Участие донских казаков в походах А. В. Суворова

Участие донских казаков в Итальянском и Швейцарском походах  А.В. Суворова

Введение

    Во второй половине  XVIII столетия происходили крупные перемены в общественно-политических отношениях. Международная обстановка характеризовалась большой напряженностью, длительные и кровопролитные войны следовали одна за другой.
    Победу на  войне определяют многие факторы, но наиболее велико значение было полководцев. От их искусства зависит рациональное применение средств борьбы в разгроме врага. В ряду имен  выдающихся полководцев, вышедших  из среды русского народа, звездой первой величины сияет имя Александра  Васильевича Суворова.
Свыше полувека прослужил А.В. Суворов в рядах русской армии, участвовал во всех наиболее крупных военных событиях современной ему эпохи: семилетней войне 1756-1763гг., боевых действиях отрядов Барской конфедерации 1768-1772гг., русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787- 1791гг., Польском походе 1794г., Итальянском  и Швейцарском походах 1799г.
    Проведя более 60 боев и сражений, он за всю свою многолетнюю военную деятельность не потерпел ни одного поражения. То был редкий по одаренности полководец, каких мало знала мировая история.
    Переход армии полководца через Альпы, взятие перевала Сен-Готард и Чертова моста - беспрецедентная страница военной истории.
В Швейцарском походе через Альпы, войска под командованием А. В. Суворова за 16 дней прошли 300 километров, преодолели семь перевалов при постоянных боях.
    Русскому фельдмаршалу было почти 70 лет, когда он вместе со своими солдатами проделал этот неимоверно трудный путь. Поход стал настоящим венцом военной славы русского полководца, высшей точкой побед русского оружия в XVIII столетии.
Фридрих Энгельс писал: «Этот переход был самым выдающимся из всех совершенных до того времени  альпийских переходов» (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-ое изд., т. 13, с. 243).
    10 сентября 2022 исполнилось 223 года  со дня начала  Швейцарского похода А.В. Суворова. Несмотря на разные оценки специалистов его роли, значимости и результативности он вызывает огромный интерес и в наши дни, привлекая  внимание  удивительными обстоятельствами похода, подвигами всех его участников от солдата до генералиссимуса, тактическим гением Суворова, проявленным на краю гибели.
Время не властно над славой Александра Васильевича Суворова (13.11.1730-06.05.1800) –  великого русского полководца и военного теоретика, единственного полководца XVIII века, не знавшего поражений. Он является национальным  героем  России. Его жизнь – яркий пример бескорыстного и самоотверженного служения Родине.

Предпосылки походов

    К 1799 году французская армия под предводительством  бригадного генерала Наполеона Бонапарта захватила Голландию, Италию, Швейцарию острова Средиземного моря, готовила удары по Англии, Центральной Европе, Ближнему востоку.
    Павел I Император Всероссийский, видя угрозу интересам России, непрестанно воевавшей почти на протяжении последних 40 лет,  согласился войти в антифранцузскую коалицию, созданную в 1798 году (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство и др.).
    К весне 1799 г. обстановка в Северной Италии сложилась не в ее пользу. Французы начали перекраивать захваченные земли, создавая новые республики, которые были от них зависимы. Для похода в Северную Италию, захваченную войсками Французской Директории, была создана объединённая русско-австрийская армия.
    Чтобы остановить агрессора, нужен был полководец, не уступающий Бонапарту по масштабу личности. Правительство Англии и Австрии назвали единственно возможную кандидатуру русского фельдмаршала Суворова. Полководец был стар, не здоров и находился в немилости у императора Павла I и, тем не менее, именно на этого человека надеялась вся Европа.
    Александр Васильевич в это время был в вынужденной отставке и жил в своем имении – селе Кончанском. По настоянию союзников и прежде всего Венского двора, император Павел I назначил А.В. Суворова, главнокомандующим объединенной русско-австрийской армии.
    Павел I дал Александру Васильевичу большие полномочия. «Веди войну, как знаешь» – такие были его напутственные слова. Перед отъездом в Европу государь наградил Суворова орденом Святого Иоанна Иерусалимского Большого Креста (Мальтийским орденом), а император Священной Римской империи Франц II, прибывшему в марте 1799 года Суворову в Вену, присвоил звание генерал-фельдмаршала Священной Римской империи.
    Однако Франц II ограничил его инициативу постановкой конкретной цели предстоящих военных операций. Он обязал полководца также докладывать о своих намерениях. Все вопросы, связанные со снабжением войск, были изъяты из ведения Суворова и поручены генералу Меласу. Все это впоследствии привело ко многим срывам и проблемам.
    С самого начала военной деятельности судьба тесно связала Суворова с казаками. С годами он все более полагался на казаков в сложных боевых ситуациях.
В 1799 году для участия в войне с Францией с Дона приказано было послать полки в Италию. В Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова участвовали в составе объединенной армии 8 Донских казачьих полков 4162 человека под командованием А. К. Денисова (Денисова, Поздеева 1-го, Грекова 8-го, Молчанова, Семерникова, Курнакова, Сычева и Поздеева 2-го.   
    В  походах А. В. Суворова казаки были единственной кавалерией. Российское командование считало, что на сложной и пересеченной местности казаки действуют лучше, чем регулярная кавалерия.
    К сожалению, о роли казачьих полков и генерал-майоре Андриане Денисове в итальянском и швейцарском походах в дореволюционных и советских изданиях почти ничего не сказано или же упоминается мимоходом. Создается впечатление, что мемуары Андриана Денисова, как и нормативно-исторические акты, рескрипты, докладные о военной и гражданской деятельности того периода были недоступны или вовсе не использовались историками и авторами книг.

Казаки войска Донского

    Казачество, в том числе и донское, имеет древнее происхождение, и время его исторического существования измеряется не одной тысячью лет. О том свидетельствуют древние письменные памятники и барельефы Карабеля, Ибсам-була, Фив, скалы р. Оронта (в Сирии) и Эйюка (в Малой Азии), древние этрусские письмена на камнях, а также раскопки Трои и на о. Крите.  Имеющиеся артефакты подтверждают глубокую древность этого великого народа, каким явилось на историческое поприще казачество.
    Казачество отстояло для России весь юг, покорило Сибирь, проникло на Амур за 200 лет до его присоединения к России, открыло Берингов пролив за 100 лет до Беринга (казак Дежнев). Очистив от татар и турок свои родные земли, твердо обосновалось по Дону, Кубани, Тереку, Уралу и далее по Иртышу, Семиречью, Амуру, даже до Камчатки.
    В период XVI – первой половины XVII вв. казачество являлось фактически территориальным субъектом, так как сохранялись качества независимого субэтноса. В этот период правовой статус казачества характеризуется определенной независимостью от российского государства при выполнении ряда добровольно взятых на себя обязанностей перед российским государством. Основная отличительная черта уклада жизни казаков – профессиональная ориентация на военную службу. Казаки не платили никаких налогов и имели право беспошлинной торговли в пределах территории войска. За свою вольность казаки выставляли на срочную службу казачьи полки, отдельные сотни и артиллерийские казачьи батареи, которые несли службу наряду с регулярными частями российской армии в ее составе.
    В те далекие годы Россия, поставленная императором Петром Великим в ряды европейских государств, росла и ширилась, укрепляя свои границы, ведя войны с соседями. Донцы посылали полки в одно и то же время и на далекий север в Швецию, где завоевывали Финляндию, и на юг в Турцию и Крым, и на восток на Кубань и в Персию, и на запад  в Польшу и Италию!..
    Лев Толстой писал в 1870 году, что «вся история России сделана казаками» (Арчаков С. Казаки. Народ или сословие? Кто даст ответ на вопрос о самоидентификации. Интервью с А.В.Соповым. Вечерняя Москва. 2015. 29 июня. [Электронный ресурс]. URL: vm.ru).
    Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Государство было заинтересовано в использовании военного опыта
казаков, накопленного столетиями, они имели огромное значение в различных войнах, которые вела Россия.
    Казачьи войска всегда выставляли воинский контингент, отличающийся особой выносливостью, храбростью и напористостью в достижении победы над противником, нередко превосходящим казаков по численности. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Они во все времена считались великолепными наездниками, не знавших себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию.
    Хорошо организованные, мобильные казачьи войска, применяли своеобразные тактические приёмы: внезапные набеги, засады, гуляй-города, составленные из повозок. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях не регламентированным никакими уставами старых, дедовских приёмов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы. Этот наследованный от ордынцев-степняков опыт оказался эффективным при столкновениях с армиями европейских государств. Казаки дрались на конях, дрались ружейным огнем в пешей цепи, ходили на крепостные стены, атаковывали турецкие суда на лодках. 
    Несмотря на древнюю историю, казачество сохранило в целости свои особенные нравы и обычаи, своеобразный образ правления и религиозные воззрения.  Старинная казачья поговорка гласит: «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» Его служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица).
    Казачьи полки формировались по территориальному признаку, а это играло очень важную роль в достижении сплоченности и храбрости воинов. Зачастую на войну уходили деды, отцы и внуки. Дома не оставалось почти никого. В одном и том же полку служили и сын, и отец. 19-летние юноши шли наряду с 40-50-летними казаками.
    Одни возвращались, другие уходили. С ружейной пальбой и криками встречали станицы героев, вернувшихся из похода, за чарой вина слушали казаки рассказы о богатырских подвигах и победах, о славных поисках и лихих атаках, о Суворове. Станицы продолжали быть станом военным, жили жалованьем, да теми грошами, что приносили из походов. Жили, быть может, и не богато, но славно. Красота их мирного полкового быта, с песнями, идущими из глубины веков, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла. «Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей», – так описывал казаков один из последних донских атаманов и объяснял: «Они сами стали такими. Их закалила в боях на границе история» (Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. ВикиЧтение).
    Воинская  слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны.  Для славы донской не хватало еще побывать в вышине, уходящих за облака гор и там своею кровью запечатлеть свою верность Государю и родному Тихому Дону.
    Полкам этим нужно было пройти походом Австро-Венгрию и вступить в Италию, где на чужой земле и за чужое дело сражаться, исполняя волю государеву и добывая славу казачью. Поход этот, несмотря на зимнее время, казаки сделали легко. Стоянки на ночлегах были везде хорошие, продовольствия достаточно. В городе Брюине австрийский император и императрица смотрели казачьи полки и были восхищены лихостью на коне казаков и уменьем на конях, проходить самые трудные препятствия. Казаки ночевали и в Вене, столице Австро-Венгрии.
    Особенно казаки поразили австрийцев своим внешним видом. Вот как их описывает один хронист: «Все они бравого вида, на лошадях, длиннобородые, в кожаных шапках, с длинной пикой, кнутом, двумя пистолетами, саблей, кинжалом – вооружение почище, чем у турок».
    Нелегко приходилось казакам в Итальянском и Швейцарском походах. Карты были итальянские и австрийские, жители говорили по-итальянски, неприятель по-французски. Но казаки справились с этим. В своих разведках и поисках казаки запоминали вид селений, башни, церкви, местоположение их и по приезде рассказывали, и притом так ясно и подробно, что австрийцы и итальянцы легко находили по карте те места, где были казаки и где видали они неприятеля. Начальник штаба армии, австрийский генерал Шателер, был удивлен и восхищен уменьем казаков распознаваться на совершенно незнакомой местности.


Рецензии
Суворов подобно искуссному ювелиру предал казачеству невероятную красоту и славу преобразив их боевые навыки. Не зря казаки были авангардом его армии.

Новосельцев Григорий Петрович   28.01.2024 22:17     Заявить о нарушении
Да, Вы правы. А меня удивляет и восхищает еще величие духа полководца, которым он заряжал своих "чудо-богатырей". То, что преодолели русские в Альпах, просто нереально и неповторимо. Жаль, что все эти трудности пришлось им пройти в интересах другой страны и все героические усилия не привели к достижению цели.

Алла Данилина   30.01.2024 14:12   Заявить о нарушении