1983 -1991. Ведьма

Ее звали Трофимова Валентина , отчество забыла . Внешне :  эдакая бабуля низкого роста в районе метра ста пятидесяти пяти с кулечкой на голове и в платочке с люрексом . Она имела скрипучий , болезненный и жалобный голосок , который до сих пор в памяти. Ее лицо нельзя было назвать симпатичным не только потому что её возраст перевалил за седьмой десяток , но скорее потому что выражение его говорило " как вы мне все надоели " , нечто постоянно критическое и осуждающее. Большущий нос и глубоко посаженные небольшие черные глаза под нависающими седыми ,  лохматыми  бровями. С людьми  она , правда , держалась подчёркнуто вежливо . В купе с ее маленьким ростом - возникала картинка " Доброй старушки "
Когда мне было четыре , пять лет меня часто оставляли под ее присмотр . Мать только закончила художественное училище и устроилась бутафором в драмтеатр , дед дорабатывал последние годы в должности главного инженера мостозавода ( на пенсии) , бабушка бухгалтером . Я часто болела и сидела дома с чужими бабушками : тетей Валей , Марией Алексеевной и бабушкой Любой . Они ходили к нам по очереди . Смутно помню свое времяпрепровождение в их компании - обычно это какая та особая игра в куклы.  Вроде магазин , где я продавец , а они покупатели. Я упаковывала свои игрушки и продавала им за понарушко . Первой умерла баба Люба - от нее какие то хорошие воспоминания -  ничего не помню , кроме ее доброго выражения лица . Вскоре слег мой дед . Мария Алексеевна , моя нянька и соседка тети Вали уехала в деревню .
Дед из вполне здорового человека на моих глазах превращался в беспомощного ребенка .
Бабушка ухаживала за ним вместе с матерью . Периодически , несколько раз в неделю к нам заходила " Трофимова " и все словно ее ждали . Ведь каждый раз приходя к нам , она приносила чего нибудь -" Гостинчики " - то горсть изюма , то несколько сухариков , то какой нибудь бульен ( время начиналось не простое , еда в магазинах вскоре стала по талонам , поэтому эти мелочи я не рассматривала как довольно странные ) Так же она приносила специфические книги для матери. Кто жил в то время , тот знает , что к ним было особое отношение . Хорошие книги в библиотеке это было престижно. На них в очереди стояли , но "Перестройка " открыла двери для печати всякой всячины , которая была новым для людей - Современная фантастика неизвестных авторов , гороскопы , заговоры , Народные лечебники по типу Уринотерапия и лечение уксусом ,"  тайны - секреты"  в общем.
Тетя Валя начала приносить матери тоненькие книжечки - один фантастический рассказ в них  . Помню название одной из -  " Шестипалые ". Названия и те мерзкие какие то. Но мать их читала с упоением..Однажды эта старушка не принесла матери ни газет , ни книг и мать решилась подняться к ней сама , на третий этаж . Надо сказать жилище ее было мягко говоря странным.  Это комната в коммунальной квартире , вместе с Марией Алексеевной же . Комната была метров 9 . В ней была кровать , маленький столик и шкаф , входная дверь в несколько слоев была оббита полиэтиленом , в комнате был очень специфический запах старческого в перемешку с травами и горелым.
Когда мать постучалась к ней - она открыла дверь полуголая - в одной длинной майке и по всему телу на ней были словно примагниченны металлические предметы типа ложек .Зачем ? Вопрос. Тогда по Тв были модны всякие шоу с Кашпировским , Чумаком , другими  людьми со сверхспособностями .Но у нее не было ТВ и как потом выяснилось медицинской  карточки в поликлинике у нее тоже не было. 
Однажды мать как то произнесла вслух :
" - Что это она ( Трофимова ) приносит какую то мелочь , нет бы принесла кусок колбасы. Ну,  на следующий день она появилась в дверях нашей квартиры с куском колбасы..
Я помню , что мать с бабушкой немного удивились этому , но посчитали обычным совпадением .
По мере того как мои бабушка с дедушкой становились чуть старше и слабее наша квартира превращалась в какое то непригодное для жизни пространство . Я была слишком мала , чтобы понимать и как то влиять на происходящее - все это просто становилось моей средой . Окна уже несколько лет как не мылись , ковровые покрытия - паласы были жутко грязными , все кастрюли на кухне потеряли свой внешний вид под толстым слоем жира , по всей квартире мать натянула веревки на которых сушились дедовы , а потом и бабушкины пеленки . Запах мочи был настолько сильным , что я не могла уже позвать подружек играть домой. В детстве мы очень любили " ходить в гости " , ведь там были другие " новые " игрушки . Я помню однажды мне захотелось пригласить кого нибудь со двора на свой день рождения и я подумала , что освежитель воздуха мне в этом поможет . Перед тем как дети вошли в квартиру я попшикала средство и чтобы наверняка , очень много. В итоге у всех резало глаза и на языке был противный привкус- советская промышленность выпускала очень специфические средства борьбы с запахами . Свой запах у них тоже был своеобразным и резким  - ничего не получилось , дети ушли ..
Квартира была мрачной не только от грязи по углам , но и от вещей в ней , темная почти черная полированная мебель , темнозеленый с грязью палас , коричневые , правда с золотом , но с черным рисунком обои , красный диван- книжка , в коридоре жёлтые крашенные стены и закопченый потолок , на кухне старая  закопченная вся липкая от жира посуда и липкий эмалированный чайник с длинным носиком на конце которого всегда были следы ее ( матери ) помады .
Посреди этой темноты - телевизор был лучом света . Он стоял в комнате , где был дед . Его полуголым сажали в 
кресло с дырой , накрывали тряпкой , бабушка кормила его кашей , куча голодных котов по комнате ( сначало их было 8 , несколько раздали , остались трое ) и я .
Мать очень часто закрывалась в дальней - своей комнате и у меня никогда не было с ней контакта
Да , ей было морально тяжело ей немного за тридцать , она " свободный художник " , но у нее нет этой свободы. Она начинает сходить с ума. Пить она начала давно , ещё до моего рождения.  Кстати не зная о беременности до пяти месяцев!! Она пила . Со слов ее знакомой.
Сидим мы как то с бабушкой друг напротив друга между нами табуретка и вдруг она упала , сама по себе. Не было в этот момент рядом кота   . Я проверила . Упала сама .
- " Может землятрясение до нас волной дошло ? " - Бабушка произнесла вслух.
В другой раз я резко выскачила на улицу после того , как люстра в комнате , где я лежала на диване начала раскачиваться из стороны в сторону , словно на нее уселся маленький гномик и решил устроить себе качели.
Следующий странный случай , который так же перед моими глазами , словно он произошел вчера. Захожу я резко в комнату к деду и  вижу напротив входа у стола большую лохматую черную собаку . Я инстинктивно закрыло лицо руками как в кино и вскрикнула . А когда убрала руки ни кого не было уже.. Что это ? Если бы мне просто показалось , наверное по прошествии сорока лет это все уже давно забылось бы , но нет.  Я помню эту черную собаку .
Надо сказать , что семья наша в те советские годы , естественно , была неверующей , дед - член КПСС , бабушка с рождения напуганная сталинским режимом , воспитывалась в атеистическом ключе тоже . Так что , можно сказать , в доме не было икон , Храм никто не посещал .Было несколько реликвий , которые деду остались от его матери , прабабушки Марии - в их числе маленькая три на три сантиметра иконка Спасителя . Бумажка почти выцветшая . Лежала она где то у него в коробках . Так что для всякой нечести - зелёный свет . Дед умер в 91 , находясь последние несколько лет в состоянии овоща. Ничего не осталось от высокого,  178 см  роста  солидного красавца под 90  килограм  , который привлекал многих женщин . Хоронили уже скелетик весом кг - 45 .
Вскоре после его смерти странности продолжились . Начиная какого то невнятного заключения о смерти , там кроме кровоизлияния стояло длительное чего то там ( не помню) , мать потом читала , что такое бывает и от медленной притравки . Когда яд в малых дозах поступает в организм. Во время похорон деда , та самая тетя Валя дала земли с могилы  матери в руки - говорит " так надо " . Понятно , что во время всего этого процесса родственники обычно плохо соображают ,  потом до нее дошло , что это нечто плохое. Далее - по всей квартире мать обнаружила иголки .Смерть отца , хоть она с ним конфликтовала сильно , сподвигла ее на визиты в Храм. Нас туда словно втолкнули для нашего спасения . Нас покрестили .  Иногда по большим праздникам , мать стала брать меня с собой . Однажды я заснула в Покровском храме на Рождество возле боковых металлических  дверей  , а проснувшись поняла  , что  я примерзла своим шерстяным капором .
После смерти деда Трофимова ещё несколько раз приходила к нам в гости . В один из последних ее визитов мы с сестрой о чем то с ней начали спорить и она произнесла " Ну я вам устрою ! ". Мы вообще не придали значения этим словам.  Тогда мы не осознавали с кем имеем дело. Я уехала в санаторий на три месяца , а по возвращении домой , мать вручила мне голубой топик из хб ткани на резинке внизу . Как любой девочке , мне очень хотелось обновок , но мне практически ничего не покупали. Я " донашивала " за старшей сестрой , ее мама - сестра моей матери так же перешивала мне какие то старые вещи своего мужа и я уже почти подростком носила их.. а ещё старшая девочка  со двора Оля Бессорабова ( У нее родители умерли рано , а спустя 30 лет погиб сын )  отдала мне мешок своих старых платьев и я была этому рада .Так что по началу  , я уже думала с чем я  одену эту блузочку - топик и даже прицепила на нее брошку - пластмассовое жёлтое сердечко .  Но когда я ее надела и походила немного по квартире мне стало нехорошо . От нее словно мертвечиной веяло. Я спросила у матери -" Что это за топик , откуда ?  Она ответила . И тут пазлики наконец то начали складываться.  Мать решила сжечь эту вещь.  На следующий год после смерти деда , умерла Мария Алексеевна , ее кто то убил - утопил в колодце в деревне , куда она съехала . А через несколько лет умерла сама Трофимова . Ее комнату заполучила наша паспортистка , переселив туда одного алкаша из двухкомнатной квартиры , пообещав ему пожизненно еду и алкоголь . Жизнь его там  была совсем недолгой - он сгорел и вот та комната стоит закрытой много лет - никто в ней не живёт.Комнату Марии Алексеевны заняла набожная женщина из деревни, она ее купила. Иконы у нее  там на каждой стене.
А ещё в нашем трехэтажном доме , послевоенной постройки было - пять  психически больных  . Одна из них кукарекала периодически во дворе ..Раньше на Руси в таких случаях  говорили - " Колдун шутит "
Сестра моя умерла рано..
Напоследок кульминационная страшилка - Трофимова в свое не пенсионное время работала в одной организации с подругой  нашей бабушки  и она поведала :
Между нашей соседкой и одной женщиной произошел конфликт , ну такой про который нормальный человек забыл бы и все. Вот та , наверное и забыла .
В СССР хорошие  капроновые колготки были вещью , которую не стыдно было дарить ,  ибо дефицит. Ну вот Трофимова на Восьмое марта и предпонесла той . А она  взяла  ! . А спустя полгода у нее обнаружили какое то заболевание приведшее к гангрене сначала одной ноги , а потом и второй. Вообщем осталась тетенька без ножек.


Рецензии