Советский учёный
Накануне Великой Отечественной войны Пелагея Ильинична закончила «Центральные курсы редакторов классиков марксизма-ленинизма» в Москве.
Основы знаний марксистко-ленинской идеологии должны были стать образовательным фундаментом для всех народов нашего многонационального государства и для всех сочувствующих представителей других стран. Поэтому высшие курсы готовили переводчиков – ретрансляторов партийных идей в широкие массы разноязычных рабочих и крестьян. Для учёбы привлекались представители руководящих органов, которые уже имели общеобразовательную подготовку в объеме комвуза и стаж практической работы в области переводов и редактирования. Курсы имели в своем составе 40 слушателей, поделённых на 11 национальные группы: туркменскую, таджикскую, узбекскую, киргизскую, крымско-татарскую, тюркскую (азербайджанскую), башкирскую и др. Приезжали лучше понять коммунистические идеи и перенять опыт и представители других стран.
Жили учащиеся для своего времени в роскошных условиях. У каждого душевая, прихожая, рабочая комната, письменный стол, гардероб. При желании, возили их отдыхать на дачу. В столовой все блюда подавались запечатанными, с указанием на этикетках кто, где, когда приготовил.
Будущие специалисты и научные работники в области языкового строительства национальных республик и областей изучали, прежде всего, реформированный русский алфавит, за который отвечал Всесоюзный Центральный Комитет Нового Алфавита. Всерьёз обсуждались также вопросы по разработке и внедрению латиницы, которая, как ожидалось, должна была заменить привычную кириллицу в целях упрощения взаимопонимания народов. Русский язык преподавал известный в те годы лингвист Абрам Борисович Шапиро. Он предлагал отличнице П.И. Калмыковой аспирантуру по русскому языку, но ее интересовала больше политэкономия.
Для решения другого вопроса, связанного с разработкой правил письменности малых народов, учащиеся высших курсов выезжали в экспедиции (осетинская лингвистическая, крымская языковая, калмыцкая лингвистическая), в научные командировки в Чувашию, Татарию, Бурято-Монголию, ЗСФСР; работали непосредственно в республиках, например, по составлению мордовского деалектологического атласа, по переводу отчетных докладов Сталина Съездам и уставов сельхоз артелей, организовывали языковые конференции в Молдавии и Калмыкии.*
В 30-е тревожные годы набирал силу фашизм по всему Миру, а скрывавшиеся от преследований коммунисты, получали прибежище в СССР. Преподаватели и слушатели курсов редакторов-переводчиков помогали им общаться, готовить публикации в журналах и газетах. Так на курсах вместе с Пелагеей Калмыковой из Мордовской Норки учились тогда литератор, будущий член Центрального комитета Коммунистической партии Чили Пабло Неруда, вождь болгарского народа Георги Михайлов Димитров. Китайские товарищи, которые начинали «новый этап борьбы за язык и письмо в Китае»,решали вопросы, связанные с развитием буквенной письменности в стране.
После московских курсов Пелагея приехала в Пензу, на родину мужа. Здесь начался новый этап её жизни: лектор, преподаватель строительного техникума, в годы войны начальник политотдела совхоза им. Сталина Терновского района, заведующая отдела пропаганды и агитации Северного райкома ВКП (б)г. Пензы.
На базе эвакуированного из Одессы института в Пензе в 1943 году был открыт Индустриальный институт. В его открытии был вклад и Пелагеи: она ездила в Москву, помогала решать организационные вопросы, подобрать кадры. Пелагея Ильинична Калмыкова возглавила в институте кафедру марксизма-ленинизма.
Она увлеченно работала, читала лекции, печаталась в научной периодики, писала кандидатскую диссертацию на тему «Учение И. В. Сталина об экономических основах разрешения национального вопроса». А ещё училась заочно на историческом факультете Мокшэрзянь государственного пединститута города Саранска.
По окончанию войны, Пелагее Ильиничне Калмыковой вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
А в 1948 году Пелагея Ильинична успешно защитила диссертацию, состоящую из двух глав:
1. Экономика мордовского народа при царско-капиталистическом строе;
2. Создание экономической основы для образования Мордовского округа и Мордовской Автономной области.
ПРИМЕЧАНИЯ:
*По материалам работы Н. Таланов « О курсах редакторов-переводчиков трудов классиков марксизма-лнинизма».ОГИЗ РСФСР, Москва, 1935г.
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/11/19/1648
Свидетельство о публикации №222111900671