Песок

                Проблемы человек находит себе сам,
                На ровном месте зачастую.
                В рассказе ниже приведу я вам,
                Как под обвал песка попал вслепую.

   Этот небольшой рассказ основан на событиях, случившихся со мной много лет назад, который, на мой взгляд, отражает определённую грань взаимодействия человека с природой. Произошло это со мной в моей родной деревне, хотя в это время я уже постоянно жил в городе.
   Рано женившись и переехав жить и работать в Москву, я всё равно несколько раз в год приезжал с семьёй либо один в родную деревню к родителям. Там же и проводил отпуск, когда не удавалось уехать на шабашку. Дома всегда находились какие-либо дела: то косить сено, то привезти уголь, то ещё что-нибудь. Иногда в это же время туда же приезжал со своей семьёй и брат. Тогда было веселее, но дел делали, как правило, меньше, так как частыми были застолья.
В один из таких дней, в воскресенье, к нам заехал мой школьный товарищ, звали его Володя, но мы с детства звали его Ерошкой, и в обращении использовали эти два имени. Он отзывался на оба. Жил он на другом конце деревни, работал в колхозе водителем на грузовике ГАЗ-53 – самосвал. Это был среднего роста крепкий деревенский парень. Он тоже уже был женат. Наши жёны были знакомы, и когда мы приезжали в деревню, то они с женой иногда заглядывали к нам в гости. В этот раз Володя заехал один, сказав, что с женой они приедут к нам через пару дней. По тем временам он был хозяином машины, и если не надо было выполнять какое-либо задание в колхозе, то машиной он распоряжался, как хотел. Конечно, встретившись, мы присели к столу, выпили и неспеша вели разные разговоры, вспоминая своё детство. С моим братом они были также в приятельских отношениях, хотя он был на три года моложе нас с Ерохой.
   В процессе этой нашей посиделки, к нам подошла моя мама и говорит:
– Ребят, а может быть вы съездите в карьер и привезёте немного песка, чтобы подсыпать на дорожки? А то как пойдёт дождь – трудно удержаться на ногах на этих дорожках вокруг дома, старая подсыпка то уже вся утопталась в чернозём. Но желательно, чтобы песок был без глины, а то на ней ещё хуже можно поскользнуться.
Мы стали обсуждать, как это сделать.
– Карьер недалеко, можно съездить, но сегодня воскресенье и экскаваторщик не работает, – довёл информацию, немного захмелевший, Ерошка. – Кстати, там недавно вскрыли новый участок и песок там очень чистый, но экскаваторщика сегодня уже не найти, он уехал на свадьбу к брату в соседнюю деревню, – добавил он.
– А что, мы вручную не сможем набросать? – вмешался брат.
– Да, Ерох, поехали, лопатами набросаем, сколько сможем, – также предложил и я.
Ерошка закряхтел как старик. Чувствовалось, что ему не хочется выходить из-за стола.
– Тёть Тонь, я как-нибудь потом привезу, на неделе, когда будет работать экскаватор, – неуверенно заговорил Ерошка, обращаясь к моей маме.
– Володь, поехали сегодня. Если сегодня привезём, то мы с братом на днях разбросаем этот песок куда надо. А так, когда мы будем это делать? Там уже уезжать скоро. Приедем, ещё посидим, выпьем! – стал уговаривать я Ерошку. Немного помолчав, Ероха выдавил:
– Ладно, поехали, берите совковые лопаты.
   Сборы были недолгие. Времени было часов пять вечера. До карьера по просёлочным дорогам было километра три, и мы планировали быстро вернуться назад. Солнце палило уже не сильно, так что мы не стали ничего надевать на головы. Да и одеты были легко: треники и рубахи, завязанные узлами на животах. Усевшись втроём в кабину, мы с шутками, вспоминая различные истории, поехали на Ерошкином грузовике в сторону песчаного карьера.
   Подъехав к спуску в карьер, мы сверху увидели, что там действительно никого не было, лишь посредине площадки, на дне карьера, одиноко стоял экскаватор. Ерошка, уверенно лавируя по ухабам карьерной дороги, быстро спустился в карьер и остановил машину почти рядом с экскаватором. Все вышли из машины и начали подыскивать удобное место, чтобы там встать и накопать нужное количество песка. Осматривая обстановку вокруг, я обратил внимание, что в правой части карьера, у подножья высокой стены, за счёт того, что, по-видимому, недавно произошёл обвал, из свежего песка был образован склон, и довольно высокий. Посоветовавшись, мы решили подъехать задом к этому склону как можно ближе, и уже как бы с возвышенности оттуда набросать в кузов лопатами нужное количество песка. Так и сделали. Песок был чистый, чуть влажноватый, почти без примесей глины, и мы планировали в три лопаты быстро завершить работу. Я забрался по куче песка на высоту уровня кузова грузовика и стал посередине его заднего борта. Брат и Ерошка стали по углам заднего борта.
   С прибаутками начали бросать песок в машину. Через несколько минут работы стало уже жарко, появился пот. Чувствовалось, что мы перед работой принимали алкоголь. Я развязал узел рубашки, но прохладнее не стало. Побросав минут десять, остановились на перекур. Стали рассуждать на тему, что земляные работы являются тяжёлым ручным трудом. Строили догадки, как же это раньше, когда не было техники, люди копали огромные котлованы, строили каналы и другие серьёзные сооружения. Сочувствовали нашим предкам. При этом брат, офицер-танкист, усмехаясь, поделился своими воспоминании о копании земли:
– Мы в училище окопы копали по несколько часов подряд, и ничего, хотя грунт там был намного твёрже, да и взводный контролировал, чтобы никто не сачковал.
– Да ладно привирать, если б так копали, вы бы до Москвы траншею прорыли. Вас в училище вон сколько гавриков, – со смехом парировал Ерошка.
– Ну, это уж нет, следующий взвод за нами шёл и закапывал, – также шутя ответил брат.
   Так побалагурив и передохнув, мы продолжили работу, понимая, что за нас её никто не выполнит.
   И вдруг, в какой-то момент, стена карьера, рядом с которой мы работали, резко обвалилась, бросив вниз тонны песка. Этот песок сплошной лавой покатился по склону, на котором были мы, сметая всё на своём пути, докатился до машины и практически наполнил кузов машины песком. Брата и Ерошку лава на своей волне пронесла мимо машины вниз, на дно карьера, а меня бросила под машину со стороны заднего борта. На этой волне я пролетел пару метров по склону, нырнул под кузов, и, обогнув телом задний мост машины, застрял. Это произошло так быстро, что я ничего не смог предпринять, чтобы как-то поберечься. Когда я стал соображать, то понял, что отсюда мне самому навряд ли выбраться. Я грудью и животом был прижат к заднему мосту машины со стороны насыпи, а ноги огибали этот мост с обратной стороны. Рубашка на мне при движении по песку задралась вверх и закрыла всю голову. Также вверх задранными оказались и обе руки. Это обстоятельство обеспечило то, что мои рот, нос и уши не были забиты песком, и я, хоть с трудом, но мог дышать. Было тихо и холодно, так как влажный и холодный песок плотно прилегал ко всему телу. По-видимому, спасенье ко мне могло прийти только извне. Что произошло с ребятами, я не знал. «Если они в такой же ситуации, как и я, то нас обнаружат только через несколько часов, когда домашние начнут нас искать», – проскочила первая мысль. За это время можно и окочуриться.
   Я стал соображать, что можно сделать, чтобы дождаться помощи. Почему-то страху не было, мозг работал чётко. Мой анализ показывал, что, если машина начнёт отъезжать, то ноги, прижатые песком к заднему мосту, будут повреждены, значит их нужно попытаться освободить и опустить ниже моста, а лучше попытаться повернуться на бок и попробовать подтянуть ноги к животу. Ноги и руки я ощущал, пробовал их напрягать. Они слушались, значит были целы и не поломаны. Острой боли не было. Боли я совсем не ощущал. И я начал борьбу за выживание.
Шевеленьем, различными поворотами я стал пытаться опустить вниз руки и освободить ноги. Песок понемногу поддавался и пропускал тело через себя. Почему-то в этот момент перед глазами пробежала картина, которую я наблюдал, когда отдыхал на море в районе Анапы. Там небольшой краб, пойманный мной среди камней, очень быстро закапывался в песок на пляже. «Вот бы мне так!» – промелькнула мысль. И шевелясь как краб, через несколько минут я сумел опустить левую руку до уровня головы. При этом правая нога почувствовала небольшую свободу. Этот успех дал прилив силы, и я с максимальной активностью стал продолжать эту работу.
В этот момент я чётко услышал удары по корпусу машины. Было понятно, что кто-то отбрасывает песок от машины и цепляется при этом лопатой за различные выступы на её кузове. Эти удары шли от левого борта машины. Мне стало понятно, что меня пытаются откопать. Значит, машина пока отъезжать не будет. Это меня немного успокоило, но, тем не менее, я продолжал попытки переместить своё тело в песке в более удобное положение. Через некоторое время я сумел подтянуть ноги к себе, обеспечив свободный проход заднего моста автомобиля над ними. Колени при этом получили небольшую свободу непосредственно под мостом, там получилась небольшая арка свободного пространства. Судя по контуру моста, ощущаемому телом, я находился слева от центра машины, примерно в полуметре от левого колеса. И опасности быть раздавленным колесом при движении вперёд автомобиля не было.
– Коль! Ты там живой? Отзовись! – услышал я крики брата.
– Да, живой! – что было силы зарычал я.
Там меня, по-видимому, услышали, так как удары лопат стали намного чаще. Явно копали двое. Это меня обрадовало. «Значит, с ребятами всё в порядке и через какое-то время они меня откопают», – стал соображать я. Шум откапывания приближался, и уже стало слышно, как они переговаривают между собой. За это время я подтянул руки к голове и прослабил ткань рубашки возле рта. Стало легче дышать, и я мог говорить и кричать, и я закричал:
– Толик, ты меня слышишь? – обратился я к брату. Лопаты перестали стучать.
– Слышу! – отозвался брат.
– Машина может отъехать вперёд? – снова крикнул я.
– Да, может! – уже закричал Ерошка.
– Тогда отъезжайте потихоньку. Я лежу под задним мостом, – предложил я.
– А колёсами мы тебя не раздавим? – снова прокричал Ерошка.
– Не должны. Я вроде бы лежу между редуктором и колесом.
– Ты потерпи, мы попробуем тебя откопать, – прокричал брат.
– А если ещё обвалится? – снова прокричал я.
Ребята молчали, по-видимому, обсуждали возможность повторного обвала песка.
– Коль, слышь, я попробую отъехать, а то копать очень много, да и обвал не исключается, – выкрикнул опять Ерошка.
– Если, что, сразу кричи, – добавил он.
Я услышал, как завелась машина. Потом её задний мост вздрогнул, чуть продвинувшись вперёд и остановился. Сразу стало легче и свободнее. Руки смогли свободно влезть в это пространство и без особого труда обнять ось заднего моста.
– Давай, двигай вперёд! – что есть мочи крикнул я.
   Машина медленно, медленно стала перемещаться вперёд. В освободившееся, за счёт движения тела моста, пространство сверху посыпался песок. Я решил так же, как и песок, пытаться заполнять это пространство. Уцепился за ось заднего моста обеими руками. Такая сцепка позволила мне, прижимаясь к корпусу этого моста головой и всем телом, из положения лёжа перейти практически в положение сидя. Машина продолжала двигаться вперёд. Я мёртвой хваткой держался за мост и тащился с горкой песка также вперёд. При дальнейшем движении моя голова оказалась уже снаружи, песка вокруг не было. Тогда я отцепился от машины. Рубаха, до этого закрывающая всю голову, опустилась. Я увидел белый свет и отъезжающую машину. Моя голова торчала среди песка, как голова Спартака Мишулина в фильме «Белое солнце пустыни».
   Брат быстро по песку подобрался ко мне, и стал руками разгребать песок, освобождая остальную часть моего тела из песчаного плена. Через минуту Ероха остановил машину и также подключился к откапыванию меня. Так, вдвоём, они быстро меня откопали, и я попробовал встать. Это мне удалось, но во всём теле ощущалась сильная боль. Болело всё! И я охал, делал шумные выдохи, отплёвывался и шумно отфыркивался. Но боль была какая-то поверхностная: в мышцах и на коже. Внутри и в суставах боли не было. Это меня радовало. Я понимал, что серьёзных травм не получил. Превозмогая эту поверхностную боль в руках, я стал пальцами вытряхивать песок из ушей и волос. Ребята стояли рядом и молчали.
– Ну, что? Как ты? – настороженно спросил меня брат, стоя рядом и пытаясь поддерживать меня за руку.
– Вроде бы ничего, цел и жить должен, – сделав попытку пошутить, ответил я.
– А вы как? Вас не присыпало? – обратился я, глядя в сторону брата.
– Нет. Нас песчаная волна удачно прокатила до дна карьера, даже лопаты в руках остались, – ответил брат. – А твоя лопата где-то там, под грудой песка, но мы её искать не будем, поедем домой, – добавил он.
– Смотрите мужики, машина-то полна песка, даже с горкой! Нет худа без добра! – криво улыбнулся я, и показал на кузов машины, выше бортов которой виднелась пирамида из песка.
– Да, неплохо! Я сейчас залезу и немного разровняю эту горку, а то она вся сосредоточилась около заднего борта, – ответил Ерошка и полез в кузов машины. Брат подал ему лопату.
– Один управишься или и мне забираться? – спросил его брат.
– Управлюсь, ты, вон, помоги Николая от песка очистить, – предложил он брату.
Минут через пять он спрыгнул с кузова и предложил:
– Ну, что, поехали домой? Или может в район в травмпункт съездить, врачу показаться, мало ли что? – озабоченно спросил Ерошка.
– Ничего, кости вроде бы целы, а ушибы заживут, – хорохорясь, ответил я ему. Хотя чувствовал я себя не лучшим образом. Мне казалось, что по мне проехал каток и помял все мышцы. Тем не менее, собрав все силы в кулак, я поплёлся к машине. Забраться в кабину мне помогал уже брат. Двинулись домой. Тяжело нагруженная машина шла мягко, но всё равно каждое качание отдавалось болью в различных местах моего тела. Ерошка это понимал и старался ехать помедленнее. Минут через сорок приехали домой. Брат помог мне выбраться из машины. Песок ссыпали в указанном отцом месте. По дороге договорились родителям про случившееся не говорить.
   Не входя в дом, я подошёл к летнему умывальнику, снял рубашку и долго смывал песок с головы и тела. Потом вошли в дом, присели к столу. Нужно было отметить мероприятие. Выпили за здоровье. Я выпил грамм сто и почувствовал, что захмелел. Сказалась усталость, накопленная телом в предшествующих событиях. И я, оставив застолье, потихоньку поплёлся к кровати. Меня никто не стал останавливать.
Уже лёжа в кровати, перед тем, как отключиться в сон, я успел подумать, что с природой нужно вести себя очень осторожно, иначе всё может закончиться плачевно.
 
октябрь 2020
 


Рецензии