Fatale monstrum. 1

  Так мчался ловчий за чудовищем-
Как Цезарь гонит
от Италии-
Как зайца,на цепи парящую-
Голубку,
Равниной снежною Гемонии-
Царицу убегающую прочь...

Квинт Гораций*

(Автор поэтического перевода Таис Никольская)



Незаметной тенью промелькнула она ещё до того,как барка Атет пересекла тёмные предрассветные воды.
Невысокая,хрупкая,в подчеркнувшем мягкие очертания округлых форм, сетью переплетённых,покрытых сусальным золотом нитей, плотно облегающем фигуру- блестящем  каларизисе*. Покрой одеяния обрисовывал  бедра и высокую грудь(прикрытую одним узорным золотым  ожерельем),начинающимся у тонкой шеи,полусолнцем охватывающим ключицы. Верхняя часть сарафана покрывала покатые плечи подобно воротнику.
Длинные волосы(скрытые объемным чёрным париком),венчала усыпанная яркими изумрудами, золотая повязка с символом Буто*.

В этот час фигура спешащей Клеопатры, вызывала восхищение у всех кому выпала честь случайно лицезреть земное воплощение бессмертного образа .

Открыв потайную дверь посредством заклинания из слов,(одно из которых означало сакральное имя Исиды, неведомый смертным и доступный только посвященным вход),она быстро проследовала в тайную,одной ей известную часть пирамиды расположенную в скрытом переходе,ведущем в святилище, о котором не знал никто кроме  неё и Исиды.
Прежде чем коснуться невидимой двери,царица медленно и осторожно передвигалась во мраке по узкому лабиринту,дорогу по которому едва освещал сапфировый кристалл в  перстне.Только его пронзительно-яркий синий луч,попадая на место стыка кладки способен был открыть указатели,нанесенные  подобно светящейся  фосфорной краске.Нужно отметить что это перстень на указательном пальце её правой руки являлся дорогим сердцу  подарком,полученным от самой богини.

Скрытый дверной проём невозможно было разглядеть и при тщательном осмотре, настолько плотно прилегали  друг другу огромные камни так,что издалека казались сплошным монолитом и даже лезвие ножа не могло проникнуть в едва видимую щель между неподъёмными глыбами.
В центре помещения,внутри основании круга изображающего огненный диск бога Ра,тотчас появилась движущаяся( необычная для того времени),полусфера.
Царица сделала шаг и незримый механизм подобно магниту поднял  вверх прозрачную платформу,совершив остановку на самой верхней площадке,расположенной под конусом пирамиды.

От центра возвышения тотчас, в пустой прохладной темноте,возникло сияние, вызванное вспышкой исходившей от камня в оправе кольца.
Прямолинейный луч света,едва достигнув вершины острия большой  хрустальной призмы на возвышении рассыпался(пройдя через отражение множества граней),сетью голубоватых бликов.Проекции рассеивали отблески,создавая вокруг наслоение причудливых геометрических многоугольников,
Их отражения заполняли всё пространство помещения, сочетания линий образовывали подобие космических рисунков,продолжающихся в разных направлениях.

Клеопатра подняла взор к месту выхода света, закрыла глаза,мысленно обратившись к Исиде
замерла в безмолвном  ожидании.
Никто кроме неё не знал об этом уединенном месте,строители были отправлены в мир теней по окончании работы, усыплённые ядовитой смесью из опиума  болиголова и аконита,сразу после возведения  сооружения.
Все рекомендации по строительству и помощь были получены от богов,их неразглашение принималось подобно государственной тайне,как впрочем и то что ожидало по окончании рабов.
Этот ежедневный  предрассветный ритуал без которого она могла лишиться чар и власти для Клеопатры имел значение большее нежели любовь мужчины для любой земной женщины.
Прошла не одна минута ожидания,когда, наконец, Клеопатра услышала тихий, но отчетливый вызывающий содрогание души  шёпот,подобный шипению змеи.
Ей сообщалось всё,что имело важность,затем последовал громкий приказ:
-Открой глаза и вдохни!
Клеопатра тотчас сделала глубокий вдох.

Все кто видел её перед этим направляющейся к пирамиде думали что она направилась в усыпальницу с письмом и не сопровождали даже взглядом.
Клеопатра задержала дыхание и всё зеленоватое свечение подобно дымке окружающей её мерцанием среди переплетений лучей с в таинственных отражениях  кристалла вошло внутрь,отчего на мгновение царица окаменела застыв  неподвижно и плоть её ставшая невесомой на миг воспарила в воздухе.
Но вскоре оцепенение прошло,тело приняло прежний вид и царица поспешно направилась обратно,легко ступив на перемещающуюся  площадку внутри прозрачной полусферы, доставившую её обратно,к выходу.

В венах женшины-фараона почти не оставалось силы богов после того как кровь смешалась с кровью династии Птолемея.
В тот момент,когда царица покинула пирамиду рассветные лучи солнца озарили её лицо,открывая взорам резкие грубые черты:выделив низкий лоб, выдающийся греческий нос и
тяжёлый подбородок,отчего стало ясно,что правительницу из рода Птолемея и последнего Фараона Древнего Египта в женском обличии сложно назвать красавицей.
Но её ум,образование компенсировали эти недостатки поражая каждого,кто с ней знакомился.
Клеопатра обладала утонченным,изысканным вкусом и вместе с тем неодолимой тягой к роскоши и плотским утехам.
Всё,что было женского в этом маленьком и хрупком теле сейчас обрисовал  золотом плетения- облегающий сарафан.

Царица поднялась по ступеням во дворец и сразу же попросила подать ей плоды уникальной хурмы и отдельно свежий смолистый бальзам.
Рабыня помогла прилечь на гладко отполированное промасленное ложе из ствола библейского  дерева,упоминаемого в Писании и хорошо  известного своими целебными свойствами. Клеопатра ежедневно употребляла его также и в косметических целях.
Смолистый сок из необычных по форме плодов,которые отныне больше не встречаются на земле,одновременно служил ей и духами
и благовонием.
Эта редкая разновидность хурмы произрастала
В Гилеаде Палестины,а смолу добывали из надрезов на стволе из коры .
Во времена Второго храма сами
магические и церемониальные свойства этого фрукта до сих пор остаются тайной времени.
Лицо царицы застывшее окаменевшей маской постепенно порозовело,она облегчённо вздохнула,затем  прикрыла глаза. Пока служанка осторожно массировала её тело при помощи ароматного чудодейственного элексира молодости,она лежала неподвижно и по еле доносившемуся ровному дыханию можно было определить что Клеопатра спит.

Египетский бог Осирис женился на своей сестре Исиде,дабы не разбавлять божественную кровь сторонними связями и Клеопатра провозгласила себя земным воплощением Исиды,уверив в этом всех живущих в годы её правления так,что в этом не сомневались ни полководец Марк Антоний,ни те,кто провел с ней хотя бы одну ночь.
Ходили слухи, что с наступлением вечернего часа тёмной богини,царица преображалась и когда исчезала в закате лодка Ра её невозможно было узнать,так как сама кожа приобретала серебристо-голубоватое свечение,а черты лица плавно смягчались, становясь изящными и нежными.
Не зря Гораций написал о  Царице-она" чудовище -fatale monstrum",судьбоносна и опасна.

Прошло более получаса и Клеопатра вполголоса произнесла:
-Достаточно,-после чего поднялась и  подкорректировала в уголках глаз тени из медного малахита и чёрного сульфида свинца.
В свою чашу 
с коктейлем из фруктов сама добавила свежий сок из той же самой целебной хурмы и отпивая небольшими глотками неспеша и задумчиво направилась в личную часть дворца,в сторону покоев  досматривать сладкие утренние сны.


Клеопатра
Художник Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)


Квинт Гораций*
            
(Из истории)

Интересно и то,что Клеопатра не пыталась бежать из Египта,хотя могла через Суэц проникнуть в Красное море.
С «ясным лицом»,не искаженным смертью,увидит её на ложе смерти победитель.Решение неотступно, проявлена величайшая сила духа- выстоять до конца.
Всё насмешки и ругательства перед этими качествами звучат в веках как отголоски гимна прославляющего финал.

Цитата:
«...взглянула с улыбкою
И злобных змей к груди прижала,            Чтобы всем телом впитать отраву.
Она решилась твердо на смерть идти
Из страха,что царицей развенчанной
Ее позорно для триумфа             Гордого вражья умчит либурна».

И далее-
«Цезарь устремился вслед за чудовищем,
Чтоб цепь накинуть...
Царица — чудовище (fatale monstrum), вместо того поэтически сравнивает с голубкою и зайцем, убегающими по снежной равнине Гемонии.
 Август здесь выступает в роли быстроного Ахилла.»

Отверженная,преследуемая в «ледяной Гемонии она олицетворение и голубки и зайца, здесь эти метафоры популярные — символы любви античной поэзии. Звучат игривые намёки,приобретая окраску сочувствия к «fatale monstrum», именуемой не только «роковым чудовищем»,но и «объятой яростью» и «опьяненной мереотийским вином» и другими раннее употребляемыми прозвищами в отзвуках публичных поношений.
Но участь предрешена и нет боле возможности ни унизить,ни посмеяться,ни исказить то что принадлежит векам,пытаясь обратить время вспять.


Продолжение- 2 часть
по ссылке-
http://proza.ru/2023/03/07/1769


Рецензии
Приветствую, Таис.

Если женщина умная и независимая, обладает властью, то для мужчин она всегда в какой-то степени fatale monstrum. Мне нравится царица Клеопатра за ее стремление защитить Египет от Рима. Судя по монетам, она и правда не красавица, но играли ее в кино красивейшие актрисы своего времени. Особенно прекрасен фильм с Элизабет Тейлор.

С уважением,

Нина Алешагина   06.03.2023 00:52     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Нина!
Меня как привлекла мистическая сторона !
Автор написавший о ней эти строки первый раз видел ее шестилетним ребенком.Но в тридцать лет он обнаружил в ней великое обаяние ума,речи,образования и нечто что пленяло с первого взгляда в общении независимо от внешности я думаю это дар Исиды,возможно как и атланты,имея божественную кровь она была наделена чем-то превосходящим человеческое понимание,а то что непонятно вызывает зависть и некоторые мужчины не терпят в женщине превосходство.
Да,однажды она меня очаровала именно в роли Элизабет Тейлор.
С добрыми пожеланиями,уважением, Таис


Таис Никольская   06.03.2023 09:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.