Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 5 частЪ

\\* Женитьба и переход в..,- Кунсткамеру...*//

В 1952 году Юрий Валентинович Кнорозов женился
на своей ровеснице, филологе-русистке,-
 Валентине Михайловне Самковой 1922—2000.

        Она происходила из ленинградской семьи,
   пережила первый год блокады Ленинграда-1941-го,
была эвакуирована и окончила университет уже после войны.
       Работала она старшим преподавателем
        Второго Ленинградского пединститута.
    По причине бедности особой церемонии не устраивали.
Молодые поселились в комнате супруги в коммунальной квартире
на Невском проспекте, в доме 111. Брак оказался удачным
и был принят родителями обеих сторон, хотя Галина Ершова,-
   непосредственная ученица Кнорозова и утверждала,
     что Кнорозов лишь кратко уведомил отца и мать.

  В августе 1955 года Валентина Михайловна защитила
   кандидатскую диссертацию «Из истории общественно-
   политической лексики русского литературного языка
40—60-х гг. XIX века по материалам произведений А.И. Герцена».
   В 1955—1962 годах Валентина Михайловна являлась
  первой заведующей кафедрой русского языка в ЛИСИ,
    в котором училось много студентов-иностранцев.

Под руководством В.М. Самковой кафедра одной из первых в СССР
     приступила к разработке темы «Научный стиль речи».

С апреля 1953 года Ю. Кнорозов занимал должность
    и.о. заведующего отделом Средней Азии
         Музея этнографии народов СССР.

    Публикации о дешифровке письменности майя
     позволили оформить перевод Кнорозова
   во вновь открытый Сектор Америки, Австралии
и Океании в Кунсткамере, куда он по приказу перешёл
с 1 сентября на ставку младшего научного сотрудника
         АН СССР (фактически с 20 августа).

  Ставка эта была предоставлена Президиумом Академии
          и составляла 1200 рублей в месяц.
К тому времени выполненный Юрием Валентиновичем перевод
 «Сообщения о делах в Юкатане» был принят к печати
             Издательством Академии наук.

    Для этого издания он подготовил предисловие,
в котором рассмотрел все затронутые автором XVI века
            сюжеты с позиции науки XX века.

В письме родителям от 13 апреля 1954 года он упоминал,
что за основу диссертации собирался взять предисловие
 к изданию Ланды, что позволило бы не тратить деньги
  на перепечатку текста. В период политизации науки
и идеологической борьбы с Западом Кунсткамеру посещали
    представители дружественных СССР режимов
       и зарубежных коммунистических партий.
       Например, в 1954 году музей осмотрели
        Сальвадор Альенде и Пабло Неруда.

              \\* Защита диссертации *//
Поскольку для С. Толстова и С. Токарева было ясно,
что устроить Кнорозова в аспирантуру (хотя бы заочно)
не удастся, было решено провести его как соискателя.

   Сдача кандидатского минимума началась с экзамена
       по специальности — 14 сентября 1954 года,
причём в экзаменационную комиссию входил Д. А. Ольдерогге.

Экзамен по французскому языку проходил 10 января 1955 года,
     и 18 февраля того же года — по этнографии.

Защита Кнорозова должна была проходить в Москве,
поскольку председателем диссертационного совета
Института этнографии (Знаменка, дом 10) являлся С.П. Толстов.

Накануне защиты, назначенной на 29 марта 1955 года,
председатель предупредил журналистов, и публичная
церемония представлялась как событие большого
общественного значения. Кнорозов спустя 30 лет
рассказывал (например, географу Я.В. Кузьмину
во время курильских экспедиций), что «шёл на защиту,
не зная, чем она закончится, вполне возможно, что арестом».

Дело в том, что у классиков марксизма указано,
что иероглифическая письменность, как у майя,
соответствует стадии развитого классового государства,
однако в одной из работ Энгельса указано,
что майя «достигли стадии варварства».

  Таким образом, автора можно было бы заподозрить
 в ревизии марксизма... Примерно так же восприняли
диссертацию родные,- Юрий остановился у брата Бориса
           на Смоленской набережной,
      туда же приехал старший брат Сергей.

    Диссертация была представлена на тему:
«„Сообщение о делах в Юкатане“ Диего де Ланда
    как историко-этнографический источник».

Официальными оппонентами были Д.А. Ольдерогге и В.Н. Кутейщикова.
        С объёмным докладом выступил С.А. Токарев,
    после чего ведущий заседание С.П. Толстов объявил,
   что «кандидатской степени мало» для работы Кнорозова.

   Его поддержал Д.А. Ольдерогге, который заявил,
    что «однажды присутствовал на учёном совете,
где решено было сразу присудить докторскую степень».

 При этом Токарева можно было считать третьим оппонентом,
   что было необходимо для процедуры докторской защиты.
Член диссертационного совета египтолог М.А. Коростовцев
также заявил, что «не остаётся сомнений, что Ю.В. Кнорозов
достоин докторской степени». В то же время М.С. Плисецкий,-
директор Музея антропологии МГУ,- и П. И. Кушнер предложили
         оформить степень по совокупности трудов,
поскольку собственно дешифровка письменности не полностью
         представлена в диссертации и автореферате.

Процедура была заранее подготовлена С.П. Толстовым,
 в частности, он навёл справки в ВАК, и оказалось,
   что возможно провести двойное голосование.

  В результате при голосовании за присуждение степени
кандидата исторических наук из 13 человек 12 проголосовало
     «за», и один бюллетень был недействительным.

  При подсчёте голосов о присуждении степени доктора
    исторических наук «против» проголосовало двое.-
в том числе С.А. Токарев. Было принято решение приложить
   к диссертации Кнорозова и его статью и брошюру
    о дешифровке и структуре письменности майя.

      Дешифровка и защита Кнорозова вызвала интерес прессы.
 В журнале «Смена» (1955, июнь) вышло интервью с С.Токаревым,
в котором особое внимание было сделано на идеологическом аспекте
кнорозовской работы, превосходстве марксистско-ленинского метода.
  Ещё в мае последовала публикация в «Литературной газете»,
  основанная преимущественно на комментариях Токарева,
    и не оставшаяся незамеченной за рубежом.

24 сентября 1955 года ВАК официально утвердил Юрию Валентиновичу
степень доктора исторических наук. Несмотря на то, что не удалось
командировать Кнорозова в Рим на X международный конгресс историков,
его доклад был напечатан как на русском, так и на английском языках.

   \\* Кнорозов в 1950—1970-х годах *//
    1956 год. Конгресс в Копенгагене.
Под Новый, 1956 год, популярная статья Кнорозова «Загадка майя»
увидела свет в журнале «Советский Союз», ориентированном
на западную аудиторию, что, по мнению Г. Ершовой,
«было окончательным и бесповоротным признанием общественности».

18 мая 1956 года Президиум АН СССР утвердил Ю.В. Кнорозова
в звании старшего научного сотрудника. Тогда же Кунсткамеру
посетил свергнутый президент Гватемалы Хакобо Арбенс Гусман
и даже упомянул знакомство с Кнорозовым в книге отзывов.

      Однако сообщение С.А. Корсуна о том, что Кнорозов
встречался с латиноамериканскими студентами из народов майя,
Г. Ершова называет «мифом», поскольку в Латинской Америке
1950-х годов индейцы практически не имели возможность выезжать
                за рубеж с образовательными целями.
Кроме того, в декабре 1955 года к Кнорозову обратился Франс Блом,
и между двумя исследователями в 1955—1957 годах велась переписка.

В августе 1956 года благодаря усилиям С.П. Толстова,-
 Кнорозов был включён в состав советской делегации
на XXXII Международном конгрессе американистов в Копенгагене.

В работе конгресса участвовали 328 учёных из 34 стран,
а председателем был избран известный антрополог Кай Биркет-Смит.

Кнорозов отправился в Европу вместе с А.П. Окладниковым
и И. А. Золотаревской, бывшей учёным секретарём на защите
Юрия Валентиновича. По мнению Г. Ершовой, «участие Кнорозова
на этом конгрессе было чрезвычайно важно и стратегически необходимо»:
присутствовали значительные специалисты по американистике
и майянистике, такие как Поль Риве, Дэвид Келли, Альфонсо Касо
и Томас Бартель, которого Кнорозов считал своим главным оппонентом.

 Гостем на конгрессе был и Тур Хейердал, с которым Кнорозов
       всю жизнь категорически отказывался встречаться,
считая его (по рассказу племянника) «хорошим путешественником,
              но шарлатаном в науке».
    Ожидания оправдались: Бартель выступил с докладом
«Противоречивое положение в исследовании письменности майя»,
     в котором, не оспаривая правильности метода,
    обвинил Кнорозова в нарушении авторских прав...

  Эта позиция восходила к взглядам Э. Томпсона, кой в 1953 году
опубликовал в Мексике статью, в которой Кнорозов обвинялся в том,
           что придерживается марксистских взглядов
         и навязывает их западным индеанистам...
Именно он впервые обвинил Кнорозова в «нарушении научной этики»,
   а речь шла об использовании чтений К. Томаса и Б. Уорфа.

  Поскольку для представителей школы Томпсона
знаки представлялись носителями высшего смысла,
 то результаты интерпретации рассматривались
     как «собственность» исследователя.

       Бартель в своём докладе также заявил,
  что задачей дешифровщика является генерирование
максимального количества собственных интерпретаций.

    {{{{{{{{{{{*&&&&*}}}}}}}}}}}}}}   
БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ
          *ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:   
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 1 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/19/1920
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 2 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/19/1929
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 3 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/20/28
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 4 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/20/63 
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 5 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/20/1687
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 6 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/20/1733
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 7 частъ.
П\с - 2:
      Автор благодарен воспоминаниям учеников
Юрия Кнорозова Галине Ершовой и Маргарите Альбедиль,
как и другим ученикам и уважИтелям майяниста Кнорозова !!
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 6 частЪ
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 7 частЪ


Рецензии