Что на свете всего милей?

Чтобы поразить читателя, поэты и прозаики нередко изнуряют свою фантазию, придумывая невероятные сюжеты. Я и сам люблю пофантазировать. Это доставляет мне удовольствие, как доставляет удовольствие гимнасту проделать какой-нибудь оригинальный кульбит на турнике или на брусьях. Но такого рода выдумки редко вызывают у читателя доверие и интерес, так как правдоподобия в них мало. Цирк любят далеко не все.

Однако в жизни порой случаются происшествия настолько невероятные, что никакая фантазия, даже самая изощрённая, не додумается до такого. И я, друзья, хочу вам рассказать об одном случае, который произошёл со мной и который вполне можно отнести к фантазиям, под которыми поставила свою подпись не рука выдумщика от литераторы, а сама жизнь.

Куда только ни заносила меня моя страсть к перемене мест и поиска новых маршрутов, будь то туристические тропы или философские концепции.

Начинал я с того, что, воспитанный коммунистической идеологией, начисто отрицал существование Бога и вообще каких-либо бестелесных существ, то есть был сугубым материалистом. Так продолжалось лет до 14-ти. Когда мне стукнуло 14 лет, я, задумавшись о смысле жизни, вдруг пришёл к выводу, что без существования Бога и возможности бессмертия души, жизнь превращается в абсурд. Получается так : родился, пожил, помер и исчез из жизни, и из памяти, как будто тебя и не было никогда.

Такое рассуждение меня сильно встревожило и у меня возникла потребность в Боге. Потребность настолько сильная, что я не только допустил возможность Его существования, но и сделал сначала предположение, а потом и твёрдое заключение, спасительное для меня в тот отчаянный момент, что Бог должен быть, что Он есть !

Однако это заключение, шедшее в разрез с тем, чему меня учили в школе и вообще в государстве, было моей тайной догадкой, моей гипотезой, подтверждение которой я нигде не мог найти, кроме как в своей душе.

Так продолжалось довольно много лет. Я блуждал в поисках ответа. Книги по философии, на которые я жадно накинулся, не ответили на этот сакраментальный для меня вопрос : "Есть Бог или Его нет, и, как следствие, бессмертна ли душа или всё для нас заканчивается со смертью ?"

Хуже того, философы вообще спутали все карты. Они в лице Иммануила Канта неопровержимо доказали, разобрав по косточкам познавательную способность, что разум наш не в состоянии по своей природе дать ответ на этот вопрос. Хочешь, сказал Кант, верь, что Бог есть, хочешь - не верь, но доказательств того, что Бог существует, не требуй. Доказательства Кант разрушил, не оставив от них камня на камне.

Возразить Канту мне было нечем, но я всё же не отчаялся. Необъяснимое чувство подсказывало мне, что некая сила, именуемая Богом, существует и порой я замечал её незримую поддержку и помощь в труднейших жизненных ситуациях, когда без этой поддержки и помощи я мог бы даже погибнуть.

Сознавая, что без существования Бога, дело моё швах, я однажды оказался в среде верующих христиан. Иначе и быть не могло, ибо через это проходит почти каждый, кто ищет Бога, то есть боится помереть и исчезнуть без следа.

На пути таких вот трусов, каким оказался я, кем-то ловко придумана ловушка в виде религии, как умело сплетённая паутина для ошалело мечущейся по оконному стеклу в поисках выхода мухи.

Всё это я говорю лишь затем, чтобы подвести вас, мои дорогие, к фантастическому сюжету, сочинённому жизнью, предоставившей мне счастливую возможность принять в нём непосредственное участие.

Став прилежным верующим христианином, я совершил несколько увлекательных поездок по разным монастырям, где с большой пользой для себя провёл время. Спал в кельях, вставая, правда, очень рано, так как утренняя церковная служба, называемая литургией, начинается в монастырях часов в 5 или в 6 утра. Питался тоже в монастырских столовых и очень неплохо.

Одна из таких поездок состоялась в Почаевскую Лавру, что находится в городке Почаев в Тернопольской области на Украине ( или в Украине, произносите, как вам удобнее ).

Ехали мы, православные христиане, в автобусе. Было нас человек около 20-ти. Точно уже не помню сколько. И всё это были женщины. Из мужчин в поездке участвовали только трое : аз грешный, водитель автобуса и ещё один пожилой мужчина, запомнившийся мне тем, что он был очень тучным.

Приехали, поселились в монастырской гостинице, чтобы наутро принять участие в богослужении на литургии.

Хочу сказать пару слов о самой Почаевской Лавре. Расположена Лавра на холме, возвышаясь над городом. Золотые кресты её куполов по этой причине видны издалека и ослепительно сверкают в солнечную погоду. Сама Лавра представляет из себя довольно большой комплекс, состоящий из построек разных веков, окружённых высокой белокаменной стеной. Есть там храм с чудесной мозаикой при входе, исполненной самим Николаем Рерихом. Да и центральный собор - строение очень большое, величественное и монументальное, роскошное по своему архитектурному убранству.

И опять-таки я, описывая всё это, только подвожу вас, друзья, к самому главному эпизоду, запечатлевшемуся в моей памяти, видимо, навсегда. Почему так ? Потому что, сам того не подозревая, мог отдать я концы там, где намеревался почерпнуть сил и очиститься от грехов.

Утром, уже после литургии, прилежно отстояв в центральном соборе 4 или 5 часов в молитвах и поклонах, наша группа направилась к одной из самых больших святынь Лавры - к пещере Иова Почаевского.

Пещера эта расположена внутри собора, в одном из его приделов. Как потом выяснилось, когда я в ней побывал, представляет она из себя небольшое помещение естественного происхождения в скале около 4 метров в длину и чуть более 2-х метров в ширину. Высота же её такова, что я, имея рост 1.91 метра, должен был слегка пригибать голову, находясь в ней. Ничего в ней нет кроме небольшой иконки с изображением преподобного Иова Почаевского в уголке ( или Девы Марии с младенцем, уже точно не вспомню ) и свечи, горящей перед иконкой. Помнится, был ещё небольшой столик со свечами, свечными огарками и спичками. Всё.

Вход в пещеру - это узкий округлой формы тоннель в скале длинной примерно 2 метра, в который протискиваешься с трудом и только ползком. Существует поверье, что человек, чьи грехи не слишком велики, пролезет через этот тоннель, и, помолившись в пещере пред иконой, вообще освободится от грехов и выйдет наружу, чист, как лебедь. Тот же, чьи грехи велики, не сможет в пещеру проникнуть вообще - грехи не пустят.

Именно эта соблазнительная цель - очистится от грехов и выйти на свет белым лебедем и привела всех нас к пещере.

Решено было поступить следующим образом. Чтобы женщины, проползая через тоннель, не испытывали страха и неудобств, двух мужчин - меня и водителя автобуса - отрядили в пещеру. Находясь там, мы должны были помочь проползшим внутрь пещеры женщинам подняться на ноги и затем помочь им выбраться обратно.

Я и водитель проползли в пещеру, хотя это было довольно непросто, так как тоннель, как я уже сказал, был узким и,  проползая, я даже слегка разорвал свои штаны.  Зажгли в пещере перед иконой свечу, помолились по очереди Преподобному Иову и стали ожидать женщин.

Женщины одна за другой отважно начали проползать через отверстие тоннеля. Проползала, скажем, одна. Мы помогали ей встать на ноги. Она молилась и уползала. За ней проползала другая. Таким образом в пещере побывали все женщины и последним оказался тот самый третий мужчина довольно тучной комплекции.

Не знаю по какой причине - по причине ли своей тучности или потому что он накопил много грехов, но пролезть в пещеру он никак не мог, хотя страстно этого желал.

Одним словом, он застрял в этом тоннеле, как Винни Пух, побывавший в гостях у Кролика. Голова несчастного уже торчала передо мной и моим напарником  в самой пещере, а ноги, видимо, торчали ещё где-то в начале тоннеля.

Ситуация сложилась драматичная. Прежде всего для нас с водителем. Находясь в пещере довольно долго, мы уже начинали чувствовать дискомфорт, связанный с дыханием, так как кислорода в воздухе почти не осталось - и по причине небольшого размера помещения, и по причине, что мы кислород вместе с женщинами, побывавшими в пещере, израсходовали, а вентиляция в пещере не была, естественно, предусмотрена.

Мужчина торчал, а мы с водителем тщетно пробовали втащить его в пещеру. Застрял он основательно. И при этом возвращаться обратно ни за что не хотел. Желание очиститься от грехов превозмогло в нём инстинкт самосохранения.

Он пыхтел, потел, пытаясь протиснуться, но только сильнее застревал в тоннеле. И вскоре я понял, что если это всё затянется ещё минут на десять, то мы с водителем, и сам этот мужчина, просто умрём от недостатка кислорода, то есть задохнёмся. Свеча стала мигать, мигать и потухла. В пещере воцарился кромешный мрак. Кислород заканчивался. Дышать стало невыносимо тяжело. Я промок до нитки - и от удушья, и от труда, втаскивая этого небывалого "грешника" в пещеру.

В конце концов, поняв, что нам наступает крышка, мы с водителем стали выталкивать "грешника" из пещеры вопреки его просьбам. Речь шла уже о нашей жизни. Но вытолкнуть его мы никак не могли.

И вот тогда, совершенно придя в отчаяние и чуя гибель неминучую, я стал мысленно обращаться к Преподобному Иову за помощью. И Преподобный услышал мою молитву. Мужик медленно, как пробка из бутылки, стал выдвигаться наружу. Как потом выяснилось, женщины, оценив критичность положения, все вместе ухватили "грешника" за ноги и стали тащить его, как дед с бабкой тащили в сказке репку.

Теряя от удушья сознание, находясь в полуобморочном состоянии, мы с водителем при помощи наших верных помощниц, всё-таки вытолкали "репку" из пещеры.

О, друзья, вы не представляете какое счастье я испытал, когда в отверстие тоннеля стал поступать свежий воздух !

Отдышавшись, мы с моим напарником, кое как выбрались из пещеры. Все были счастливы, кроме нашей "репки". Это и понятно. Кому охота возвращаться из столь нелёгкого путешествия домой с теми же грехами, с которыми в него пустился, преследуя именно цель от них избавиться ?

Мне вспомнился в связи с этим эпизод из фильма-сказки Александра Роу "Василиса Прекрасная". Помните ? Когда Иванушка, пробравшись в пещеру за мечом-кладенцом, попал в паутину к огромному пауку, тот загадал ему загадку :"Что на свете всего милей ?" "Василиса !" - не долго думая, простодушно ответил Иванушка. Паук жутко расхохотался и стал душить паутиной Иванушку, подтягивая его к своей пасти. Иванушка, поняв ошибку,  отчаянно прохрипел :"Жизнь ! Жизнь всего милей !"

К этому мне нечего добавить.


Рецензии