нынче наша очередь

Нынче наша очередь…
Когда житель нашей улицы пару десятков лет назад произносил эти слова, ему от души сочувствовали и огорчённо вздыхая, желали удачно дотянуть день до вечера. А ближние соседи только молча ёжились- их очередь завтра.
Раннее летнее деревенское утро начинается с прохладного воздуха, петушиного горластого пения и прогона по улице стада коров. Шлёпают как на параде по дороге разлапистые копыта, чиркают, загребают пыль, несут тучные, за ночь чуть поникшие, бокастые тела, разнося по улице запах парного молока и оброненных навозных лепёшек, болтая из стороны в сторону пустым выменем. Из двора каждого дома хозяйки убирают из- под своих Малинок, Рябок и Ночек полные, с «верхом» пенные подойники, перекрестив круп,подгоняют хворостинкой свою, ещё толком не проснувшуюся кормилицу, прибавляя стадо до полного комплекта. Позади стада пока ещё бодро, с «тормозком» для обеда на плече, по- хозяйски вышагивает главный пастух. Сбоку один, а то и двое младших помощников. На них- вся ответственность за всю эту махину. За каждую свою коровку проведи со стадом «по очереди» день, а у кого больше одной коровы- и два, а то и три. Ну этим трижды не позавидуешь.
 Стадо вытянулось на пол- деревни. Если ты сегодня не пастух- приятное зрелище: по улице плывёт словно караван кораблей- богатство, состояние! Считается если в доме есть корова- уже порядочный хозяин. Была у нас одинокая бабушка, которая не расставалась с коровкой до восьмидесяти лет, а супружеская пара до такого же возраста имела и корову с бычком. В  те годы корова имела вес, как в старину лошадь. Тогда безлошадных называли- голью, примерно таким же считали в наше время того, кто не имеет корову. А две коровы, да пара быков- это уж зажиточный. А для простого деревенского жителя будет совсем недосягаемым человек, «умеющий жить», которому каждый завидует, тот, про которого говорят:
-Что с ним равняться- у него во дворе пять быков стоят!
Никто не будет упоминать- сколько этот «умелый» перетаскает навоза и корма, сколько грыж и горбов он наживёт- это как само собой разумеющееся. От этого ни куда не деться- а быки важнее.
Но быки именно во дворе. На хорошем корме вырастают чуть ли не в тонну весом! Конечно, в стадо их не пускают. Даже от одного такого «клиента» стаду покоя весь день не будет, а значит и молока у коров. А именно это и спросят с пастуха.
Но хозяйкам выгон коров в стадо- ещё и удобный момент узнать соседские новости. То здесь, то там уже по двое- трое собираются в доильных фартуках и пёстрых халатиках «на минуточку» перекинуться самым свежим. Дольше- нельзя! Ведь почти следом за стадом едет на своём меринке дядя Коля молокосборщик. Сколько молочка дома лишнего останется- всё ему и на сырзавод. А у дяди Коли свои хитрости. Ему надо молоко по- холодку собрать. «Утрешник»- свежий удой- в отдельные фляги от «вечёрошника». Хоть вчерашнее, вечернее молоко и остывшее, его хозяйки теперь оставляют на ночь в холодильник, но жирность утреннего надоя побольше, а значит и качественнее. А от количества и качества молока зависят «живые» деньги и молокосдатчикам и дяде Коле зарплата. Поэтому хозяйки «наказывают» пастухам- накормить получше вчерашнего. И непременно обратят внимание, с каким «инструментом» идёт пастух. Кнутик не порицается, но, лучше не очень толстая хворостинка. А если в руке пастуха «хороший арапник»- непременно заметят:
-Ай собрался этой оглоблей всех перебить? Потоньше- то не мог выбрать?
Молоко будет и к вечеру, будет и в «обеденную» дойку, когда коровы прячась от оводов, заберутся в пруд, только рогатые головы из воды торчат. Но завидев хозяйку непременно выйдут доиться- для облегчения! Да, молоко, конечно, важно. Но,пожалуй, ещё важнее, от пастуха требуется просто сберечь до вечера каждую корову, не потерять, не обкормить. По деревенским меркам стадо нашей улицы небольшое- под три десятка голов. На соседней- аж все полсотни. Но там для пастьбы целый луг. А у нас- только по берегам пруда, а дальше посевы. Будет хватать работы пастухам, особенно в жаркий день, когда донимают овода и слепни. Тысячу раз пересчитаешь, только тогда будешь спокоен. А пока, с утречка в прохладу, коровы наедятся. Корова ж ест там, где остановилась. И с жадностью щиплет слева, перед собой, справа. И так, пока что- то или кто-то не сгонит её с места. Пока хватает корма- корова шаг за шагом щиплет спокойно. Но бывает, травка никудышная, обязательно найдется в стаде такая «проныра», которая покажет пример остальным- ты следишь за ней, а она за тобой. Норовит зайти в лесополосу- а там и поле с посевом рядом. Только успел отвернуться- её и след простыл! Ищи немедленно, зазеваешься, обкормишь на зеленях, или другом посеве- будут большие проблемы.
Был такой случай- в послеполуденное время стадо спокойно паслось, но недалеко было кукурузное поле, и подуставшие пастухи, как на грех- придремнули. Проснувшись, не увидели стада, ни одной коровы! А кукуруза двухметровая, кого в ней увидишь? С ног сбились, но кое- как выгнали. Только четырёх всё равно не оказалось. Когда коров нашли, они уже были с раздутыми боками и бездыханными… Сразу четыре! Это ж для деревни целая трагедия. И спрос только с пастуха.
Но были случаи попроще, когда успевали согнать с посева, хотя уже объевшихся, с раздутыми боками. В таком случае применяют надёжный способ- гоняют скотинку безжалостно, бывает по полчаса, а то и больше. И от бега и тряски её раздутая утроба, то- есть, пищеварительная система начинает работать, бока уменьшаются в размере. А когда у коровки из под хвоста повалило- считай, она спасена. Но бывает, что от бессилия корова уже падает, и приходится её силой поднимать, иначе ей- каюк. А сколько сил у пастуха этот кросс отнимет- никого не волнует. Сам виноват, вот и исправляй дело. Только с лошадью такого никогда не приключится, их осенью наоборот загоняют на зеленя. Дело в том, что корове сочный корм противопоказан, уж так устроен её пищеварительный аппарат.
Но такие события со стадом случаются редко, ведь каждый пастух- он же хозяин, здесь в стаде и его корова. Поэтому, выходишь пасти- как на подвиг- чувствуешь огромную ответственность! А прошёл пастуший день, словно с плеч гора свалилась. Ещё на месяц освободился.
Но есть в пастушьем дне и немало хорошего. Во- первых, целый день на свежем воздухе, на природе. Вся жизнь округи перед твоими глазами- там поезд прогремел, высоко в небе самолёт тянет свою долгую монотонную песенку, лесополосы ведут тихую речь своим шелестом. Главное- одним глазком смотри туда- другим на стадо! В жаркую погоду вырвешь момент- можешь и в пруде ополоснуться. В осенний день в лесополосе грибков собрать, костерок в прохладную погоду в поле сообразить. Другое дело, если весь день без остановки за  ворот  льёт холодный дождь и пронизывает насквозь осенний ветер. Но, это если уж совсем не повезёт, что бывает не часто. Хотя и в хмурой погоде есть свой интерес- в такой день напрашивается в душу ностальгия.
 А какая красота на просторе присесть и освободить со своими помощниками тормозок. Пара помидорчиков, огурчиков, сальце с хлебушком кажутся на много вкуснее, чем дома, за столом. Да рассказать своим помощникам- деткам какие- то истории из своего детства. Они были большими любителями о том послушать. А к вечеру идёшь со стадом по улице, и если день прошёл без происшествий, от вышедших «под стадо» хозяек заслуженно принимаешь комплементы. У нас, например, сын с дочкой с пяти лет в пастухах ходили. И с ними было пасти очень легко. И надо было видеть их гордые личика, когда хозяйки к вечеру нахваливали маленьких пастушков. А ко взрослению они всю пастушью науку прошли. Им  уже не надо было объяснять- чья коровы захромала, а чья- то перестала пережёвывать и надо её «погонять».
А окончился пастуший день, зайдёшь в сарай на сон грядущий, погладишь уставшую скотинку по потной мохнатой мордашке, да пойло повкуснее наведёшь:
-Ты, Ночка, ешь- пей, наедай бока, да неси в дом молочка и побольше. А мы уж сколько надо, за тебя послужим, наберёмся терпения и старания.
21. 07. 2021 г.                Колесник А. В.


Рецензии