Про ловлю рыбы руками

   Мне кажется, что практически все взрослые люди хотя бы раз каким-либо образом участвовали в ловле рыбы или присутствовали при этом. Я родился в деревне на берегу небольшой речушки и к ловле рыбы различными способами пристрастился с малолетства.
   Совсем маленьким я ходил с отцом на речку доставать «кубари» и с удовольствием собирал различных пойманных рыбёшек в старый чайник. «Кубарь» представляет собой плетёную из хвороста трубу диаметром примерно сантиметров сорок и длиной с метр. С одной стороны труба закрыта плетёной из того же хвороста дверцей, а с другой стороны также плетёным усечённым коническим вкладышем, установленным вершиной с отверстием диаметром сантиметров десять во внутрь трубы. Отец сам плёл эти «кубари», как правило, зимними вечерами. Нужного размера хворост он резал по берегам речки, когда та покрывалась льдом, а также по краю заросших ивняком копаных ям, в которых когда-то добывали торф.
Рыба заходила в трубу через это отверстие в вершине конуса, и при вытаскивании «кубаря» из воды не успевала из него выскочить, а вода свободно вытекала между прутиками плетёного хвороста. В «кубарь» закладывалась различная приманка. В основном это был хлеб. Чтобы «кубарь» опускался на дно, к нему прикреплялись различные грузы, как правило, траки от гусениц трактора.
   Вода в нашей речушке была чистой и в ней водилась различная речная рыба, а также раки, лягушки и моллюски в ракушках. И эта вся живность часто залезала внутрь кубаря. Отец ставил два, а то и три «кубаря». Он постоянно менял места их заброса, во-первых, чтобы их не смог достать кто-нибудь чужой, а во-вторых, он постоянно искал места, где больше рыбы. «Кубарь» забрасывался в речку на глубину полтора, два метра. Каждый раз, когда нужно было достать «кубарь», он длинным багром с крюком на конце искал в воде эти свои «кубари». Частыми гостями «кубаря» были пескари, ерши, гольцы, окушки, караси, уклейка и плотва. В основном была мелкая рыба, крупная заходила редко. Иногда попадались раки, моллюски и лягушки. «Кубари» проверялись, как правило, через день, а то и два, и их обход позволял набрать рыбёшек на одну, а чаще на две сковородки. Когда из «кубаря» выпрыгивали лягушки, то я их преследовал до тех пор, пока они не прыгали в речку. А ракушки с моллюсками мы бросали в воду, но так чтобы те летели над водой и, рикошетируя, подпрыгивали над поверхностью воды. Чем больше раз ракушка подпрыгивала, тем бросок считался удачнее. У отца всегда было больше подскоков. Вообще он всё умел делать сноровисто и красиво. Про пойманных рыб отец рассказывал всё, что знал сам. Я и сейчас помню, как он меня учил плести «кубари», как ставить вентери, в каких местах, какая водится рыба, и на что она клюёт, если её ловить на удочку. Когда я стал школьником, то часто проверял «кубари» уже один, без отца.
   Эти походы с отцом за рыбой запомнились мне очень ярко, и, по-видимому, стали основой к постоянной моей привязанности к ловле рыбы на всю жизнь. Подрастая, я стал ловить рыбу на удочки и различными сетками, которые вязал сам, сначала из ниток, а потом из лески. Могу уверенно сказать, что ловили мы рыбу не ради развлечения, нет. Это была добыча для пропитания. Речка у нас была рыбная, поэтому к столу у нас в доме жареная рыба была очень часто. А вот уху почему-то мама не варила.
   Об интересных эпизодах ловли рыбы на различных водоёмах, наверное, многие могут рассказать не одну историю. А рассказы рыбаков о пойманных уникальных экземплярах можно очень часто услышать, если попадёшь в компанию любителей рыбной ловли. О ловле рыбы снято много фильмов, написано множество различных книг, как популярных, так и научных. Профессия рыбака является уважаемой во многих странах. К сегодняшнему дню опубликовано множество рецептов приготовления различных блюд из рыбы. И вообще рыбные блюда являются практически повседневными у многих жителей планеты. И всё-таки я расскажу один, на мой взгляд, интересный эпизод, который у меня был на рыбалке в моей родной деревне. В этом эпизоде я рассказываю, как я ловил рыбу без применения снастей, то есть на равных с природой. Такой способ ловли рыбы под силу не каждому.
   Через год после того, как я женился, я летом приехал вместе с женой в деревню к родителям на каникулы, так как я ещё был студентом. Лето было жарким. И в один из таких жарких дней я предложил жене пойти со мной на рыбалку. Она, недолго думая, отказалась, объяснив это тем, что на такой жаре сидеть и смотреть на поплавок она не хочет.
– Да ты и не будешь сидеть, а будешь только идти по берегу и собирать рыбу, которую я буду руками ловить в речке, – стал я объяснять ей технологию рыбалки. На что она тут же ответила:
– Что я тебе, совсем дурочка, чтобы поверить в такие сказки?
– Да не обманываю я тебя, я на самом деле умею ловить рыбу руками, – начал я уговаривать жену, потому как одному идти не хотелось. – Давай договоримся, что если поймаю менее десяти рыбин, то выполню любое твоё пожелание, – снова предложил я.
– И что, даже выпивать не будешь? – с усмешкой спросила меня она.
– Согласен, – после небольшой паузы ответил я.
Это подействовало, и мы стали собираться. Я надел старые брюки, старую уже рваную рубашку и старые дырявые кеды.
– Я в старьё одеваться не буду, – заявила жена.
– А тебе и не надо. Одевайся как хочешь, надень только что-нибудь на голову, чтобы не напекло солнцем, – спокойно предложил я.
– И всё-таки, что я там буду делать? – вновь переспросила она.
– Ну что объяснять, придём на речку там и объясню, – сказал я и, взяв пустое ведёрко, вышел на улицу. Жена шла следом. Чтобы не идти по деревне в рваном виде, мы спустились ниже садов и шли лугом. Солнце было в зените и палило прилично. Луг был чистым, так как коровы своими языками каждый день стригли на нём траву, и он напоминал красивый зелёный ковёр, с отдельными плюхами коровьего помёта.
   Идти нужно было в конец деревни, в верховье речки. Так как только там уровень воды был ещё достаточным для того, чтобы там держалась рыба. Плотина в низовье реки была несколько лет назад разрушена, и русло речки, пробегающей вдоль деревни, было нешироким, с быстрым потоком воды. В этой части реки рыбы практически не было. Но в верховье была небольшая плотина, и течение речушки там было спокойным. Хотя её глубина всё равно была небольшая – в основном по пояс. Лишь в отдельных местах она доходила до груди. Берега этой части речки были практически сплошь поросшими кустарником. Причём некоторые ракиты росли прямо из воды. В некоторых местах кусты обеих берегов касались друг друга, оставляя лишь посредине речки свободное пространство. Вот в этих местах я планировал ловить рыбу.
   Поднявшись выше плотины метров на двести, я отдал ведёрко жене и предложил ей идти обратно по этому же берегу вниз по течению реки, так как здесь заросли кустарника вдоль речки были поменьше, а в отдельных местах берег был совсем чистым.
– Я пойду по воде, и под кустами буду руками ловить рыбу, которая забивается в жаркое время под кусты, а ты будешь параллельно идти по берегу. Как только я поймаю рыбу, я буду её бросать тебе, чтобы мне каждый раз не вылезать на берег. А ты будешь её складывать в ведёрко, – стал объяснять я жене технологию рыбалки.
– А ты не боишься залезать в эти кусты, вдруг там какие-нибудь крысы?
– Нет там никого, были ондатры, да их уже браконьеры всех переловили, – спокойно ответил я и направился под первый куст, который метра на полтора своими корнями и ветками заходил в воду. Там должна была стоять плотва.
Я знал здесь все кусты. Практически помнил, как ветки каждого куста заходят в воду. Знал все коряги, поросшие мелкими корешками, знал практически все ямки и углубления, которые просто так не увидишь. Их нужно было много раз под водой ощупать, чтобы с закрытыми глазами знать, куда идёт какая ветка. А ощупывал я эти кустики и корешки несколько раз в году и много лет подряд. Я знал, под каким кустом рыба есть, а под каким её никогда не бывает. Хотя объяснить, почему это так, я не мог. Порою два куста, практически одинаковых и сверху, и под водой, по-разному заселялись рыбой: в одном рыба всегда была, а под другим почти никогда.
   Дно речки было илистым, и за мной оставался грязный чёрный след мутной воды, который медленно смещался вниз по течению реки. Обутые в кеды ноги позволяли смело наступать на дно, не боясь пораниться об острые предметы, которые попадались на дне реки. Я специально начал ловить рыбу с верховья реки, чтобы мутная вода от моих проходов по илистому дну спускалась вниз по течению, создавая грязевую завесу для рыбы, которая могла увидеть моё приближение по светлой воде. Я приближался к кусту медленно, нежно трогая руками, опущенными в воду, подводную часть кустов. Вода, нагретая солнцем, была тёплой, особенно на мелководьях ближе к берегу.
   В полуметре от берега на глубине сантиметров сорок моя правая рука коснулась первой рыбы. Это был хвост крупной плотвы. Поскольку моё касание было нежным, я только чуть-чуть кончиками пальцев дотронулся до рыбы, она практически осталась на месте, лишь еле заметно пошевелилась. Я потихоньку переместил левую руку примерно к тому месту, где должна была быть голова рыбы. Практически, не касаясь её, я почувствовал, что голова рыбы находится справа от моей ладони. Медленно перемещая вдоль тела рыбы правую руку ближе к голове, я совместил её с левой и резко свёл руки вместе. Плотва затрепыхалась в моих руках и попыталась вырваться, но это было невозможно, так как я отработанным движением рук уже взял её за жабры. Там же в воде потихоньку перехватил рыбу одной правой рукой и вынул её из воды. Плотва была крупной и весила не менее трехсот грамм.
– Таня! Ты где? Выходи на полянку, чтобы я тебя увидел, – закричал я жене, не увидев её в просвете между кустами. – Я здесь, – отозвалась она. – Ну что, поймал кого-нибудь?
– Поймал, лови, – крикнул я, и бросил в её сторону через кусты пойманную плотву. Рыба взлетела над кустами и, извиваясь в воздухе, заблестела на солнце серебром.
– Ничего себе, такая большая! Как же ты её поймал? – взвизгивая там, за кустами, скороговоркой затараторила жена. – Ну, ты – молодец! А я до последнего не верила, что ты чего-нибудь поймаешь.
   Я молча продолжил шарить руками под этим кустом. И вновь почувствовал касание рыбы. И вновь, нежно дотрагиваясь до тела рыбы, уже одной правой рукой дошёл до её головы и плавно сдавил голову в зоне жабр. Эта плотва была поменьше первой и практически не сопротивлялась.
– Таня, лови ещё! – крикнул я снова жене. И снова белое серебро заблестело на солнце над кустами, нависающими над речкой. И снова там за кустами послышались восторженные возгласы жены.
В течение примерно часа я поймал более двух десятков хороших упитанных плотвичек. Ещё с десяток мне не дались и убежали.
– Коль, хватит! Вылезай из воды. Рыбы уже больше, чем полведра. Пари ты выиграл! – прилетели слова жены из-за кустов.
– Хорошо, выхожу, – с удовлетворением ответил я, так как, несмотря на теплую воду, я уже немного продрог, и пора было выходить на берег.
   Я вышел на открытую воду, туда, где она была ещё чистой, умылся, ополоснул голову и одежду и выбрался на берег. Татьяна, улыбаясь, поднесла мне ведёрко и показала, сколько мы наловили рыбы. Потом она помогла мне стянуть с себя мокрую одежду, которую мы также вдвоём отжали и я её снова натянул на себя. После этого, весело балагуря, мы пошли домой. Мне было приятно осознавать, что в глазах жены я очередной раз выступил в качестве добытчика, за спину которого можно спрятаться в трудную минуту. А я про себя тихо поблагодарил речку и всю природу моей деревни за то, что они поделилась со мной своими богатствами.
 
декабрь 2020
 


Рецензии