Катарсис дома нашей мысли

Трагикомедия «Дом людей».
Режиссёр-постановщик Анна ДЗЫГАЛО.
Роли и исполнители:
Дмитрий Фёдорович – Виталий БИСЕРОВ.
Николай Иванович – Евгений ИСАЕВ.
Славик – Михаил БУТУРЛОВ\ Александр ВЕСЕЛОВ\ Фёдор МАЯЦКИЙ.
Степан – Вячеслав КАРПОВ.
Игорь – Сергей ТРИФОНОВ\ Тимур АХМЕДОВ.
Вера – Ксения БОРИСОВА\ Олеся ЛИНЬКОВА.
Жанна – Анна ДЗЫГАЛО.
Театр Драмы и Комедии ART – LUXE. Санкт-Петербург 2022.
В спектакле «Дом людей» Анна Дзыгало обращается к сложной многогранной теме безграничности человеческой индивидуальности, внутреннего мира человека, пространства его мысли. В этом драматургическом опыте изучении этой многовековой темы Дзыгало фокусирует наше внимание на внутреннем мире человека, его особой архитектуре и содержанию, в нём плодом работы человеческой мысли является концепция мироздания и понимания роли человека в окружающем мире, его роль и предназначения в нём. Эта философско-психологическая концепция определяет главный объект драматургического исследования спектакля, которое сосредоточено на мозге человека, так как нём определяются главные опорные точки человеческого существования.
В истории под названием «Дом людей» изучение мозга человека - это процесс метафизический, раздвигающий границы естественнонаучного познания, концепция которого определяет мозг в качестве некого замкнутого пространства, центр интеллектуальной активности. В нём запечатлены картины нашего настоящего и прошлого, образы людей нашей жизни, в этом пространстве происходит аккумуляция информации о происходящем вокруг и внутри нас, аналитические возможности мозга человека определяют его главенство над другими жизнен важными функциями. В спектакле «Дом людей» выдвигается метафизическая концепция мозга человека, которая постулирует безграничность его возможностей, большая их часть остаётся великой непознанной тайной науки, с осознания этого создаёт символическую начальную – отправную точку нашего познания. В нём процесс исследования, этих неведомых для науки глубин, начинается с многомерной проекции мозга человека, её особенность в совмещении естественнонаучного и метафизического понимание объекта нашего исследования. Этот эффект совмещения осуществляется в сценическом картине, фокусирующей наше внимание на визуальной, многомерной модели человеческого мозга, в ней наблюдение естественнонаучной модели сопровождается метафизическими размышлениями о его главенстве, приоритетности его роли в жизни человека, его непознанных тайнах и загадках. В этой точке асолютаризация внимания зрителя достигается через особый символизм сценографии в которой виртуальная модель мозга изображается в окутанном мраком пространстве. В ней мрак, окутывающий многомерную проекцию мозга - это сложная метафора глубин вселенной, в которых главенствует человеческий разум существует над временем и пространством и его потенциал не познан и безграничен, В этой концепции прослеживается взгляд на мозг человека Андрея Тарковского, который он впервые обратился к этой теме в фильме «Иваново детство», продолжил в «Салярисе» и индивидуализировал во всех своих картинах. Тарковский в своём опыте познания рассматривал мозг человека в качестве пространства, в котором возникают образы в результате осмысления, увиденного и прожитого. В видении великого классика мирового кинематографа мозг – это дом в котором живут люди, образы настоящего и прошлого. Образы возникающие в этом пространстве этого дома виртуальны и материальны одновременно, Дзыгало экстраполирует эту концепцию в сюжетное пространство спектакля, в нём она является определяющей мироздание и мировоззрение персонажей «Дома людей».
Наше изучение сценической интерпретации этой философско-психологической концепции в спектакле обретает своё расширение и персонификацию в визуальной проекции внутреннего мира главного героя этой истории, доктора Дмитрий Фёдорович (Виталий Бисеров). В этой истории он врач, посвятивший всю свою сознательную жизнь излечению пациентов клиники, в сюжетном пространстве спектакля его клиника -это символическая точка на пересечения осей времени и пространства. В ней его познание находится в точке абсолюта, в которой доктор в своём научном поиске истины и изучении непознанных глубин науки, абстрагируется от окружающего мира.
Приоритет научного познания в жизни человека определяет мировоззренческую концепцию и парадигму существования доктора, в ней мы получаем возможность изучения философии экзистенциализма научного познания. В рамках этой философской концепции научного познание первично, оно определяет собственный состав ценностей и приоритетов человеческой жизни, она определяет форму восприятия окружающей реальности, в которой выделяются приоритетные и нивелирует вторичные объекты и приоритеты человеческого существования. Это особое форма восприятия реальности в истории доктора в невидимых для окружающих факторов влияния на человеческое сознания, одним из частных примеров этого воплощен в синдроме апельсина. Его аромат – это одни из триггеров, посылающий доктору сигналы, пробуждающим в нём комплекс чувств, эмоций и ассоциаций, они расширяют диапазон его взгляда, открывает ему ранее невидимое.      
 В своём познании доктор выходит за рамки традиционной медицинской практики излечении пациентов, он видит в каждом из них уникальную возможность научного исследования, которое может привести к открытию, позволяющие ему проникнуть в непознанные глубины науки, исследования которое принесёт благо всему человечеству. Наблюдение пациентов в клинике даёт ему уникальную возможность осмысление главных вопросов мироздания, на которые он может найти ответ в пациентах клиники. Визуальная проекция его мыслей - это пространство, в котором мы видим галерею образов среди них: пациенты клиники, люди его жизни, коллекция образов, генерированных его сознанием и подсознанием. В спектакле изучение их осуществляется путём экстракции этих образов из пространства его мозга, при котором все они обретают визуальные черты в сложно-компилированном сообществе. Это виртуальное сообщество, объединяет в себе две группы персонажей, в одной из них реальные личности пациентов клиники и людей жизненного пространства доктора, в другой коллекцию синтетических образов. Все они продукт синтеза мыслительного процесса доктора, возникнувшие в процессе аналитического процесса и ассоциативного мышления, реальные визуальный проекции сложных философско-психологических метафор. Реальная часть этого сообщества дуально присутствует в этом пространстве, для доктора все они видимы и продолжают существовать в стенах клиники, но абсолютно невидимы для людей, окружающих доктора. В другой форме реальности, мир вокруг доктора, все эти персонажи и сама клиника более не существуют, но для него они исчезли во времени, пациенты и клиника продолжают существовать в подсознании доктора.
  Наше изучение пространство образов персонажей позволяет нам увидеть в них продукт синтеза различных психологических концепций, среди которых теория синтетической личности, концепция multi identity, синдром Билли Милигана, а также ряд других. Одновременно галерея пациентов доктора предоставляет нам возможность сосредоточить наше внимание на теме человеческой индивидуальности, на трактовке концепции человеческой нормальности общепринятой и реальной. В этой истории для доктора поиск путей излечения пациентов синонимичен самому научному пути познания человеческой индивидуальности. В образах пациентов клиники мы видим контрадикцию пониманий нормальности, основывающейся на невозможность их вписаться в общепринятые шаблоны. Концепция восприятия доктором его пациентов определяет их в качестве непознанного наукой объекта, каждый из них индивидуальность, открывающая ему новые пути познания человеческой индивидуальности. Это видением процесса излечения выводит научный поиск доктора за рамки общепринятых шаблонов восприятия врачом его пациентов, разрушает прокрустово ложа процесса их излечения.
 Виртуальное присутствие в пространстве его мозга создаёт визуальную проекция синдрома мульти присутствия, в рамках которой его мозг – это дом индивидуальностей каждый из которых создаёт эффект особой призмы. Взгляд доктора направленный через пространства этой призмы позволяет ему увидеть реальность окружающего его мира глазами каждого из его пациентов. Визуальная проекция этой призмы индивидуального восприятия реальности в спектакле представлена в виде очков, через которые пациенты смотрят на окружающий их мир. В финальной точке своего пребывания в клинике они исчезают на физическом уровне, но их видение передаётся доктору и таким образом они продолжают существовать в этом виртуальном доме.
В спектакле «Дом людей» Анна Дзыгало в истории доктора Дмитрия Фёдоровича, людей его жизненного пространства и образов населяющих его дома людей предлагает нам возможность осмысления комплекса трудных вопросов и проблем человеческого существования. Эта история даёт нам всем возможность увидеть в себе и в окружающем нас мире индивидуальностей, откинуть шаблоны нормальности, определяющие наше восприятие окружающих нас людей и таким образом ступить на путь излечения, на дорогу, ведущую к жизненно-важному для нас всех, катарсису.      
Видео фрагмент спектакля и его краткий разбор вы можете увидеть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/Ywk3JEdXqdY


Рецензии