Первый школьный день

     Пойти учится в школу Колька хотел давно, практически с того момента, когда пошла в первый класс его сестра, которая была старше его ровно на два года.  Ему тоже хотелось иметь портфель, тетрадки и делать уроки. Он каждый день с нетерпением ждал возвращения сестры из школы, чтобы потом вместе с ней делать домашние уроки. Такая совместная учёба с сестрой позволяла ему осваивать школьную программу, не ходя в школу. Уже в пять лет он легко читал тексты из букваря, и даже стал понемногу читать тексты из газет. Одновременно с сестрой научился считать и решать примеры по арифметике. Но, тем не менее, ему всё равно хотелось ходить в школу.
     Школа была недалеко от дома, где жил Колька. Это была начальная школа, в которой деревенские ребятишки учились до четвёртого класса. Школа стояла в стороне от деревни на высоком бугре, на другом берегу речки, прямо напротив дома, в котором они жили. Мост через речку был выше по течению реки метров на двести, двести пятьдесят. Зимой, когда речка покрывалась льдом, все ходили через эту речку по льду. А когда льда не было, нужно было ходить в обход по мосту. Школа была маленькая, всего два помещения для занятий, учительская и коридор. В каждом помещении одновременно учились дети двух классов, а именно: первоклассники учились одновременно с ребятами из третьего класса, а второклассники с четвероклассниками. Уборная была в десятке метров от основного здания и представляла собой небольшой неотапливаемый сарай. Вот в эту-то школу и хотел ходить Колька. Он даже иногда приходил в школу, заходил в класс, где училась сестра. Но когда уборщица – тётя Маша – звонила в колокольчик и дети занимали свои места за партами, ему приходилось уходить. Тем не менее, пока мальчишке не исполнилось семь лет, в школу его не принимали, несмотря на то, что он уже хорошо читал, писал и мог решать задачки по арифметике.
     И, наконец, это время наступило. Ему исполнилось семь лет. Перед отправлением Кольки в школу мать сшила ему новую рубашку, купила портфель и ботинки. Ботинки были великоваты, так как покупались на вырост, но зато с начёсом внутри и позволяли ходить в них до начала больших морозов. Ботинки Кольке нравились. Раньше у него никогда таких не было. В последний день августа они вместе с сестрой пошли в школу без портфелей. Но всё равно на нём была новая рубашка и новые ботинки. В этот день первоклассников усадили за парты вместе с ребятами, перешедшими в третий класс. Кольку посадили за одну парту с его сестрой, которая стала третьеклассницей. Учительница, которую звали Валентина Михайловна, подробно рассказывала первоклашкам, как и что они должны делать, здесь в школе и дома, чтобы успешно учиться. Потом она показала учебники, по которым они будут учиться в этом году. Но сказала, что эти учебники им дадут завтра, когда они придут с портфелями. После этого третьеклассников учительница оставила, а первоклассников отпустила домой и сказала, чтобы они завтра к девяти часам утра уже были в классе. Поэтому из школы Колька вышел без сестры.
Гурьбой ребятишки направились по дороге к мосту. Когда они отошли от школы и подошли к дороге крутым спуском, идущей в сторону моста, Колька приотстал, поскольку ему в голову пришла озорная мысль.
     С вершины бугра он хорошо видел свой дом, который был напротив. Нужно было только спуститься с горы и преодолеть речку. Ему захотелось пофорсить перед одноклассниками. И он решил не идти со всеми на мост, а переплыть речку, и там, на том берегу, выйти им навстречу, и, тем самым, их удивить. Он бегом сбежал с горы прямо к берегу речки. Зайдя под кусты ракиты, которые свисали практически до земли и укрывали происходящее там от внешних взоров, Колька быстро разделся, расстелил брюки, и на них, аккуратно свернув, уложил рубашку и майку, а рядом поставил ботинки. Потом, немного подумав, снял трусы и тоже положил в кучку снятого белья. Ему не захотелось одевать потом одежду на мокрые трусы, да и мама дома наверняка стала бы расспрашивать, почему на нём мокрые трусы. Всё бельё он ловко перевязал поясным ремнём и, взяв свёрток в левую руку, решительно вошёл в воду. Вода была холодной. Последнюю неделю в речке уже почти никто не купался. Но отступать было некуда и он, съёжившись, двинулся на глубину. У этого берега глубина начиналась быстро, так как в том месте река делала крутой поворот и подмывала берег. Поэтому практически сразу ему пришлось плыть. И он поплыл. При этом он умело держал свёрток с бельём в левой руке, а правой решительно подгребал под себя воду, активно работая ногами. Река в этом месте была неширокая, всего метров пятнадцать, двадцать. Причём у противоположенного берега был большой мелководный участок. Колька об этом хорошо знал. Это было одно из любимых мест, где он  летом купался с друзьями. Поэтому он быстро переплыл глубоководную часть и, встав на ноги, двинулся к берегу. Он торопился. Ему хотелось поскорее выйти из воды, одеться и выйти на дорогу, по которой должны были идти ребята-одноклассники. Когда воды было уже по пояс, он вдруг наступил на старую открытую ракушку. Ракушка была с острыми краями и моментально впилась в ногу. Эта неожиданная боль заставила его резко вздёрнуть пораненную ногу вверх. При этом он по инерции отклонился назад, не удержал равновесие и упал. Свёрток с одеждой, который он так аккуратно держал, чтобы не замочить, погрузился в воду. Упав, он тут же вскочил, поднял вверх руку со свёртком. Но было уже поздно – всё, что было в свёртке, промокло в воде. Колька несколько мгновений растерянно смотрел, как из промокшей одежды вытекает вода, потом оглянулся по сторонам. Вокруг никого не было. Он тихо заплакал и побрёл к берегу. Выйдя на берег, он отмыл от ила ноги и, положив свёрток на траву, развязал ремень, которым была связана одежда. Взял в руки ботинки, в них была вода. Слил воду из ботинок и поставил их на траву. Потом взял в руки рубашку и хотел сначала отжать, но передумал и повесил её сохнуть на кусты, растущей рядом ракиты.  Майку и трусы он максимально отжал и надел на себя. Он знал, что на теле бельё высыхает быстрее. Брюки он тоже отжал и повесил рядом с рубашкой. За этой работой он перестал плакать и стал думать, что делать и как скрыть то, что произошло, от мамы. Он знал, что будет наказан. Но не это его огорчало, а то, что новую одежду, в которую его одела мама, он так глупо промочил, а может быть и испортил.
     В это время стали хорошо слышны голоса ребят, которые перешли речку по мосту и подходили к тому месту, где находился Колька. Дорога проходила всего в десятке метров от берега речки. Он залез в заросли травы и прибрежных кустов, пригнулся и стал пережидать, когда ребята пройдут. Те шли не спеша, смеясь и толкаясь между собой. Наконец они прошли и двинулись по деревенской улице. Колька молил бога, чтобы в это время на улице не было мамы. Иначе она спросит про него. Что тогда делать?
     Прошло немного времени и детские голоса затихли. Колька вылез из кустов и стал думать, что же ему делать. Он подошёл к одежде, пощупал, та была ещё мокрой, а ботинки и не думали высыхать. Он с тоской посмотрел вокруг. На ум ничего спасательного не приходило.
     На бугре со стороны школы послышались детские голоса. Они приближались. Это шли домой остальные школьники, которых задержала учительница. Среди них была и сестра. Если сестра придёт домой одна, тогда уж мама точно начнёт его искать и беспокоиться. Колька этого не хотел. И он решил пойти и всё рассказать маме. Он в одну руку взял брюки и рубашку, а в другую ботинки и босиком побрёл к дому. И ему повезло, дома никого не было. На двери висел чепок. Тогда он быстро повесил брюки и рубашку на бельевую верёвку в саду, а ботинки поставил на фундамент дома со стороны, где было больше солнца. Потом забежал в дом и оделся в свою повседневную одежду.
     Скоро пришла сестра. Она спросила: «А где мама?». Колька честно сказал, что не знает, потому, что когда он пришёл, её дома не было. Мама была на работе и вернулась домой только к вечеру. К этому времени вся промокшая одежда высохла. Он аккуратно повесил брюки и рубашку на спинку стула, который стоял в горнице. Ботинки выдержали испытание водой, и было почти незаметно, что они побывали в речке. Колька успокоился. И когда мама вернулась с работы, он ей ничего не стал рассказывать про случившееся. Рассказал он эту историю, когда уже был старшеклассником.

28.03.2021


Рецензии