Московские рассказы 18

Я-конник!(62).

Каждый человек с рождения,в генах,передавшихся от предков,имеет определенные таланты и склонности. Часто они выражаются в любви к чему или кому-либо.Уж не знаю,кто из моих предков был связан с лошадьми,но видимо кто-то дальний,из тех веков,когда лошадь была главным помощником человека в жизни,объектом заботы,почитания и гордости. Среди моих ближайших родственников такой любви к лошадям не замечалось, да и среди ровесников в школе я был в этом смысле "белой вороной"
Когда мы как-то писали в классе сочинения на тему-"Кем ты хочешь быть?",то будущие профессии у ребят были самые разные -от водителя до врача или инженера. Я же мечтал стать жокеем. Слово было практически непонятное для моих сверстников, пока все мы не сходили в соседний со школой клуб фабрики им Калинина на просмотр фильма "Смелые люди". Вот это был фильм я вам скажу,даже закоренелые технари и будущие летчики были в восторге и от Васи Говорухина и от его красавца Буяна. Как ловко он держался в седле и лихо скакал за поездом или воевал в фашистами. Что касается меня, то я вышел из зала на залитую солнечным светом улицу, а перед глазами все стояли сцены с лошадьми.
Однако вредный гад Пашка Камышников подкинул ложку дегтя в мою бочку меда,сказав во всеуслышание-"Не!Сорока жокеем не станет,ноги слабые!" Вот дурак,придумал тоже-ноги слабые! И никакие они не слабые, бегаю не хуже других, прыгаю далеко(по крайней мере дальше Пашки),худоваты конечно и ноги и сам я, но это же конституция такая. Бабуля всегда говорит-Были бы кости внучок,а мясо нарастет! Буду приседаниями заниматься-накачаю мышцы,тогда посмотрим кто кем не станет!
Когда по какой-то надобности к нам во двор заезжали громадные телеги,на которых по Варшавке возили с прядильной фабрики(им.Калинина) на ткацкую(им.Фрунзе) кипы и тюки с пряжей, то я мигом оказывался у запряженных в дуговую упряжь битюгов,чтобы потрепать их по потных мускулистым шеям или сунуть ладонь с хлебом под теплые бархатистые лошадиные губы. Тогда еще немало таких телег можно было встретить в Москве. Но конечно основное общение и навыки верховой езды я получал в деревне, летом,на каникулах,когда целые дни пропадал с пастухами в полях или на совхозной конюшне в соседнем Федосьино. Лошади там были самые простые, обычные рабочие,но мы их любили, подкармливали и конечно с разрешения и без разрешения старших гоняли верхом по окрестностям. Чаще охлюпкой, без седла,подстелив в лучшем случае старенькую телогрейку на костлявую холку маштачка. Но зато мы научились бесстрашно ловить пасущихся коней, невзирая на их лягания и броски, взнуздывать веревкой и с ходу разгонять в галоп, так как рысью без седла далеко не уедешь. Настоящих,спортивных лошадей я увидел лишь в городе-на выступлениях в Парке Горького и на выводном кругу павильона "Коневодство " на ВДНХ. То были благородные животные,и всадники на них сидели невероятно красивые и ловкие.
Конечно главными игрушками дома у меня были лошадки всех видов, их я собирал,выклянчивал у матери денежку и бежал в универмаг,чтобы приобрести очередную Сивку-бурку. Уже в школе,увидев кабинете биологии статуэтки животных-коров,овец,лошадей,я сразу захотел заиметь такую. Но как? Из класса фиг вынесешь,а если и удастся, то при выходе остановит нянечка и спросит-Что у тебя малец в свертке?(лошадь там довольно увесистая). Как же быть?
Учителем по биологии тогда у нас была прекрасная женщина Фетисова Зинаида Федоровна,ставшая нашим классным после Мариванны. Она вообще нас любила как мать,и особенно меня почему-то (все хотела меня сделать старостой класса,от чего я яростно отбивался). Она посоветовала мне обратиться на фабрику,где делались такие наглядные пособия, адрес мы нашли на бумажке,приклеенной снизу постамента лошадки. Оказывается это не так далеко от нас-на Велозаводской улице(это за заводом ЗИЛ).
Дома мама сразу отвергла такой вариант, чем меня страшно удручила. Конечно,я понимал уже,что таких лошадок никто не продает и делают их строго для школ,но может как-то договориться там,на фабрике,ну в виде исключения что ли! И так я видимо надоел маме своим нытьем и уговорами,что в один из дней она согласилась поехать на эту фабрику и узнать что и как. Конечно,я поехал с ней. На троллейбусе до метро Автозаводская, далее долго шли пешком до этого заведения. Вот и вывестка-Комбинат наглядных пособий Минпросвещения РСФСР. Ура!
Но уракать было не с чего, тетка на проходной, выслушав мать, поначалу сочла нас за идиотов, но потом смиловалась и посоветовала поговорить в мастером ,которого вызвала на КПП. Дальше дело неожиданно пошло, как по маслу. Веселый дядька в синем халате,мастер,выслушал нас,ухмыльнулся и отведя в сторонку,сказал: Ну любители,коли не жалко вам 10 рублей(мать аж ахнула от такой цены),то идите в конец забора там у дырки ждите,я вынесу! Какую тебе пацан породу? Я растерялся ,но скоро брякнул-как у Буденного есть? Есть,у нас все есть! Ждите!
Мама сердито посмотрела на меня,и взяв за руку повела к указанной дырке. Это своего рода технический проход,так как через пролом в бетонном звене забора постоянно шныряли подвыпившие работники(видимо был обеденный перерыв). Наконец появился весельчак-мастер с здоровенным свертком под мышкой,показал нам отвернув край серой грубой бумаги голову рыжего красавца с белой проточиной по морде, получил десятку и был таков.А мы пошли обратно пешком к троллейбусному кругу. Не знаю был ли кто тогда счастлив более меня ,несущего в обнимку заветный сверток...

Я-конник 2(63).

Дома я поставил рыжего красавца(действительно как две капли похожего на буденновского Софиста) на видное место,даже сшил ему из ремешков уздечку, со временем к нему прибавились еще статуэтки,получился маленький табунок.
Но шло время,я рос,уже мог без сопровождения взрослых передвигаться в транспорте по городу,и решил я стать настоящим конником. Т.е спортсменом. Узнал,где находятся в Москве конно-спортивные школы. Их было несколько,но более известной была тогда КСШ ДСО "Труд",расположенная на Скаковой улице,рядом с ипподромом.
Сначала решил туда поехать просто посмотреть. От метро Белорусская шел пешком,вертя головой направо-налево. Здесь во всем чувствуется близость конного мира. И старинные здания,похожие на конюшни,и даже запахи и звуки,доносящиеся с ипподрома. Там я еще никогда не был,и решил как-нибудь пробраться. Но пока дошел почти до конца улицы(вернее ее начала,так как на Скаковой почему-то отсчет домов начинался не от центра города,а наоборот). У красивого дома с затейливыми башенками, прямо во дворе увидел огороженную площадку,где гарцевали по кругу спортсмены, а позади виднелась круглая крыша манежа,с открытыми в загон дверями. Слышались команды,ржание лошадей. Значит мне сюда. И точно,вот и вывеска на трехэтажном особняке справа . Зашел внутрь. Там какие-то двери, учебные классы,подсобки,серьезные дяди-тети в начищенных сапогах топают вверх-вниз. И всюду запах сыромяти и конюшни. Тебе чего малец?-спрашивает меня молодцеватый парень в белых бриджах. Мне бы записаться в секцию! А!Ну пройди вон в тот кабинет. Это оказалась тренерская,там по стенам развешаны плакаты с инструкциями и таблицы какие-то. И никого нет. Потом вошла тетка в пиджаке с блестящими пуговицами. Обратился к ней,поговорили. Но она меня разочаровала сильно-во-первых набор в учебные группы уже закончен,во-вторых лет мне уже многовато(ничего себе всего двенадцать!,я думал скажут рано,а тут поздно). Но тетка оказалась не кем-нибудь,а начальником школы-Александрой Михайловной Левиной(известной нашей спортсменкой и чемпионкой). Она разрешила мне сходить в манеж, и в дальнейшем- приходить пока смотреть на тренировки.
Я бегом скатился вниз и через двор прошел в манеж. Там тоже шли занятия. Ух-ты!Какие лошади холеные,аж блестят все! Не то,что наши колхозные клячки, а какие горячие,чуть-то крутятся боком,шею гнут и храпят недовольно .Да,на такого коня заберешься и фиг слезешь,если только вылетишь на опилки манежа. По тут сторону видны через открытые двери ряды денников, там тоже какие-то ребята держат на развязках лошадь. Внизу у самого круга сидят несколько человек,и один из них,видимо главный тренер,строгим голосом руководит тренировкой. Как я понял в последствии, в школе есть группы по конкуру(это преодоление препятствий),выездке и троеборью,которое совмещает в себя все виды-и конкур и выездку и скачки с препятствиями.
Осмелев,я подошел к грозному дядьке и попросил у него разрешения посмотреть на тренировку, и если вдруг освободится место,может меня и зачислят. Дядька(им оказался знаменитый наш конник Ростислав Павлович Макаров,победитель Пардубицкого стипль-чеза(тогда я конечно и не знал,что это такое),иронически оглядел меня,но пожал руку,проверял крепость что ли? Он заведует в школе троеборьем. Это самый сложный и опасный вид конного спорта, поэтому туда так просто абы кого не берут. А в учебных группах занимаются и ребята и девчонки по подготовительной программе,без специализации. И уже после года-два занятий можно понять-куда годится юный спортсмен и годится ли он вообще! Так,что мест пока нет,но приходить можно и даже помогать по уборке в конюшне желательно. Ну а там посмотрим ! Но это я не против,даже с радостью!
В тот день мне удалось пробраться на конюшню и даже помогать конюхам,которые снисходительно разрешали пацану выгрести навоз из денника или почистить лошадку,пока они перекурят.
В метро от меня брезгливо шарахались соседние пассажиры,а дома бабушка всплеснула руками-Ох,какой грязный-то,все рукава в волосах.а пахнет-то навозом что ли!

Наши собачки(64).


Как и с лошадьми,мое детство,да что там детство,почти вся жизнь связана с собаками. Причем, себя я т.н "собачником! не считаю. Это сегодняшняя категория населения,в значительной степени подвергшаяся западной моде на собачку в доме. Там это естественная в общем-то любовь к собаке-другу и спутнику человечества,приняла некоторые омерзительные черты, как и все их насквозь прогнившее общество. Там ,а теперь и у нас,собака стала модой,непременным атрибутом каждой"добропорядочной" семьи,а соответственно развился "собачий" бизнес и мораль "собаковладельцев" для которых их четвероногие мопсы-хаски стали куда важнее заповеданной Богом любви и сострадания к человеку. Т.е человек для них стал ниже собаки. Тут уже не смешно часто,глядя на закаканные районы на ссоры- от словесных до физических между самими собачниками из-за собачек. А уж сделать замечание такому "другу собаки",значит сильно рискнуть в прямом и переносном смысле. Можно и огрести,как говорится "по-полной".
Ну да фиг бы с ними,речь тут не о них,а о тех кто по душе или профессии связан с собаками,знает в них толк,умеет найти собаке место,где бы она принесла пользу хозяину. Тут любовь другая,тут интерес и призвание. Ну и конечно,для сельского жителя собака просто естественный член его семьи,образа жизни,его подворья.
Любовь к собакам заложена в нас с генами и проявляется с раннего детства,когда малыши дети и щенята играют вместе практически на равных,и собака-мать мудро смотрит и защищает их одинаково. В дальнейшем совсем не обязательно человек заведет себе пса,но всегда будет к собакам благосклонен.
У нас в семье собаки были всегда,мне по крайней мере так казалось. Главным собаководом был отец,выросший в сельском доме,а мама к ним относилась как к неизбежному злу,так как часто с нашими собачками случались всякие "непредвиденные " обстоятельства,которые ей приходилось "расхлебывать".
Еще учась в младших классах,я убегал в Москве на Тульскую улицу по соседству,где среди оставшихся еще частных домишек и складов,в Смежном переулке была "собачья площадка",где с собаками разных пород проводился профессиональный дрессаж. А мы,втиснушись лицом в прутья железной ограды, затаив дыхание,наблюдали процесс. Собаки эти,были конечно не чета нашим деревенским бобикам-шарикам,как и спортивные кони отличаются от колхозных сивок,эти благородные псы приходили или чаще приезжали на площадку важно,увешанные дорогими ошейниками или строгими цепями,на крепких поводках,сытые,уверенные,благородные. Они иногда прибывали с увешанной наградами грудью,как победители и чемпионы собачьих олимпиад. Доги,и эрдели,боксеры и московские сторожевые,русские черные терьеры и конечно,наши любимые восточно-европейские овчарки,эталон собачьей красоты и ума. Ну умом-то и статью они были все оделены сполна,и мы только диву давались,как быстро и точно эти "дворяне" собачьего сословия выполняли команды хозяев. А те,в перерывах,покуривали и вели нескончаемые беседа о своих любимцах...
В деревне конечно жители этим не заморачивались и собачек заводили спонтанно,как правило обычных дворняг. Ну может с той или иной долей породистой крови. Что в общем-то не гарантировало им что-то выдающееся в деревенской собачьей жизни. Потому как в этих условиях,когда без всякого дрессировки,псу надо было исполнять свои обязанности или самому добывать себе пропитание. А вот дворняжки этой смекалкой владели на все сто!
Первым псом,которого я помню был Шарик. Дворняга белого окраса с коричневым носом,хвостом завернутым кольцом на спину и полувисячими ушами. Согласен,что вид не очень-то привлекательный,но пес он был классный во всех отношениях. Обходился самой простой пищей из варева,которое отец делал ему из картофельных очисток,перловки и куриных голов. Эти головы наш шкет разгрызал моментально и вообще через пару минут здоровенная миска была пуста,а рыжие глаза Шарика опять жадно искали пищу. Но питался он довольно успешно и подножным кормом в виде соседских кур и цыплят,за что нам регулярно устраивали скандалы пострадавшие птицеводы. После такого обычно Шарик был нещадно выдран отцом(если он был трезв) или отечески обласкан с одобрительной речью(если хозяин был в подпитии). Шарик почти всегда носился с нами,активно интересуясь всеми нашими проказами и принимая в них радостное участие. В общем был весельчак и хулиган. Имел одну отвратительную привычку-вываляться с довольным визгом в свежих коровьих лепешках(а их хватало по округе)и бежать обниматься с нашей компанией. Ну естественно получал пинков. Однажды Шарик жестоко пострадал в схватке с одичавшей кошкой в сосняке у футбольного поля. Та раскровянила псу нос и с воплями гнала его до опушки. Мы сразу же помчались туда в чащу,но увидев гнездо в сплетении сосновых лап озверевшую кошару,мигом ретировались. Нос у Шарика конечно зажил,сам зализал,но шрам остался белой ниткой. Как погибали наши собаки писать не стану,мне и по сей день нелегко об этом говорить. Это ведь как потерять родного члена семьи.
Берта был сухой,поджарой полуовчаркой волчьего окраса. Она щенком вообще казалась волчонком с уже стоящими острыми ушами. Собака была тоже бедовая,но конечно не чета Шарику. Она интеллигентно ощерив зубы,выбирала из миски куриные субпродукты ,остальное игнорировала,чем несказанно удивляла отца,который и нам в суп был любитель добавить всяких куриных ливеров,что впрочем было довольно вкусно. А вот Берта этого не оценила. Она также вечно носилась с детворой,причем была яростной "кошатницей",и с десяток соседских кошек закончили жизнь в её пасти. Уж не знаю,чем они ей не угодили так. Многие наши псы вполне уживались с кошками и даже иногда дружили. Ну вот такой у нее был бздик. Другой бздик был во время течки(ведь говорили отцу -не заводи сучку,хлопот не оберешься). Берта была в этом смысле местной "секс-бомбой", и кобели сбегали к ее будке со всей округи,устраивали шумные драки,делали подкопы под забором,который безуспешно укреплял отец. А один невероятно шустрый кобелек даже умудрился совершить цирковой трюк,когда отец натянул по забору сетку-рабицу,глубоко вкопав ее понизу в землю. Тогда влюбленный пес с разбегу взлетел по стволу росшей за забором ветлы и оттуда перевернувшись по спирали спрыгнул прямо в объятия нашей вертихвостки. Несмотря на обилие половых партнеров,щенков Берта приносила мало-один-два от силы,которые часто погибали в юном возрасте,либо их попросту топили. Хотя некоторым везло и их отдавали соседям.
Еще запомнился Джек. Чистопородная овчарка. Мощный кобель,классического окраса.наверное он был забракован прежним хозяином-летчиком,который за бутылку водки сбагрил пса отцу. На примере Джека можно понять,как вредно заводить собаку служебной породы,не обладая навыками дрессировки. Горе-хозяин видимо не имел ни времени ни желания этим заниматься,в итоге вырос почти неуправляемый,но очень породный пес. Мой папик,хотя и имел настольную книгу(которую я я неоднократно штудировал) по служебному собаководству,тоже по иным причинам не смог ничего поделать с овчаркой. Поначалу Джек и на него кидался,не раз покусал,но со временем как-то смирился,однако выпускать его без поводка было весьма неосмотрительно,он мог запросто порвать любую встречную псину, а возможно и человека. Охранные навыки он освоил четко,и непрошенных гостей у нас в доме поубавилось. Однажды он серьезно прокусил ногу товарищу отца-дяде Юре Семину,зашедшему в неурочный час с бутылкой в кармане. Этой водкой они потом промыли рану и свои потревоженные внутренности. Меня Джек терпел как говорится скрепя сердце,вернее зубы,и даже когда я его гладил,издавал глухое рычание. В итоге мать потребовала убрать опасного пса, и отец куда-то увез его.
Следующим нашим псом,причем всеобщим любимцем был Рекс. Кличка довольно дурацкая для западно-сибирской лайки.Но это уж воля отца. Рекса мы купили на Птичьем рынке(о котором у меня будет отдельный рассказ). Щенка выбирал я из небольшого помета,выбрал самого активного и крупного,рыжего с о светлым подпалом. Хозяин рассказал(насколько правда сказать не могу,мне не поверилось тогда), что у них щенков выбирают так-весь помет кидают в яму в снегу,засыпают сверху снегом и даже притаптывают,потом первых двух-трех,кто выберется оставляют в живых,а остальных там в яме и хоронят. Это якобы для отбора наиболее жизнеспособных щенков.Позднее Рекс станет по спине гораздо темнее.Вид у него самый благородный-острые уши,хвост кольцом,суховатый,мускулистый и невероятный охотник. Меня Рекс очень любил,даже когда я подолгу его не видел,а приезжал на каникулы,он был самым верным спутником моим в походах по лесу. Рекс был равнодушен к кошкам,курам и другим собакам. Кроме Бокса. Бокс появился у нас через год после Рекса,его отцу опять всучил какой-то знакомый летчик из Внукова,по причине что его овчарка нагуляла приплод от невесть кого. Но щенки вышли мощные,толстолапые и с характерным окрасом. Отец взял самого толстого,сказал,что вырастет злобным,потому как у щенка черная пасть. Однако это оказалось полной фигней. Хоть Бокса отец специально кормил только сырым мясом и держал в холодном крольчатнике, пес вырос полнейшим добрягой и увальнем. Невысокий,толстяк, с подвисшими вниз кончиками ушей. Ничего грозного. Скорее наоборот,даже равнодушная к собакам мама его любила за игривость и отзыв на ласку. Бокс невероятно любил одну и ту же игру-догонялки,причем догонять должны были его,что мало кому нравилось. Тогда он старался как-то задеть своего напарника(будь то собака или человек),куснуть,облапить грязными лапищами,и кинуться наутек. Рекс обычно мгновенно его догонял и задавал хорошую трепку,которая на этого толстяка не имела никакого воздействия. Поесть он любил самозабвенно.Сожрав моментально свою порцию "варева",он по-пластунски начинал движение к миске аккуратиста Рекса,и невзирая на его укусы и лай,мигом съедал и его порцию,после чего блаженно разваливался у будки. В лесных походах наших он как правило шел возле меня и не обращал внимания на Рексов лай на очередную белку где-то в чаще.
Были еще у нас и приблудившаяся в лесу гончая,и пара восточно-сибирских лаек-Вилюй и его сын Алдан,серьезные ребятишки,но они были не наши,а от внуковского общества охотников(которые были авиаторами и привезли этих псов из далекой Сибири). Жил еще некоторое время медалист Акбар,прекраснейшая дрессированная ВЕО,которого передала мне на передержку девчонка-лошадница,уехавшая на пару месяцев за кормами. Акбар меня знал и до этого,а тут мы так с ним сдружились,просто не разлей вода. Акбар сопровождал меня повсюду,даже если я заходил к соседям по делу,он невозмутимо ломился следом. Как-то будучи в совхозе ,я подвергся атаке местных двортерьеров . Вернее они напали не на меня,а на Акбара,который шел рядом. Приблизиться это разношерстная и разнокалиберная публика не смела,но шум подняли страшный. Акбар посмотрел на меня ,я причитал реально в его взгляде-Ну разреши я их немного шугану! Ну я и дал команду Фас!. Стая бросилась во все стороны,какой-то замешкавшийся здоровяк был в миг сметен Акбаром и дико взвыл,но мой друг уже гнал шавок по дороге у коровников. Там одна мелкая нырнула в трубу под дорогой,но другой конец был забит глиной и собачонка завыла,заголосила тоненько от страха .Акбар с улыбающейся мордой стоял у трубы и периодически ревел туда грозно,на что псина внутри отвечала диким визгом. Но я постарался прекратить этот собачий концерт,взяв довольного пса на поводок. Когда пришла пора нам расставаться,Акбар вбунтовался(и это при его вышколенности) и отказался уходить в хозяйкой.Это и понятно,там команды,квартира,а тут вольняга -гуляй не хочу! Еле утащила пса. Еще раз мы встретились через несколько лет ,и он уже старый с седой мордой узнал и притиснулся головой в ноги и так стоял помахивая хвостом.
Потом уже гораздо позже были еще собаки у нас,в вернее уже у меня,но больше всех по душе был Рим,красавец-колли,которого выбрали на том же Птичьем рынке мои девочки. Я ранее на эту породу внимания не обращал,и поначалу отнесся скептически к симпатичному щенку,счел выбор несерьезным,но как оказалось Рим стал нашим полноправным членом семьи. Мы все его обожали за характер и поведение ,но о нем еще я как-нибудь расскажу отдельно.


Рецензии