К вопросу о защите прав лиц без гражданства и инос

Острой проблемой в Российской Федерации всегда являлась защита прав, как иностранных лиц, так и лиц без гражданства. Современное законодательство старается эволюционировать и шагать в ногу со временем, в зависимости от тех политических изменений происходящих в стране, об этом свидетельствуют ряд нормативно-правовых актов, которые предлагает законотворец. Такие как: статьи 46, а также 62 Конституции Российской Федерации, статьи 398 и 399 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, федеральный закон « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Ко всему прочему, следует отдельное внимание обратить на международные акты, такие как: статья 1 Устава ООН, статья 1 Всеобщей декларации прав человека, сюда же относится Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о статусе апатридов, Конвенция № 118 Международной организации труда «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения». По всему миру, правовые вопросы, касательно иностранных граждан и лиц без гражданства ставятся во главе дискурса, а также создаются специализированные международные системы, которые рассматривают проблемные правовые вопросы: Комитет по правам человека ООН, Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации. Стоит заметить, что ученые тоже обращают свое внимание на данный вопрос. Научными деятелями подмечена довольно значимая связь международно-правового и государственного регулирования. Так, к примеру, М. А. Лихачев заостряет особое внимание на важности и особенности статуса иностранца или лица без гражданства в государственном дискурсе и национальном законодательстве. Его точку зрения разделяют ученые: П. Н. Кобец, В. А. Лимоновцев, А. Е. Симонова. В последнее десятилетие интерес не просто не пропал к данной проблеме, а скорее наоборот набрал вес. Стоит перечислить несколько работ, которые довольно подробно рассматривают данный вопрос:

«Актуальные вопросы международно-правового регулирования защиты лиц без гражданства» за авторством А. Е. Симоновой;
- «Гарантии реализации гражданско-процессуальных прав иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях современного государства» за авторством К. В. Череучук;

- «Обеспечение прав иностранных граждан в Российской Федерации: проблемные аспекты» за авторством сразу трех исследователей, а именно, С. Ю. Андрейцо, Э. Х. Грипп, Ю. Х. Яхина.

Данные статьи раскрывают рассматриваемую тему в контексте современного развития международной экономики, массовой миграции, а также процесса глобализации. В свете последних событий, вопрос миграции, статуса лица без гражданства, а также статуса иностранного гражданина становится еще более актуальным и наделяется особым вниманием со стороны многих деятелей, как науки, так и политики. Многие исследователи ранее отмечали важность исследования этого вопроса, в связи с событиями, которые происходят на Украине, однако на тот момент подобного коллапса даже не происходило.

Как известно, Российская Федерация вышла из совета Европы, также отказалась выполнять распоряжения ЕСПЧ, ко всему прочему отказывается от выполнения международных договоров и игнорирует ранее заключенные международные договоренности, такие действия производят тенденцию к строительству иного миропорядка, а тем самым появляется необходимость в разработке вопроса статуса и особенностей данного статуса у лиц без гражданства или иностранных граждан, которые ранее опирались на действия международных договоров. Данная проблематика требует особенного внимания, ввиду многонационального уклада Российской Федерации.

Уставом ООН, в статье 1 закреплено право на «уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Всеобщая декларация прав человека в своей формулировке указывает на то, что «Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах». Данные нормы помещены на первые страницы нормативно-правовых актов неспроста, данные нормы имеют наибольшую важность и требуют исполнения, а также особого внимания со стороны государства. Любой человек вне зависимости от территории на которой он находится, должен наделяться гуманными правами и обязанностями. Недавно прошедшая конференция, связанная с борьбой с расизмом, ксенофобией, расовым принижением и сопряженными с ними нетерпимостью было отмечено, что разница в правах у лиц без гражданства и иностранных лиц с гражданами той или иной страны, есть наиболее явный источник расизма в современном обществе. Большинство нарушенных прав проистекают из подобных различий. Конечно, объективные ограничения, которое накладывает ограничения на лиц с рассматриваемым статусом, такие как ограничение в голосовании на выборах, ведение дел на государственной службе, допуск к работе на государственной службе являются теми предпосылками, которые составляют корень рассматриваемой проблемы. По итогам рассмотрения вопросов, комиссия признала, что подобные допущения необходимы и данные разграничения следует признать легитимными, однако следует выделить пределы разграничения статусов лица без гражданства и иностранного гражданина и лиц, обладающих гражданством той или иной страны. Ко всему прочему, комитетом было обращено дополнительное внимание, что хоть подобные допущения и имеют место быть, дискриминация по расовому признаку тем не менее должна отсутствовать, в том числе и косвенная (частичная), а также данным комитетом были предложены рекомендации по предоставлению полной информации в отношении принятого законодательства по лицам без гражданства и иностранцам. Функции применения данного законодательства должны быть полностью раскрыты и представлены на обозрение комиссии. На сегодняшний день, Комитетом были разработаны некоторые рекомендательные основы, которые рассматривают некоторую допустимость и недопустимость различий в том рассматриваемом правовом статусе, как граждан, так и неграждан, а также по вопросу защиты тех лиц, которые не имеют гражданства.

Понятие «неграждане» довольно широкое понятие, и оно включает в себя сразу несколько категорий лиц, а также используется в основном Комитетом. Данное понятие включает: беженцев и мигрантов, людей, находящихся в поисках убежища, национальные и этнические меньшинства. Таким образом, данное понятие способно охватить и лиц без гражданства и иностранных граждан. Федеральным законом «О гражданстве РФ» в статье 3, указанного ФЗ, дается понятия иностранному гражданину: «Иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства», ко всему прочему, данный федеральный закон указывает и понятие лица без гражданства (апатрида): «Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства». В связи с тем, что в Российской Федерации законодательная база относится таким образом, что она относится и к тем и к другим лицам в одинаковой мере, следует рассматривать её в комплексе. Данные нормы закреплены, как уже указывалось ранее в части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, а также в статье 398 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации. Однако, в Российской Федерации есть ряд ученых, которые предпочитают проводить свои исследования опираясь лишь на одну категорию лиц, на лиц без гражданства, отодвигая в сторону иностранных граждан. В своих работах А. Е. Симонова, а именно в статье «Актуальные вопросы международно-правового регулирования защиты лиц без гражданства» обращает внимание, на довольно широкое поле в различиях понимания термина апатридов в Советском законодательстве, а именно, в Советском энциклопедическом словаре и в нынешнем Российском законодательстве. Современное законодательство рассматривает данных людей во взаимосвязи с гражданами Российской Федерации, тем самым предлагая не столько фактор, опирающийся на статистические данные (сам факт отсутствия принадлежности гражданина к какой-либо стране), а динамический способ доказывания (а именно предоставления доказательств наличия или отсутствия того или иного гражданства).

Безусловно в Российской Федерации предусмотрена защита права иностранного гражданина или же лица без гражданства посредством суда, или же без привлечения лица в судебный процесс и использования государственных органов (как лично, так и через представителя, к слову, представителем может выступать и государственный орган). Основным гарантом защиты прав лиц без гражданства или же иностранных граждан – является Прокуратура Российской Федерации, которая, обладая возложенными на неё полномочиями по защите прав гражданина Российской Федерации, распространяет свое влияние и на защиту прав человека без гражданства. Судебная гарантия есть основная форма обеспечения прав гражданина или лица без гражданства. Как гласит статья 46 Конституции Российской Федерации и часть 1 статьи 398 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, все иностранные граждане имеют такое же количество прав и свобод по обращение в суды Российской Федерации, для защиты своих прав, а также для восстановления прав уже нарушенных.

Стоит заметить, что защита интересов таких лиц в рамках судебного процесса имеет ряд особенностей. Любая защита прав неграждан основывается на закрепленных в праве нормах, которые предоставляют основные гарантии и принципы для их обеспечения. Основным принципом, является принцип национального режима, который был закреплен в принципах начал международного частного права, а также находит свое отражение в статье 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Однако, дословная формулировка национального принципа – это «приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам». Стоит заметить, что иностранные граждане и организации ставятся наравне, для больше эффекта уравнивания прав. Второй принцип, который требуется к употреблению, это принцип недискриминации, иными словами исключение ограничения прав и свобод, которые признаются основными для человека, так, например в этот список входит: права на защиту в суде, участие в гражданских процессах на стороне третьих лиц и так далее. В Гаагской конвенции, рассматривая вопросы гражданских процессов 1954 года, в главе третьей указывается, что граждане стран, которые участвовали в заседании, которые имеют своим жительством в одном из таких государств, являются освобожденными от требований в виде залога по рассматриваемому делу или же предоставления обеспечения. Исключением из данного принципа, является закрепленный в Гражданском процессуальном кодексе механизм реторсии, который подразумевает введение в отношении иностранных граждан таких же ограничений, как введены в отношении Российских граждан в стране их пребывания. Данное действие может быть произведено в связи с недружественным актом, совершенным иным государством.

Статьей 5 Декларации по правам человека закрепляется положение, которое в гражданском процессуальном праве называется принципом гласности: «Иностранные граждане обладают правом на равенство перед судами, трибуналами и всеми другими органами и учреждениями, отправляющими правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве и, когда это предусмотрено законом». В первую очередь, стоит напомнить, что основной привилегией, которой пользуются иностранные граждане, является привлечение переводчика, для обеспечения правосудия. Ко всему прочему, в законодательстве закрепляется право на получение квалифицированной юридической помощи как для иностранных граждан, так и для лиц без гражданства. Если более детально проанализировать принцип гласности и понятности происходящего в судебном процессе, а ко всему прочему, добавить доступность, то можно сделать вывод о том, что данный принцип является составной частью национального принципа. В Декларации о правах человека, ясно указано о том, что в рамках уголовных дел, предоставление переводчика такому лицу осуществляется бесплатно, выплачивает услуги переводчика бюджет. Однако, в рамках гражданского процесса, дела обстоят несколько иначе, и нормы права, заложенные в Декларацию, не содержат в себе пояснений по данному вопросу и как именно необходимо осуществлять привлечение переводчика в рамках Гражданско-процессуальных отношения – неясно. Переходя к оказанию квалифицированной юридической помощи, стоит обратить внимание на наличие некоторых неравенство, образовавшихся в законодательной базе. Иностранные граждане или лица без гражданства, вправе иметь и обращаться за юридической помощью. Однако, как указывает части 5 и 6 статьи 2 Федерального закона « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокаты, находящиеся в иностранных государствах и зарегистрированные там, не допускаются к свершению правосудия в рамках оказания квалицированной юридической помощи по вопросам связанным с наличием в деле государственной тайны. Ко всему прочему, адвокаты, принадлежащие к иностранному государству, но оказывающие деятельность на территории иного государства, должны состоять в специальном реестре. Во всех других случаях, адвокатская деятельность остается под запретом.

Конкуренция между личным законом и принципом территориальности, безусловно, имеет место быть. Как гласит, часть 1 статьи 399 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, любой иностранный гражданин, пытаясь определить свою гражданско-процессуальную правоспособность исходит оснований «личного закона». Однако, в части 5 того же нормативно-правового акта, сказано, что если лицо по принципу территориальности или на основе личного закона является недееспособным, но находясь на территории Российской Федерации такой нормы права не существует, оно автоматически становится дееспособным и способно отвечать в соответствии с возложенными на него правами и свободами.

Также следует обратить особое внимание на уплату государственных пошли при рассмотрении исковых требований в рамках судебных процессов с участием иностранных граждан. Любая государственная пошлина может быть оплачена как через третьих лиц, так и с помощью иностранных банков, расположенных на территории Российской Федерации. Ко всему прочему, у иностранного гражданина есть возможность пользоваться некоторыми льготами, а именно, освобождение гражданина от уплаты судебных расходов.

Подводя итог сказанному, можем заметить, что какие бы принципы ни были введены в современный дискурс, некоторого рода неравенство по-прежнему остается между статусами гражданина и человека без гражданства или иностранного гражданина, так в части вопросов, касающихся защиты данных категорий, данные неравенство видны наиболее явно. Некоторая часть законодательных актов попросту не регулируется, а другая допускает это самое неравенство, создавая ту самую дискриминационную составляющую. Однако, на иностранных граждан и лиц без гражданства, вне зависимости от имеющихся противоречий распространяются единые принципы Гражданско-процессуального кодекса, заложенные в международных договорах и названные ими, как принцип применения «личного закона». Ввиду изменения общеполитической обстановки, данные вопросы будут требовать к себе более детального и внимательного подхода к изучению. Они и в дальнейшем будут доказывать ученым и показывать всю важность сотрудничества между собой, вне зависимости от складывающейся политической напряженности. Ряд ученых, таких как С. А. Андрейцо, Э. Х. Грипп, Ю. Х. Яхина утверждают: «Проблемы обеспечения и защиты прав иностранных граждан лежат не столько в законодательстве, сколько в правоприменительной практике». К слову сказать, данной статьей мы обратили внимание, что проблемы в законодательстве все же имеются и не стоит ссылать все к практике. Пока эти проблемы, изложенные в законодательстве не разрешаться, невозможно будет ссылаться на неверность практических применений.


Рецензии