Лезгистан в донесениях французских консулов

Сведения европейцев о Кавказе XIX века всегда привлекали внимание исследователей. Они давали возможность, изучая их с имеющимися в несравненно большем количестве русскими историческими документами и материалами, делать сравнительный анализ, абсолютно необходимый для объективного понимания и освящения важнейших исторических процессов, происходящих в эту эпоху на Кавказе. В особенности, это касается событий Кавказской войны. Сведения французских консулов в Тифлисе, военно-политическом центре аннексированного Российской империей Кавказа, центре пребывания русской колониальной администрации и главного командования Отдельного Кавказского корпуса, ведущего военно-карательные операции против национально-освободительного движения горских народов Кавказа, являются документами первостепенной важности. Следует отметить, что вплоть до завершения Кавказской войны, Франция являлась единственной европейской державой, обладающей правом иметь консульство в Тифлисе.


В сообщении Эме Ривуара, в 1838-­1840 гг. заведующего канцелярией французского консульства в Тифлисе и, по этой причине, временно исполняющего обязанности консула, имеются первые упоминания о военно-карательной экспедиции русских войск в Южном Дагестане и имаме Шамиле. Приводя примеры поразительной стойкости и самоотверженности, проявляемой горцами в борьбе с захватчиками, с большим трудом собранными им среди русских офицеров­-очевидцев и участников этих событий, де Ла Шапель пророчески пишет, что горские народы «может быть, могут быть уничтожены», но они, «более чем наверняка, никогда не покоряться». В сообщениях консула явным образом чувствуется симпатия, проявляемая им к ведущим борьбу не на жизнь, а на смерть народам Северного Кавказа. Эта же тенденция довольно явственно просматривается в сообщениях Монно­-Арбийе, заведующего канцелярией консульства Франции в Тифлисе, в 1841­-1842 гг. временно выполняющего функции консула. Озабоченность местных властей, по поводу утечки информации о боевых действиях и положении на Кавказе, судя по всему, разделял и сам император Николай I. В беседе с одним из высокопоставленных военных, он выразил сожаление, что благодаря связям, установленным Кастийоном с офицерами, служившими в Главном штабе Кавказской армии, министр иностранных дел Франции Ф.П.Г. Гизо превосходно осведомлен обо всём том, что происходит на Кавказе.


Свою откровенную оценку военной ситуации, сложившейся на Кавказе, консул Гюстав Пьер­-Антуан де Кастийон (прибыв к месту назначения в начале 1843 г.) даёт в немногочисленных, но пространных и крайне интересных сообщениях, посылаемых, в случае наличия надежной оказии, французском послу в Константинополе или непосредственно в Европу, откуда они переправлялись в Париж. Как правило, добровольными курьерами этой информации являлись либо сотрудники английского консульства в Персии, следующие транзитом через Южный Кавказ в Турцию или Европу, либо французские негоцианты, надежность которых была подтверждена консулу французским послом в Санкт-­Петербурге, а в одном случае, даже самим министром иностранных дел. Эта тактика действий, выработанная Кастийоном, являлась вполне оправданной, принимая во внимание, что осенью 1843 г., во время освобождения Шамилем от русских гарнизонов Аварии и большей части Южного Дагестана, ему было позволено путешествие в ближний тыл русских войск, ведущих боевые действия против мюридов. Сообщения, написанные им из Южного Дагестана (Куба и Ахты), проливают новый свет на многие аспекты важнейших событий Кавказской войны той эпохи.


Ниже приводятся интереснейшие сведения даются в донесения французских консулов о Лезгистане, и о лезгинах в частности.


№1. Сообщение Эмэ Ривуара, заведующего канцелярией консульства Франции в Тифлисе, Николя Жан де Дьё Сульту, премьер­-министру и министру иностранных дел Франции, относительно карательных действий русских властей в отношении лиц, заподозренных в сочувствии к горцам имама Шамиля и подготовки русским командованием военной экспедиции в Дагестан


Господин министр, Осуждение четырнадцати знатных лиц, обвиненных в измене. В Нухе только что имели место серьезные события, о чем я спешу сообщить Вашему Превосходительству. В провинции Шеки, в верхнем Ширване, около двадцати жителей, почти все диванбеи3 (судьи), попали под подозрение в том, что они поддерживают связь с лезгинами. В результате проведенного расследования, их предательство было признано. Казнь в Нухе. Четыре из них были расстреляны, а десять других, выпороты в присутствии самого населения города и его окрестностей. Подготовка к экспедиции против горцев. В настоящее время все готово к экспедиции против лезгин. Три армейских корпуса, составляющие в целом двадцать тысяч человек, будут действовать одновременно в направлении трех пунктов. Кампания будет начата к концу мая. Я позабочусь о том, чтобы сообщить Вашему Превосходительству результаты операций. Остаюсь, господин министр, с глубоким уважением скромнейшим и покорнейшим слугой Вашего Превосходительства, А. Ривуар.


№2. Из сообщения Э. Ривуара, заведующего канцелярией консульства Франции в Тифлисе, Н. Ж. де Дьё Сульту, премьер-­министру и министру иностранных дел Франции, относительно положения, сложившегося в Дагестане, и целей русского командования.


Тифлис. 1/13 июня 1839 года.

Господин министр, Бездействие русской армии в Дагестане. Русская армия, проникнувшая в Дагестан, до сих пор еще не вступила в сражение с лезгинами. Парламентарии лезгин в лагере русских. Несколько горских народностей Каспия, проявили намеренье покориться и послали парламентеров в Кубу, где находиться главнокомандующий, генерал Головин. Тактика главнокомандующего. Генерал, будучи опытным человеком, знает, что акты покорности этих воинственных орд, являются иллюзорными. Он медлит и продолжает развертывать значительные силы. Сведения о крупных поселениях лезгин. В Дагестане существуют народности, организованные в крупные поселения. Несколько объединенных селений составляют сообщество, управляемое главой, избранным населением. Горе русским, пересекающим их территорию, – их беспощадно убивают. Некоторые из этих лезгинских селений, насчитывают от четырех до пяти тысяч жителей. Если русским удастся покорить эти крупные поселения (таковой является поставленная ими перед собой цель), они введут там мелкую торговлю. Результатом этого, будет являться то, что малая нация будет нуждаться в защите. Через несколько дней нам будут известны результаты этих усилий по замирению. Таким образом, у меня будут конкретные сведения в этом отношении, и я поспешу передать их Вашему Превосходительству. Остаюсь, господин министр, с глубоким уважением скромнейшим и покорнейшим слугой Вашего Превосходительства, А. Ривуар.


№3. Из сообщения Э. Ривуара, заведующего канцелярией консульства Франции в Тифлисе, Н. Ж. де Дьё Сульту, премьер­-министру и министру иностранных дел Франции, относительно осады и взятия русскими войсками города Ахты, в Южном Дагестане.


8/20 июня 1839 года. Тифлис.

Господин министр, Осада Ахты.

Только что мы получили сведения от армии. Ахты взят приступом. Город Ахты, в одноименной провинции в Дагестане, только что был взят приступом. Лезгины укрепили это место, сконцентрировав там довольно значительные силы. Все они были уничтожены. Запланированная крепость. Русские воздвигают крепость в Ахты. Жители окрестностей Ахты. Преданные ими огню селения. Получив новость о катастрофе, жители окрестных местностей предали огню свои селения и бежали. Продвижение русской армии. Русская армия продвинется сейчас в сердце страны горце в­ лезгин. Остаюсь, господин министр, с глубоким уважением скромнейшим и покорнейшим слугой Вашего Превосходительства, А. Ривуар.


№4. Из сообщения Э. Ривуара, заведующего канцелярией консульства Франции в Тифлисе, Н. Ж. де Дьё Сульту, премьер­-министру и министру иностранных дел Франции, относительно успехов, одержанных русской армией в Дагестане.


22 июня / 4 июля 1839 года. Тифлис.

Господин министр, Успех русской армии в Дагестане. Сообщение №81, которое я имел честь послать Вашему Превосходительству 15/27 июня прошлого месяца, сообщало вам, что город Ахты был взят приступом русской армией. С того времени, было взято несколько других мест, укрепленных лезгинами. Генерал Головин проникнул в верхний Дагестан. Несколько племен было покорено без единого выстрела и полагают, что эта кампания, вскоре, будет завершена. Результатом её будет замирение Лезгистана. […] Остаюсь, господин министр, с глубоким уважением скромнейшим и покорнейшим слугой Вашего Превосходительства, А. Ривуар.
№6. Сообщение Э. Ривуара, заведующего канцелярией консульства Франции в Тифлисе, Н. Ж. де Дьё Сульту, премьер­-министру и министру иностранных дел Франции, относительно итогов боевых действий между русскими войсками и горцами, под предводительством Шамиля в 1839 году.


1/13 сентября 1839 года. Тифлис.

Господин министр, Взятие крепости Шамиля Сообщение за №101, которое я имел честь направить Вашему Превосходительству 11 июля этого года, информировало вас, что народности Лезгистана были покорены, за исключением банд Шамиля, отступивших вместе с ним в укрепленное место. 7­го числа этого месяца, генерал Граббе отдал приказ атаковать это место. Оно было взято (Ахульго – прим. автора). Резня Горцы, в количестве приблизительно 1 500 человек, яростно защищались. В конце концов, они были истреблены. Бегство Шамиля Шамилю удалось спастись с тридцатью своими людьми. Потери, понесенные русскими. Потери русских были значительные. Среди убитых насчитывается очень большое количество офицеров. Предположительный конец кампании. В этом году, Шамилю, вероятно, не удастся собрать достаточное количество соратников, для того, чтобы попытаться заново вести борьбу. Кажется, что кампания в Лезгистане завершена. Со стороны Абазии, не было абсолютно ничего важного. Остаюсь, господин министр, с глубоким уважением скромнейшим и покорнейшим слугой Вашего Превосходительства, Э. Ривуар.


№27. Из сообщения Монно-­Арбийе, заведующего канцелярией консульства Франции в Тифлисе, Ф.П.Г. Гизо, министру иностранных дел Франции, относительно взятия в плен Шамилем коменданта Ахтынской крепости и вторжения лезгин в Кахетию.


Тифлис. 6/18 апреля 1842 года.

Господин министр, Новости Кавказской войны. Взятие в плен коменданта Ахты Шамиль, в этом году, продолжает вести войну с невероятным ожесточением и храбростью. Полковник Сиараксаров, комендант крепости Ахты (Верхний Дагестан) был взят в плен пятнадцать дней тому назад в разведывательной экспедиции, которую он осуществил вплоть до села, расположенного в нескольких верстах от крепости. В другом, очень жарком столкновении, в котором русские потерпели поражение, говорят, горцами были захвачены боеприпасы на значительную сумму, а также адъютант генерала Фези, который командует в Дагестане. Часть Дагестана, составляющая владения султана Элису, каждый день ожидает атаки Шамиля, который написал султану, что он прибудет наказать его за его альянс с неверными, и разорит все, чем он обладает. Кахетия, грузинская провинция, была только что разорена лезгинами. Большое количество русских солдат было убито. Руководить экспедицией против этих горцев, поручено грузинскому князю, генералу Чавчавадзе, во главе войск в количестве шести тысяч человек и двух тысяч человек грузинской милиции. […] Остаюсь, Ваше Превосходительство господин министр, с глубоким уважением вашим скромнейшим и покорнейшим слугой. Монно-­Арбийе.


№29. Из сообщения Монно­-Арбийе, заведующего канцелярией консульства Франции в Тифлисе, Ф.П Г. Гизо, министру иностранных дел Франции, относительно понесенных русскими войсками потерь в столкновениях с мюридами имама Шамиля и инспекционной поездке военного министра Российской империи, генерала А. Чернышева в Дагестан.


12/24 июня 1842 года. Тифлис.

Господин министр, Горцы, под командованием Шамиля, только что имели несколько значительных столкновений с русскими войсками. Хотя слухи очень противоречивы, тем не менее, кажется очевидным, что русские понесли значительные потери. Даже ходили слухи, что генерал Граббе, командующий армейским корпусом Кавказской линии, был убит, а его дивизия, в большинстве своем, перебита. Причиной этих слухов, являлась очень крупная неудача, постигшая этого генерала. На границе провинции Кахетии и Лезгистана целый батальон находится в полном окружении. Вчера два батальона выступили из Тифлиса с целью его вызволения. В Дагестане русские войска также понесли потери. Говорят, что город Куба, чуть не был взят горцами. Генерал Заас, командующий в этой провинции, видимо, был убит...
Остаюсь, Ваше Превосходительство господин министр, с глубоким уважением вашим скромнейшим и покорнейшим слугой. Монно-­Арбийе.


Автор-составитель: ‘Али Албанви

На фото: Карта Каспийского побережья от Волги до Куры, составленная Гербером в 1728 году.



Литература / источники

1. Мамулиа Г. Имам Шамиль и национально-освободительная борьба горцев северо-восточного. Кавказа в сообщениях французских консулов из Тифлиса. Тбилиси, 2022. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32adQi, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.11.2022). — Яз. рус.


Рецензии