кто хочет попасть сюда, тот берет в руки палку и медленно спускается, из-за сильного ветра, чтобы ветер не сбил его с ног. Холод у них чрезмерно силен в течение семи месяцев. У них прорастает сорт зерна, называемый «ас-сульт». Кое-что из горных яблок. Жители его добрые, мирные, гостеприимные по отношению к бедным, радушные к чужеземцам. Ремесло их заключается в изготовлении вооружения, как кольчуга (дир) и панцири (джавашин) и другие виды вооружения».
По данным грузинских хронистов, «Лакз» совершил экспансию и на часть территории дидойцев, «…прилегающей к Лекетии части (Дидоэтии) некоторую долю покорили лезгины и жителей обратили в магометанство…». Соответственно, название «Лакз» распространяется на все население страны — лакзами становятся не только сами лезгины и народы лезгинской языковой группы, но и даже на часть дидойцев, которые оказались в составе Лакза.
Арабский историк, географ и путешественник Абу-л-Хасан ‘Али б. ал-Хусейн ал-Мас’уди (ок. 896–956) писал:
«Оплотом (муаввал) царства Ширван является царство Лакз. Его бесчисленный народ живет в верхней части гор. Среди [лакзов] имеются неверные, не подчиняющиеся царю Ширвана. Они называются язычниками Дуданийа и не подчиняются никакому царю. Относительно их имеются любопытные сведения, как они ведут себя в брачных и торговых делах (здесь название лакз (лезгины) обозначает лезгинские народы Южного Дагестана — прим. автора)».
В этнонимическом плане термин «лакз» имеет куда более широкое распространение. В источниках лакз–этноним встречается и за пределами собственно страны «ал-Лакз». Арабо-мусульманские авторы в своих трудах «лакзами» называли не только население «ал-Лакза», но и всех лезгин вне зависимости от ареала их проживания. Из их описаний явствует, что лакзы жили не только в «ал-Лакзе». Лезгинскими были не только «Лакз», но и Маскут, Хурсан и Шабран, расположенные между устьем Самура и Абшеронским полуостровом. Из других источников узнаем, что Арран «это обширная область, на землях [которой] проживали лакзы». Там же написано, что при сражениях между Арраном и Ширваном все погибшие и попавшие в плен с арранской стороны были лакзами. В географическом словаре арабского географа Йакута ал-Хамави (1179–1229) Ширван называется «Ширваном лакзов». У арабского путешественника Абу Хамида ал-Гарнати (1080–1170) при перечислении языков многонационального Дербента в длинном перечне языков лакзанский стоит на первом месте.
По мнению дагестанского историка Б.Э. Эскендерова, несмотря на относительно позднюю фиксацию в историографии, этноним «лакз» был принят, по крайней мере, правящей верхушкой и образованной частью народа. До нас дошли имена плеяды учёных-богословов с нисбами «ал-Лакзи» (выходцы «из Страны лезгин»), такие как:
1. Да’уд ал-Факих ал-Баби ал-Лакзи — дарбандский ’алим. Переселился в первой половине X в. в Баб ал-абваб. «Райхан ал-хака'ик» сообщает о трёх сыновьях Да'уда: Йусуфе, ал-Хусайне и Мухаммаде.
2. Абу-л-Валид ал-Хасан б. Мухаммад б. ‘Али ал-Балахи ас-Суфи ал-Лакзи ад-Дарбанди (ум. 1064) — мусульманский богослов, хафиз и мухаддис. Отец богослова Маммуса ал-Лакзи (ум. 1110). Нисба «ал-Балахи» говорит о том, что он мог быть выходцем из Балаха (перс. Балахан, лезг. Булахан. совр. Белоканы). Вторая нисба «ал-Лакзи» — указывающая на происхождение её носителя из «страны лезгин». Современник хадисоведа Ибн Аскера, путешествовал по исламским странам с целью сбора хадисов. Последующие специалисты по хадисоведению сочинили о нём множество легенд, благодаря которым до нас и дошло это имя. Скончался в Самарканде, где и был похоронен.
3. Абу Йа’куб Йусуф б. Абу ‘Абд Аллах ал-Хусайн б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ас-Саййад (ум. 1089/90) — дарбандский ’алим, знаток хадисов, духовный глава общины шафи‘итов в г. Дербент, придворный историограф династии Аглабидов, правителей Баб ал-абваба. Был ближайшим духовным наставником Абу Бакра ад-Дарбанди (ум. 1145) после Абу-л-Касима ал-Варрака (ум. в конце XI в.), известном дарбандском шайхе, авторе первоначальной версии «Дарбанд-нама», которая до недавнего времени считалась компилятивным сочинением Мухаммада ал-Аваби ал-Акташи. Лакаб «ас-Саййад» («Рыбак») говорит о том, что её носитель был связан с рыбным промыслом. Имел четырёх сыновей: ал-Хасана ад-Дарбанди и Мухаммада ад-Дарбанди, Йа‘куб, и Абу ‘Абд Аллах Муса б. Йусуф б. ал-Хусайн ал-Лакзи. Один из сыновей Абу ‘Абд Аллаха ал-Хусайна ал-Лакзи.
4. Абу ‘Абд Аллах Маммус б. ал-Хасан б. Мухаммад ад-Дарбанди ал-Лакзи (1040–1110) — знаток хадисов, историк династии Хашимидов, один из влиятельных шайхов Баб ал-абваба. Он учился во многих городах Халифата (Самарканд, Бухара, Багдад и др.), его учителем был выдающийся историк, автор многотомной «Истории Багдада» ал-Хатиб ал-Багдади (1002–1072), который, в свою очередь, учился у отца ал-Лакзи — знаменитого историка, знатока и преподавателя хадисов Абу-л-Валида ал-Хасана ибн Мухаммада ал-Балахи ад-Дарбанди ас-Суфи (ум. 1064). Умер Маммус ал-Лакзи на чужбине. Автор исторической хроники «Та’рих Баб ал-абваб ва Ширван» («История Дербента и Ширвана»). Судя по нисбе, Маммус ал-Лакзи родился в Лакзе или в Баб ал-абвабе в семье выходцев из Лакза (далее станет ясно, что верно последнее утверждение). В «Райхан ал-хака'ик» упоминается также его обиходное имя: «шайх Абу 'Абд Аллах ад-Дарбанди».
5. Абу Мухаммад Баз б. ал-Марзубан б. Аби Хурайра ал-Факих ал-Курахи ал-Лакзи — мусульманский богослов, дарбандский ’алим, шафи‘итский правовед, аш‘арит. Ученик Абу-л-Касима ал-Исма‘или (ум. 1084), у которого обучался шафи‘итскому праву Абу Хамид ал-Газали (ум. 1111). Уроженец села Курах, ныне Курахского района Дагестана.
6. Абу ‘Абд Аллах ал-Хусайн б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ас-Саййад ал-Лакзи — дарбандский ’алим, маликит. Был последователем традиций, восходящих к ал-Хасану ал-Басри (ум. 728). В ряде случаев в «Райхан ал-хака'ик» зафиксированы его ссылки на правоведов-маликитов, в частности на Абу Тахира Мухаммада б. 'Умара ал-Малики. Если судить о его религиозно- правовой принадлежности по иснадам, то получается, что ал-Хусайн был маликитом, в то время как его ученики были шафи'итами и джа'фаритами. Средний сын богослова Да’уда ал-Факиха ал-Баби. Имел трёх сыновей: ‘Абд Аллах ал-Баби, Абу Йа‘куб Йусуф ал-Хусайн ал-Баби (ум. 1089/90) и Абу Бакр Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Баби.
7. ‘Абд ал-Кади ал-Кабири ал-Лакзи — переписчик сборника сочинений «ал-Ад ’ийа ва кита’ мин ал-кутуб ал-мухталифа». Уроженец села Кабир, ныне Курахского района Дагестана.
8. Абу ‘Абд Аллах Муса б. Абу Йа’куб Йусуф б. Абу ‘Абд Аллах ал-Хусайн б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ас-Саййад ал-Лакзи (XII в.) — дарбандский ’алим. Муса ал-Лакзи, который был известен среди современных ему учёных как «ал-Хасан ад-Дарбанди», то есть из г. Дербент, являлся одним из южнодагестанских ’алимов VI века хиджры (XII в.). Как повествует один из мусульманских учёных — Шайравайх ал-Хамадани (ум. 1115), — Муса ал-Лакзи прибыл для учёбы в Хамадан в 1108 г., образование получал частично у Абу Насра Мухаммада аз-Зайнаби (ум. 1086), а также много научных познаний он получил у другого человека — Абу Мансура Шахридара б. Ширавайха (1190–1163). По описаниям Шайравайха ал-Хамадани, Муса ал-Лакзи был персоной добродетельной и обладающей весьма благонравным характером. Имя в турецкой транскрипции: «Лазги Муса Йусуф-оглы, Йусуф да-Хасан-оглы». Сведения о нем отсутствуют в биографическом труде Назира ад-Дургили (ум. 1935). Четвёртый сын шайха Абу Йа‘куба Йусуфа ал-Баби (ум. 1089/90).
9. Абу Бакр Мухаммад б. Абу ‘Абд Аллах ал-Хусайн б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ал-Лакзи ас-Саййад — дарбандский шайх, мухаддис. О нём известно лишь то, что учителем его был некий шайх аз-Зубаради (дарбандский шайх аз-Зубайр или шайх аз-Зубайди, с которым был лично знаком Йусуф ал-Баби? См. о них ниже). Он скончался в Баб ал-абвабе незадолго до того, как ад-Дарбанди принялся за написание своего труда. В «Райхан ал-хака'ик» зафиксировано сновидение ад-Дарбанди, в котором к нему обращается «почтенный старец» Абу Бакр Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Баби и говорит ему, имея в виду обстоятельства, вынудившие автора покинуть родину: «Если бы случившееся с тобой произошло во времена моего брата и дяди, было бы намного тяжелее...» Судя по контексту источника, Абу Бакр ал-Баби был мухаддисом. Один из сыновей Абу ‘Абд Аллаха ал-Хусайна ал-Лакзи.
10. Абу ‘Абд Аллах ал-Хасан ад-Дарбанди б. Абу Йа’куб Йусуф б. Абу ‘Абд Аллах ал-Хусайн б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ас-Саййад — суфийский шайх, аш‘арит, шафи‘ит. Учился в г. Багдаде у суфия-аш‘арита Ибн аз-Захра’ ат-Турайсиси (ум. 1103). Не исключено, что он был знаком и с семейством ал-Кушайри; известно, что он был особенно близок к суфию-шафи'иту Абу Исхаку Ибрахиму б. Мухаммаду ас-Суфи (ум. в 543/1148 г.), ученику Абу Хамида ал-Газали и Абу Мухаммада ат-Тамими (ум. в 488/1095 г.) (Райхан, 35а). По Ибн ал-'Имаду (Шазарат, IV, 135), Абу Исхак обучался и у Абу-л-Касима ал-Кушайри, а Ибн аз-Захра' был близким товарищем Абу-л-Касима ал-Кушайри и его сына Абу Насра по совместной учебе рибате Абу Са'да ас-Суфи. Один из сыновей Абу Йа‘куба Йусуфа ал-Баби (ум. 1089/90).
11. Мухаммад ад-Дарбанди б. Абу Йа’куб Йусуф б. Абу ‘Абд Аллах ал-Хусайн б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ас-Саййад — дарбандский богослов. Автор «Райхан ал-хака'ик» называет своим другом. Поэтому имя его он приводит без традиционного в таких случаях титула аш-шайх, а форма передачи информации предполагает обычную беседу {кала ли). Со слов Мухаммада ас-Саййада в «Райхан ал-хака'ик» приведена интересная история из жизни его отца, Абу Йа'куба ас-Саййада ал-Баби, в которой фигурирует начальник стражи в Баб ал-абвабе, силой отобравший у последнего выловленную им большую рыбину. Второй сын шайха Абу Йа‘куба Йусуфа ал-Баби (ум. 1089/90).
12. Йа’куб ад-Дарбанди б. Абу Йа’куб Йусуф б. Абу ‘Абд Аллах ал-Хусайн б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ас-Саййад — дарбандский богослов. Третий сын шайха Абу Йа‘куба Йусуфа ал-Баби (ум. 1089/90).
13. Йусуф б. Да’уд ал-Факих ал-Баби ал-Лакзи — дарбандский ’алим, шафи‘ит, обучался в своё время в г. Багдаде у Абу-л-Музаффара ас-Сам‘ани (ум. 1096). Старший сын богослова Да’уд ал-Факиха ал-Баби.
14. Хаким б. Ибрахим б. Хаким ал-Хунлики (ал-Хиналуки) ад-Дарбанди ал-Лакзи (ум. ок. 1143/44) — мусульманский богослов, дарбандский ’алим, шафи‘итский факих (правовед). Уроженец села Хиналуг, ныне Кубинского района современного Азербайджана.
15. Да’уд Ба’ам б. Сулайман ал-Гдинки ал-Лакзи — мусульманский богослов, шайх. Переписал сочинение «Танбих ал-гафилин» («Предупреждение беспечным») ханафитского мистика Абу-л-Лайса ас-Самарканди (ум. 955). Уроженец села Гдынк, ныне Ахтынского района Дагестана.
16. Садр ад-дин Сулайман ал-Гдинки ал-Лакзи — мусульманский богослов, факих шафи‘итского мазхаба. Уроженец села Гдынк, ныне Ахтынского района Дагестана.
17. Мухаммад б. Да’уд ал-Баби ал-Лакзи — дарбандский ’алим, факих. упоминается Абу Бакром ад-Дарбанди чрезвычайно редко. Он также был факихом. В «Райхан ал-хака'ик» описывается сон, связанный с этим человеком, который видел товарищ Абу Бакра ад-Дарбанди из ал-Баба {ба 'д мин асхабина). Младший сын богослова Да’уда ал-Факиха ал-Баби.
18. Мухаммад б. ал-Хасан ал-Курахи ал-Лакзи ад-Дарбанди (ХIV–XV) — мусульманский учёный-богослов, дарбандский ’алим, поэт, шайх. Литературный псевдоним «Шайх Ма’руф». Свои произведения писал на лезгинском, арабском, и персидских языках. Служил при дворе Ширваншаха Халил-Улла I (1417–1465). Уроженец села Курах, ныне Курахского района Дагестана.
Приведённый выше перечень известных имён — выходцев «из Страны Лакз» позволяет нам очертить географию распространения нисбы «ал-Лакзи», а также обнаружить определенную аномалию — отсутствие в прошлом, выходцев с нисбой «ал-Лакзи» из современных районов и областей с расселением лезгиноязычных народов, таких как: в Дагестане — Дербентский, С.-Стальский, Табасаранский, Магарамкентский, Рутульский и Агульские районы; в современном Азербайджане: Кусарский, Кабалинский, Кахский, Гёйчайский, Закатальский, Исмаиллинский, Огузский, Хачмазский, Шекинский, и Шабранские районы. Данная «аномалия», позволяет нам, в свою очередь, рассчитывать на выявление в будущем новых имён, исторических личностей из перечисленных районов и областей.
Другим важным моментом будет подтверждение сообщений Закарийа ал-Казвини (ум. 1283), о том, что «город Цахур был главным городом в Лакзе» и «Шиназ — это городок в стране Лакзан...» обнаружением/упоминанием имени/имён выходцев из сёл Цахур (нисба «аз-Захури») и Шиназ (нисба «аш-Шинази»), в связке со страной Лакз (нисба «ал-Лакзи»). На сегодня такие имена нам не известны.
Хроника «История Ширвана и Дербента» сообщает, что в XI в. уже существовали «восточный и западный» Лакзы. Нам также известно, что к XIII веку Лакз уже не представлял собой централизованного государства. По свидетельству Йакута ал-Хамави, «над ними стоят малики», что может говорить нам о некоторой политической раздробленности Лакза. При этом жители области — «лакзы» — продолжают рассматриваться как единая народность. В первой половине XIII в. произошли нашествия монголо-татарских полчищ: в 1222, 1239 и 1240 гг.
К XIV веку Лакз был очень ослаблен. В одном из письменных сведений о действиях на Кавказе армии ильхана Аргуна есть глухое упоминание об участии «лакзов» в ежедневном снабжении войска (по всей вероятности, ильханского) в течение двух месяцев. Это обстоятельство, очевидно, служит одним из первых свидетельств привлечения южнодагестанцев к военным предприятиям ильханских войск.
В другом письменном источнике, хулагуидском, содержится указание на наличие каких-то связей лакзов с Золотой Ордой: «племена лакзов… имели большую связь с той (золотоордынской) стороной». С этим, в частности, связан тот факт, что в 1319 году они скрыли от хулагидского гарнизона Дербента весть о приближении армии Узбека, что привело к сдаче крепости без сопротивления. Приблизительно с этого периода, употребление термина «Лакз» идет на убыль. В это же время нисбы «ал-Лакзи» всё реже встречаются. Биографии известных нам их «последних» носителей показывают, что все они жили на рубеже ХIV–XV вв.
Автор: ‘Али Албанви
На фото: Карта государства Лакз (современная реконструкция).
Литература / источники
1. ‘Али Албанви. Балакен — один из городов Лакза [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32NNpE, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.10.2022). — Яз. рус.
2. ‘Али Албанви. Лакз — государство лезгинских народов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32NSoa, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.10.2022). — Яз. рус.
3. ‘Али Албанви. Децентрализация «Страны лезгин» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32NRDV, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.10.2022). — Яз. рус.
4. ‘Али Албанви. Средневековые государства Дагестана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32NT3o, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.10.2022). — Яз. рус.
5. ‘Али Албанви. Царство Лакз и его правитель Арбис ибн Басбас [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32NSVL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.10.2022). — Яз. рус.
6. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (ХI–ХII вв.) / А.К. Аликберов. — М.: Вост. лит., 2003. — 847 с.: ил., карты. — (Культура народов Востока: Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др.). С. 247–249.
7. Мас'уди. Мурудж ад-Дзахаб («Россыпи золота»). Глава XVII [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WhRY4, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.10.2022). — Яз. рус.
8. Эскендеров Б.Э. Замечания по поводу концепции В.Ф. Минорского. C. 345–358. // Вестник антропологии, 2022. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32HZkN, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.10.2022). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №222111901600