psiho Пушкин о природе Зла
Жизнь по Пушкина = дар случайный, судьбою тайной обреченная на казнь
Лапшин И.И. в НИР «Трагическое в произведениях Пушкина» (Белградский пушкинский сб. 1937 = есть в читзале ФРЗ им. А.И. Солженицына на моск. Болвановке):
«Для великаго поэта необязательно продуманное философское которымъ располагаетъ мыслитель, но у него всегда имЬются извьстные ответы на основные запросы жизнй. Онь долженъ „съб высоты взирать на жизнь“. Его отношение кь Mipy есть въ большей части не интеллектуальное, а эмоциональное познание = «Erkenntnis besonderer Art“, какъ говориль Шопенгауэръ
***
Пушкинъ относился кь проблемь мирового зла со всей серьезностью, которой она заслуживаетъ. По словамъ И. А. Киреевскаго, Пушкинъ одно время такт; быль увлечень великой книгой Иова, что предполагалъ учиться еврейскому языку, чтобы почерпнуть изъ нея источники поэтическаго вдохнове:йя.»
***
Пушкинъ весьма далекъ отъ того, чтобы взвалить вину за мировое зло на человеька, онъ приемлет его каковъ онъ есть, со невинныхъ дЬтей, которое побуждаетъ Достоевскаго — Ивана Карамазова возвратить Богу билетъ на право существования
Дарский Д. в НИР «Маленькие трагедии Пушкина» (е-версия в нашей е-бибке = -М.:1915.pdf [5 MB]):
«Пушкина особо поражала та форма: зла, которая ка жется обаятельной, „цвьты зла", какъ предметъ художественнаго изображения. Въ разговорь съ Александромъ Тур геневымъ по поводу библейскаго и байроновскаго духа тьмы Пушкинъ заметилъ: „Все дљло въ нашей душе, въ нашей совести и въ обаянии зла. Это обаяние было бы необъяснимо; если бы зло не было одарено прекрасной и приятной внешностью. Я верю Библли во всемъ, что касается Сатаны въ сценахъ о Падшемъ Духе“.
„Ты здесь найдешь воспоминанья,
Быть можетъ, милыхъ сердцу дней,
Противоречия страстей,
Мечты знакомыя, знакомыя страданья,
И темный гласъ души моей“.
Темный глас души …
Грех присущ натурам страстным, у которых в душе происходит противоборство страстей, зло самым причудливым образом сплетается с добром. Итогом такой внутренней борьбы является нередко грех. Пушкин при этом особенно оттеняет соблажительность греха
Совсем юный пушкин уже находил в себе это борение страстей = в 1830-ом в ст. «В начале жизни школу помню я…» находим такое признание:
Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.
Один (Дельфийский идол) лик младой —
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал —
Волшебный демон — лживый, по прекрасный,
Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось — холод
Бежал по мне и кудри подымал.
Безвестных наслаждений темный голод
Меня терзал. Уныние и лень
Меня сковали — тщетно был я молод.
Средь отроков я молча целый день
Бродил угрюмый — всё кумиры сада
На душу мне свою бросали тень.
Пушкин был почти с избытком наделен чувством трагического. Выделяют три источника этого чувства в жизни и творчестве: 1. отщепенство; 2. любовь и дружба;и З. смерть.
Отщепенец Пушкин. Да. Избалованный славой он вскоре стал почти болезненно проявлять упорное н трагически безнадежное стремление стать в совершенно независимое положение от среды в творчестве, хотя бы ценой непризнания. И это непризнание не заставило себя ждать. Белинский даже публично объявил: Пушкин если и не …, то явно обмер.
Незадолго до смерти в беседе с Плетневым Пушкин выражал чувства примиренности с миром, несмотря на наличность в нем безссмысленного зла и был склонен верить в Промысел
В альбом к Илличевскому
Ах! ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие своих творений.
Зло = мировой дух
Он изначален
Он обаятелен – он для соблазна
Он для страстных и отважных
А иначе … ни на фиг иная жизнь
Свидетельство о публикации №222111900496