Аэродромы ИА ПВО на Д. Востоке на конец 1970-ых

     На Дальнем Востоке было немалое количество аэродромов, где базировались истребительные полки Авиации ПВО. На конец 1977 года, когда я прибыл туда по распределению по окончании Ставропольского лётного училища ПВО, в Дальневосточном Военном Округе находилось 13 таких аэродромов.

1. Попал я в 821 иап на Як-28П в г. Спасск-Дальний, аэродром Хвалынка, что располагался примерно посередине расстояния от Владивостока до Хабаровска вблизи китайской границы. Полк расположен был в черте города, что уже было неплохо. Учитывая географическое удалённое его расположение, личному составу здесь полагалась доплата к денежному содержанию в размере 15%. Хоть полк и располагался в городе, но само место службы по разным причинам хорошим не считалось. Например, отношение местного населения к военным было не очень дружелюбным, что было на то время непривычным. Здесь также базировался полк на Ту-16, разведчики и дозаправщики. В Спасске местные жители делили всех военных авиаторов на "истребителей" и "бомбёров".

2. Ближайшим к Спасску ПВОшным аэродромом был аэр. Чугуевка (Соколовка), недалеко от г. Арсеньева, где базировался 530 иап на МиГ-25П. Располагался этот полк, можно сказать, в тайге, но не считался плохим местом службы, особенно учитывая, что базировались здесь самые современные по тому времени самолёты. Правда и слава определённого характера была у этого полка. Ведь год назад именно с этого аэродрома Беленко угнал МиГ-25.

3. Близ города Владивостока, практически на берегу Тихого океана, расположен был аэродром Центральная Угловая, где базировался 22 иап на МиГ-23. Конечно, это место службы считалось совсем неплохим, учитывая близость Владивостока, довольно мягкий климат, да ещё и морское побережье.

4. В 50-и км южнее Хабаровска был расположен аэродром Переяславка (Кулон), где базировался 302 иап на Су-15. Полагаю, и это место службы считалось не самым плохим, учитывая близость такого крупного города, как Хабаровск.

5. В г. Комсомольске на Амуре расположен был аэродром Дзёмги, на котором базировался 60 иап на Су-15. Взлётную полосу полк делил с авиастроительным заводом. И это место службы не могло считаться плохим, авиагородок расположен был практически в черте крупного города на реке Амур.

6. Аэродром Постовая был расположен близ г. Сов Гавань, здесь базировался 41 иап на МиГ-17. Мало кто хотел попасть в этот полк из-за, как считали, «древнего» МиГ-17.

7. Недалеко от г. Находка, в посёлке Золотая Долина (Унаши) расположен был аэродром Гвардеец, здесь базировался 47 иап на Су-15ТМ. Хотя полк находился в небольшом посёлке, он считался хорошим местом службы. Бытовые условия там были неплохими, мягкий климат, морское побережье.

8. Перебираемся с материка на остров Сахалин. Здесь, в южной части Сахалина, рядом с г. Южно-Сахалинском, в посёлке Сокол базировался 777 иап на Су-15. Здесь уже личный состав получал 50% надбавки к денежному содержанию и год выслуги считался за полтора, так же здесь была «замена» через пять лет. Это место службы считалось очень хорошим, учитывая близость крупного города, мягкий сахалинский климат, хорошее снабжение в магазинах, наличие красной рыбы и икры.

9. В самом центре Сахалина располагался аэродром Смирных в одноимённом посёлке. Базировался здесь 528 иап на Як-28П. Хотя, полк находился в небольшом посёлке, место службы это считалось очень хорошим, примерно по тем же параметрам, что и в Соколе. Здесь также была замена через пять лет, полуторный оклад и год за полтора. И здесь было очень хорошее снабжение магазинов, и продовольственных, и промышленных. К тому же здесь было много ягоды, грибов, рыбы. Раздолье для рыбаков и охотников.

10. На курильском острове Итуруп расположен был аэродром (железка) Беревестник (Гвардеец). Здесь базировался 308 иап на МиГ-17. Условия жизни, конечно, были там во всех отношениях суровыми, с непростыми бытовыми условиями, оторванностью от «цивилизации». Летали там только над не очень «дружелюбной» водной поверхностью Тихого океана на однодвигательном самолёте. Ехали сюда, можно сказать, как в ссылку.

11. На Камчатском полуострове рядом с городом Петропавловск Камчатский, в посёлке Елизово расположен был аэродром, где базировался на Су-15ТМ 865 иап. Это место службы считалось очень хорошим по тем же параметрам, что и служба на Сахалине.

12. И на Чукотском полуострове в посёлке Угольные Копи вблизи славного городя Анадыря, правда на другом берегу Анадырского лимана, на совместном с гражданской авиацией аэродроме базировался 529 иап на Як-28П. Хотя здесь и был двойной оклад, замена через три года, хорошее снабжение в магазинах, никто, конечно, хорошим местом службы это не считал за суровые климатических, географические и бытовые условия. Хотя наземный личный состав приезжал сюда почти с «удовольствием» ради повышенного оклада, двойной выслуги и 45-суточного отпуска.

13. Досадно забытый аэродром - 10-ый участок, здесь совместно базировались ПВО и ВВС. ПВОшный 301 иап на МиГ-23. Аэродром этот был в 20 км восточнее Хабаровска.

     К общей характеристике дальневосточных полков-аэродромов, где базировались иап Авиации ПВО, можно добавить, что везде была замена в европейскую часть Союза. В одних полках эта замена была через пять лет, а в других три года. Снабжение в магазинах было получше, что в то время имело большое значение. Ну и денежное обеспечение было выше, чем в европейской части Союза. Хотя, все эти «элементы» в разных местах были довольно различными. В Приморье и Хабаровском крае было поскромнее, в остальной части Дальнего Востока лучше. Самым суровым местом службы, бесспорно, был аэродром Буревестник на курильском острове Итуруп.
   
     Вот такой получился обзор дальневосточных аэродромов и полков ИА ПВО на коней семидесятых годов. За давностью лет могут быть неточности, да и полноты информации недостаточно. Буду благодарен читателям за исправления и дополнения.

- на фото: - указатель расстояния до Москвы по ЖД – Спасск- Дальний
             - декабрь 1977г.

- фото автора.

16.11.2022 – Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/11/24/1351


Рецензии