Духовная нищета
«Блаженны нищие духом ибо их есть Царство Небесное.»
1. Что значит быть нищим духом?
«Быть нищим духом означает иметь духовное у б е ж д е н и е, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы – н и ч т о и во всем прибегать к милосердию Божию» (митр. Филарет Дроздов).
Это убеждение неполно без душевного чувства своего недостоинства: «"Нищие духом" суть душевно ч у в с т в у ю щ и е своё недостоинство» (блж. Фиофилакт Болгарский).
2. Нищие духом считают себя за ничто а) перед Богом, b) перед людьми, и c) перед каждой Божьей тварью.
а) Что значит считать себя за ничто перед Богом?
Это значит осознавать свою всецелую зависимость от Бога, рассуждая в глубине себя следующим образом:
«"Ничего доброго у меня нет... Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божии. А моя собственность - только одни мои безчисленные грехи, которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю Милосердного Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? Нечем» (прп. Иосиф Литовкин).
Нищие духом ничего не считают своим: ни тело, ни душу, ни дух. Тем более не считают они своим материальные средства: деньги, богатства, недвижимость. Они искренно предпочитают быть добровольно нищими, например, как монахи, полностью отказавшись от владения материальными средствами и предав себя всецело в руки Божии.
Или они владеют этими средствами как распорядители чужого, то есть Божьего, поставленные для справедливого распределения их между всеми нуждающимися. Такое "владение" для них чаще всего бывает обременительным и они готовы уступить его другому. Не считают они своею и интеллектуальную собственность.
Итак, если кратко: «Всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь» (Рим 11:36).
Из этого следует, что мы не хозяева жизни, которая в нас. Она дар Божий.
Являясь единственно Сущим, «Бог содержит в Себе Самом полноту бытия» (Иоанн Дамаскин). Поэтому Он единственный источник любого существования и всякой жизни: «Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25), «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
Это значит, что мы живём Богом и без Его дыхания жизни в нас ничего из себя не представляем. Только благодаря этому дару, ниспосылаемому каждое мгновение, мы живём, радуемся и любим.
Наконец, не мы, а Господь источник добрых дел. Мы только можем стать орудиями, через которые эти дела совершаются.
«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
«Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:16-17).
«Бог есть начало, средина и конец всякого блага <в том числе и того, которое в тебе>. Благому же нельзя веровать или совершать оное иначе, как только во Христе Иисусе и в Духе Святом» (прп. Марк Подвижник).
Поэтому всё хорошее в нас мы имеем от Него и оно не наше, а Б о ж и е в самом прямом смысле этого слова. Оно созидается в нас Благодатью, действующей в теле, душе и духе. В теле Благодать поддерживает естественные процессы. В душе она претворяется в благие помыслы и дела, а в духе она соединяет нас с Богом. Это одна и та же Благодать, только в разных составах наших (в теле, душе и духе) она действует по разному.
Итак, «Кто я такой без помощи Божией? Прах земной и отвратительный смердящий гной» (схиигумен Иоанн Алексеев).
Поэтому нищий духом во всём надеется не на себя, не на людей, не на звёзды, не на авось, а на Бога и его милосердный Просысл. И за всё благодарит Бога.
b) Что значит считать себя за ничто перед людьми?
«Первое смирение cостоит в том, чтобы почитать б р а т а своего
- р а з у м н е е себя
- и по в с е м у п р е в о с х о д н е е
- и одним словом, как сказали святые "п о ч и т а т ь с е б я н и ж е в с е х"»
(авва Дорофей).
c) Что значит для подвизающегося считать себя за ничто перед каждой Божьей тварью, то есть ниже её?
«Вопрос: Того же к другому Старцу: Если кто считает себя ниже всей твари, а действия его не соответствуют сему; как о сём думать?
Ответ: Если действие не согласно с сознанием, то и оно не есть истинно, но поругание демонское.
Вопрос: Отец мой! нет ещё того, чтобы я считал себя ниже всей твари, но когда испытываю свою совесть, н а х о ж у с е б я з а с л у ж и в а ю щ и м т о г о, чтобы считать себя ниже всей твари. Неужели и это поругание от демонов?
Ответ: Брат! теперь только вступил ты на правую стезю. Вот самая истина. Бог да приведёт тебя в ту меру, чтобы считать себя ниже всей твари. Здравствуй о Господе» (авва Дорофей).
То есть я нахожу себя заслуживающим того, чтобы считать себя ниже всей твари, но у меня не получается считать себя таковым.
Осторожно: «Высшая степень смирения - "держать ум в аду и не отчаиваться" - это для подвизающихся, для монахов, у которых есть опытные руководители, которые сами умеют это делать. Это когда человек думает, что все спасутся, только он один будет в аду. Здесь есть опасность. Можно так в нём и остаться, впав в крайнее уныние, отчаяние или возомнив о себе» (о. Игорь Балухатин).
3. Как удостовериться подвизающемуся в том, что он, будучи "сосудом Божиих дарований", этих дарований ещё не приобрёл и ничего не имеет?
«Когда я сидел у одного аввы, пришла некоторая дева и сказала старцу: „Авва, я провожу шесть дней шести недель в посте и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет“. Старец отвечал ей: „Сделалась ли для тебя скудость все равно что изобилие?“ Она сказала: „Нет“. — „Бесчестие — как похвала?“ — Сказала: „Нет, авва“. — „Враги — как друзья?“ — Отвечала: „Нет“. Тогда говорит ей мудрый тот старец: „Иди, трудись, ты ничего не имеешь“» (прп. Антоний Великий).
«Не высокомудрствуй, будто ты добр; ибо не можешь вверить себя врагам своим» (прп. авва Исаия).
С чего начинается духовная нищета?
1. С познания всего вышесказанного, хранения его в сердце, и применения на практике.
2. С недоверия своему уму, который искажает правду: всё доброе приписывает нам, а не Богу, а всё злое другим; видит сучок в глазе ближнего, а бревна в своём глазе не замечает.
3. И потому со строгого наблюдения за самим собой, а не за другими.
4. Почему основанием всех заповедей блаженства является духовная нищета?
Считающий своими собственными дары Божии (жизнь, радость, любовь, талант, земные блага) отпадает от Бога и впадает в великие беды, самая большая из которых есть гордость*, так как обратной стороной своей она имеет вечную смерть.
«Итак, всякому человеку необходимо знать себя самого, что он – н и ч т о. Того, кто не знает себя самого, что он ничто, не может спасти Сам всемогущий Бог при всем том, что желает спасти его. И если бы кто принес Богу в дар весь мир (что конечно невозможно), а не думал о себе, что есть ничто, не может спастися никоим образом» (прп. Симеон Новый Богослов).
Поэтому Макарий Великий восклицает: «О если бы кто приобрёл хотя бы скорбь сию о нищете своей!»
Подробнее об этом смотри статьи "О трёх видах смирения" и "Что мешает нам смириться?"
Приложение
Две причины смирения
«Смирение сердца бывает у человека по двум причинам: или от о с т р о г о сознания грехов своих, или от воспоминания о смирении Господа нашего, скорее же, от воспоминания о величии Божием - до какой степени унизило себя это величие Господа всех, так что различными способами говорил Он с людьми и увещевал их, унизило себя до того, что Он воспринял от них тело - и о том, сколько перенес Господь наш, и через что прошло тело Его, и каким презренным явился Он миру, тогда как Он всегда обладал неизреченной славой с Богом Отцом. Ангелы трепещут от видения Его и от славы лица Его, сияющей среди их чинов! Но нам был Он видим в таком образе смирения, что из-за обычности вида Его схватили Его, когда говорил он с ними, и повесили Его на древе.» (прп. Исаак Сирин)
«О, блаженное Смирение, ты — Божественно, ибо приклонило небеса, и воплотилось в человечество, и грехи всего мира пригвоздило ко Кресту. Душа моя трепещет — как я могу сказать что-либо о величии твоём!» (схиигум. Иоанн Алексеев)
Если сам Бог показал нам свою любовь через смирение, то и мы можем показать нашу любовь к Нему и ближнему только через смирение.
Свидетельство о публикации №222112001197
"Напряжение мозгов, делённое на сопротивление самости, определяет поток Истины в этих мозгах. Чем выше сопротивление самости, тем меньший ток Истины протекает в одинаково напряженных мозгах." :)
Только нищие духом могут "пропускать" через себя Божью волю без сопротивления Ей... и просят =да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;= и добавляют =впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.=
Обнимаю.
Благословений нам.
Ваня Сталкер 20.11.2022 21:24 Заявить о нарушении
Обнимаю.
Господи, благослови.
Владислав Плеханов 21.11.2022 01:08 Заявить о нарушении