Как продавали Марию

- Так ты мне поможешь? - спросил приглушенным голосом друг из телефонной трубки.
- Решился всё-таки?
- Решился, - сказал друг и добавил, - ну, ты же знаешь, деньги нужны…
- Привези её, попробую продать.

На следующий день он привёз её в холщовой сумке, она была вся обмотана в какую-то старую, неопределённого цвета, шаль.
Скульптура представляла собой мраморный бюст Марии, всю застывшей от скорби и тоски, с головы которой ниспадало покрывало, плавно переходившее в длинное основание. Вся скульптура была несвежая, несколько пожухшая, желтоватая.
- Сколько лет она у тебя?
- Достаточно долго, более десяти.
- Надгробный памятник покупать впрок - нехорошо…
- Опять начал! Да не надгробный памятник это!
- А что? Где ты видел такое скорбное лицо? Только на кладбищах. Колись, откуда выкрал-вынес?
- Да не крал никто, это отцу один известный футболист подарил.
- Ну, а отец ему румынскую мебель организовал? Этот футболист точно выкрал с какого-то заброшенного кладбища, где-то в Италии.
- Ну, это уже не так важно, главное есть авторская подпись, а это уже ценно.
- Брунелеске… великий скульптор, архитектор, изобретатель эпохи раннего Возрождения… Липо, что ли?
- Нет, посмотри на инициалы, это не Филиппо, а Энрико.
- А этот тоже из Возрождения?.. сейчас посмотрю в каталоге…

Я снял с полки толстую с желтоватыми страницами книгу-каталог Хислопа, где были указаны почти все мировые авторы (даже средней руки) произведений искусства, с их аукционными ценами продаж и прочей спецификой этого дела.
- Так-так… вот твой Э. Брунелеске, да, к сожалению, он слишком молод, родился в конце 19 века, как жаль, был бы он сыном, или, на худой конец, внуком-правнуком нашего Филиппо, то это уже  был бы 15 век!.. и совсем другие цены… космические!
- А у нашего какие цены?
- Невысокие. Продадим от силы за два куска зелёных.
- Если быстро, то пойдёт!

В конце девяностых две тысячи долларов была довольно значимая сумма.
Но, конечно, я ещё потрепал нервы другу. На следующий день, вечером, когда он принимал у себя гостей:  товарища с двумя подружками среднего возраста, с прицелом на последующее приятное ночное развлечение, я позвонил и гробовым голосом сказал ему, что мой малыш четырёх лет случайно сломал голову Марии.
- Да ладно! Врёшь…
- Ну, я тебя предупредил, да, помнишь небольшая трещинка была на шее, я тебе говорил, когда очищал с неё всю эту грязь, так вот оттуда и случилось всё это дело, прости, друг… - я продолжил трагедию.
- Но как? Мы же её положили на каминную полку, это же высоко.
- А мяч высоко и пролетел.
- Не верю!.. 

Друг повесил трубку, но, рандеву с девицами было испорчено окончательно. Через час раздался звонок в дверь. Это был он, который, кивнув головой моей супруге, кинулся в комнату. Мария в целости и сохранности скорбно продолжала склонять красивую головку на каминной полке.
- Где эта скотина?
- Армен, ну ты же знаешь, Мося любит разыгрывать.
- У него нет совести! Он мне такой вечер испортил…
- Зачем так говоришь, он как раз по твоим делам пошёл, - начала привычно защищать меня супруга.

Через два дня я продал Марию нуворишу, мужу какой-нибудь Эллочки-людоедочки Щукиной, которого я убедил, что во всех знатных домах Европы на каминных полках стоят такие скульптуры. Но, конечно, по мне - так наша Мария долгие годы скорбно оплакивала чью-то грешную душу где-то среди старинных могильных плит и надгробий в прекрасной Италии, пока не попала к нам, в Армению…

17 ноября 2022


Рецензии